Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа
Экономический рост занимает центральное место в экономике любой страны. Это связано с тем, что; во-первых, экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни; во-вторых, экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие; в-третьих, экономический рост определяет перспективы развития страны во всем их многообразии.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования проблемы экономического роста, его сущности, целей и основных характеристик.
Введение…………………………………………………………3
1. Теория экономического роста……………………………….6
Экономический рост. Термины, понятия, определения..6
Стадии экономического роста…………………………..11
2. Экономический рост в России……………………………...17
2.1. Соотношение экономического роста СССР и США……17
2.2. Оценка качества экономического роста РФ и США……30
2.3 Экономический рост России за период 2009-2012 год…34
Заключение……………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………….40
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теория экономического роста……………………………….6
2. Экономический рост в России……………………………...17
2.1. Соотношение экономического роста СССР и США……17
2.2. Оценка качества
2.3 Экономический рост России за период 2009-2012 год…34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
Тема моей курсовой работы: "Экономический рост". Тема экономического роста была, есть и будет актуальна во все времена, так как она касается каждой, отдельно взятой личности, и планеты в целом. В сущности, людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Человечество стремится приобрести пищу, одежду, кров, множество товаров и услуг, которые ассоциируются с приличным либо высоким уровнем жизни, однако ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения. Непреложным фактом является то, что совокупность всех материальных потребностей превышает совокупность всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное материальное изобилие с трудом представляется осуществимым, но это не мешает миру стремиться к высотам благосостояния.
Объектом моего исследования является процесс экономического роста. Предмет работы – элементы и стадии экономического роста.
Столкновение мнений по поводу
темы, рассмотренной в работе, и
краткий обзор таких
Целью работы является исследование
сущности, целей и основных характеристик
экономического роста, его этапов и
стадий развития. Экономическое развитие
выступает как результат
Основными задачами данной работы выступают последовательные этапы решения проблемы экономического роста:
- определение характеристик экономического роста
- описание основных стадий экономического роста
- сравнительный анализ экономического роста России и США.
В курсовой работе раскрывается
термин "экономический рост", описываются
его элементы, стадии развития, основные
модели, а также состояние на современном
этапе развития человеческого общества,
рассматриваются основные "за"
и "против" экономического роста,
изучается экономическая
- изучение, и анализ научной литературы;
- обобщение изученной информации