Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 00:15, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование понятия, типов, проблем и основных целей эффективности экономического роста и экономического развития. Экономическое развитие выступает как результат взаимодействия многих факторов - экономических, а также политических и социальных. Каждый фактор может выступать основным источником роста. Это зависит от окружающей среды.
В задачи работы входит:
1) изучить понятие, типы, проблемы и модели экономического роста;
2) определить условия стабильности, факторы и цели эффективности эконо¬мического роста;

Вложенные файлы: 1 файл

Мой.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Модель Домара

,

где I - ежегодные чистые инвестиции;

ΔI - ежегодный прирост чистых инвестиций;

ΔI/I- ежегодный темп роста чистых инвестиций;

  1/ α-   мультипликатор   инвестиций,   причем     -   средняя склонность к сбережению;

σ- потенциальная средняя производительность инвестиции.

Модель Харрода представлена двумя уравнениями. Первое  уравнение   отражает   статическое   равновесие,    а   второе динамическое. В обоих уравнениях рассматриваются действительные сбережения и предполагаемые инвестиции.

,

Где G - ежегодный темп роста национального дохода;

С - капиталоемкость продукции;

S - средняя склонность  к сбережению.

 

,

 

где Gw - необходимый темп экономического роста, обеспечивающий    динамическое    равновесие    между    сбережениями    и инвестициями;

Gr - требуемая величина капиталоемкости.

Таким образом, мы снова  видим, что темпы экономического роста ставятся в зависимость  от соотношения инвестиций и сбережений, а государству отводится активная роль в реагировании развития страны.

Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описать особенности макроэкономических процессов. Р.Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в кейнсианских моделях была следствием невзаимозаменяемости факторов производства. Вместо функции Леонтьева он использовал в своей модели производственную функцию Кобба—Дугласа (см. приложение Б), в которой труд и капитал являются субститутами. Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются: убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.

 Взаимозаменяемость  факторов (изменение капиталовооруженности) объясняется не только технологическими условиями, но и неоклассической предпосылкой о совершенной конкуренции на рынках факторов.

 Необходимым условием  равновесия экономической системы  является равенство совокупного спроса и предложения.

Среди аналитических  инструментов неоклассических моделей главное место принадлежит производственной функции. В конце 20-х годов экономист П.Дуглас и математик Х.Кобб обработали три временных ряда характеристик американской обрабатывающей промышленности за 1899—1922 гг., рассмотрев рост основного капитала, количество отработанных часов и объем производства. За выделенный период основной капитал вырос в 4 раза, капиталовооруженность — в 2,7, число отработанных часов — в 1,61, а физический объем производства — в 2,4 раза. Исходя из того, что производственная функция должна быть линейной и гомогенной, они предложили следующую эмпирическую формулу:

,         

где у — объем производства;

L — затраты труда; 

α и β — степенные коэффициенты.

Дальнейшие расчеты  дали значения α = 3/4, β = 1/4. Примерно такие  же значения приводятся в учебнике “Экономикс” П. Самуэльсона и В. Нордхауса. Расчеты по обрабатывающей промышленности СССР за 1961—1970 гг. дали следующие значения: α = 0,72 и β = 0,28. Степенные показатели означают, насколько увеличится объем производства, если соответствующий производственный фактор увеличится на 1%.

 Важнейшие черты  функции Кобба—Дугласа при интерпретации  ее в неклассическом духе можно сформулировать следующим образом;

1) предполагается постоянство  прибыли и удельных расходов, отсутствие накопления, сумма эластичности производства (труд и капитал) равна единице. Степень взаимозаменяемости факторов колеблется от 0 до 1 и обычно менее единицы. Пределы взаимозаменяемости определяет данный уровень технического развития;

2) теоретически возможна  безграничная замена труда капиталом; 

3) функция не учитывает  изменения качества производственных  факторов, т.е. технический прогресс  элиминирован. Отсюда можно сделать вывод, что функция приемлема лишь для экстенсивного экономического роста.

 

2.4 Российская модель экономического роста

 

В 1992 году Россия совершила  переход к новой модели экономики  – от плановой к рыночной. Это был очень тяжелый период, из которых первых два года  - кризис и семь лет  - переход.

Второй этап – восстановительный  рост, который охватил 1999-2008 годы и  завершился выходом на основные показатели выпуска 1990 года9. В этот период в России сложилась тенденция к усилению регулирующей роли государства.

Выход из трансформационного кризиса позволял ставить задачи завершения формирования полноценной  институциональной системы для  эффективной рыночной экономики и структурных изменений, которые можно было признать модернизацией. Необходимые преобразования были остановлены в силу того, что дорожающая нефть снизила актуальность реформ и модернизации. К началу нового глобального кризиса в 2008 году Россия подошла с восстановленной экономикой, а затем легче других стран перенесла первые годы этого кризиса и сейчас находится в лучшем положении, чем большинство этих стран (смотрите приложение В).

В 2011 году проявилась устойчивость хозяйства России. Экономический  рост был умеренным и в целом  естественным для страны среднего уровня экономического развития- выше, чем в Германии, но ниже, чем в Китае. Бюджет по итогам года был исполнен с профицитом 1 % ВВП, а инфляция достигла исторического минимума за весь 20-летний посткоммунистический период. В области денежной политики Центральному банку РФ удалось перейти к плавающему валютному курсу и таргетированию инфляции. Это важнейшее институциональное завоевание последнего десятилетия.

Однако макроэкономическая стабильность остается хрупкой потому, что опирается на доходы бюджета от высоких цен на нефть, которые находятся в точке исторического максимума и в постоянных ценах сопоставимы с уровнем рубежа 1970-1980-х годов (смотрите приложение Г). Политика наращивания расходных обязательств бюджета крайне опасна.  Между тем ненефтяной дефицит федерального бюджета составил в 2011 году порядка 10 % ВВП, а дефицит бюджета при средней десятилетней цене на нефть составил 4,5 % ВВП.

В 2011 году возрос отток  капитала из России. Причинами можно  назвать ухудшение инвестиционного климата, спрос на иностранные активы со стороны крупных российских инвесторов, глобальный кризис и политические риски предвыборного периода. Эта проблема подлежит серьезному изучению и решению.

В 2011 году начали вестись  дискуссии о новой модели экономического роста. Одновременно работали две комиссии по модернизации и технологическому развитию – под руководством Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Положительными факторами  модернизации могут стать два  крупных внешнеэкономических решения 2011 года – присоединение России к ВТО и прорыв на пространстве постсоветской интеграции (Таможенный союз), заключено соглашение по единому экономическому пространству (России, Белоруссии и Казахстана). Вступление в ВТО должно повысить конкуренцию для российских товаропроизводителей, а создание ТС и Единого экономического пространства – дополнить конкуренцию товаров конкуренцией институтов.

Исчерпание возможностей модели 1999–2009 годов в совокупности с вызовами глобального кризиса ставят вопрос о формировании новой модели экономического роста. Существенное повышение деловой активности бизнеса, создание в обществе атмосферы доверия и обострение здоровой конкуренции на основе укрепления верховенства права и соблюдения финансовых ограничений – это элементы новой модели экономического роста.

Рассмотрим ключевые элементы новой модели роста:

1) Одним из направлений  бюджетной политики выступают снижение бюджетной нагрузки относительно ВВП, ослабление зависимости бюджета от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Следует установить жесткое  бюджетное правило: при расчете бюджета опираться на твердо устанавливаемую и не зависящую от политического торга цену на нефть.

Также стоит увеличить инвестиционные и инновационные расходы бюджета, оказывать поддержку только эффективным предприятиям, минимизировать дальнейшие изменения в налоговой системе.

2) Необходимо снизить  инфляцию до уровня, соответствующего  показателю развитых стран (около 5 %), развивать кредитование экономики, принимая к учету качественные ценные бумаги отечественных эмитентов. Целесообразно подготовить систему мер по укреплению международных позиций рубля.

3) Улучшить предпринимательский  климат и активизировать частнопредпринимательскую деятельность.

4) Необходимо пересмотреть  Трудовой кодекс в направлении  либерализации условий найма  и увольнения, стимулировать трудовую  мобильность населения, концентрацию  людей в точках экономического  роста, а также отраслевое  перераспределение трудовых ресурсов при сокращении занятости в бюджетном секторе. Нужны меры по повышению иммиграционной привлекательности России.

5) Развитие образования, здравоохранения и пенсионной системы.

6) Усиление конкуренции  для российских предприятий.

7) Пространственная политика  должна основываться на двух  принципах:

- стимулирование притока  населения в точки экономического  роста для компенсации демографического кризиса;

- стимулирование конкуренции  между регионами и между муниципалитетами  за привлечение населения и бизнеса.

Продвижение модернизации по всем направлениям, особенно сочетание  модернизации технологической с модернизацией институтов (экономических и политических) становится абсолютно необходимым. Власть всегда пыталась делать акцент на отдельных аспектах модернизации (военном, технологическом, экономическом или научно-образовательном, реже – политическом), но никогда не реализовывала комплексную программу. Отсюда – непоследовательность и неустойчивость результатов модернизации.

 

 

Заключение

 

Достижение экономического роста – это одна из важнейших  целей макроэкономического регулирования. От возможностей экономического роста данной страны зависят: уровень ее экономического развития, показатели жизни населения, ее конкурентоспособность и место в мировом сообществе, в конечном итоге, важнейшие перспективы развития страны в будущем.

Все проблемы экономического развития связаны с использованием ресурсов, которые базируются на двух аксиомах: потребности общества безграничны, полностью неутолимы; ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки.

Различают условия экономического роста и его результаты. К условиям относятся: состояние материально-технической  базы, наличие квалифицированной  рабочей силы, оптимальная структуру производства, развитие инфраструктуры, природные ресурсы и обеспечение ими предприятий, экономическая самостоятельность и т.д. Результаты экономического роста характеризуются уровнем производительности труда, темпами прироста ВНП и НД, степенью удовлетворения потребностей и уровнем жизни населения.

Важнейшими показателями экономического роста являются: экономический потенциал  страны, экономическая мощь страны, уровень экономического развития страны.

В настоящий момент очень важны обоснование и выбор российской стратегии экономического роста, которая опиралась бы на имеющиеся производственный, научно-технический, интеллектуальный потенциал и богатейшие ресурсы.

Старая модель экономического роста  России исчерпала себя. Нужны новые механизмы, которые позволят России успешно конкурировать за человеческие и финансовые ресурсы в глобальглм масштабе:

1) активная демографическая политика, направленная на сбережение и увеличение численности населения страны;

2) ускоренное социально-экономическое развитие сибирского и дальневосточного регионов для чего будет создана государственная корпорация, которая будет осуществлять контроль и координацию ключевых проектов по развитию в этих регионах;

3) это создание новых, качественных рабочих мест, вместо старых и неэффективных;

4) построение новой, конкурентной экономики, способной демонстрировать качественный рост в условиях жесткой конкуренции на мировых рынка, широкое использование новых прорывных технологий, позволяющих создавать конкурентную продукцию и решать проблемы повышения производительности труда;

  5) укрепление позиций России в мире, и прежде всего через активизацию новой интеграции на евразийском пространстве. Создание Таможенного союза позволило увеличить взаимный оборот России, Белоруссии и Казахстана сразу на 37%.

Россия совместно с  Белоруссией и Казахстаном передала важнейшие полномочия в сфере макроэкономики, таможенной деятельности, технических регламентов наднациональному органу — Евразийской экономической комиссии, что позволяет говорить о новых импульсах интеграционных процессов, придавая им необратимый характер.

6) запуск с 2015 года проекта Евразийского экономического союза к которому смогут присоединяться и другие партнеры, заинтересованные в таком интеграционном сотрудничестве.

Учет всех вышеперечисленных деталей механизма формирует основу для экономической и политической модернизации всей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Туманова Е. А., Шагас Н. Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. М.: Инфра - М, 2004. С. 184

2 Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. М.: Дело и Сервис, 2004. С. 232

3 Иногда выделяют и рост дохода в расчете на одного занятого.

4 Иногда выделяются земля или природные ресурсы

5 Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Инфра-М, 1997. С. 698

6 Головачев А.С., Головачева И.В.  Макроэкономика, Мн.: Аккад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. С. 55

Информация о работе Экономический рост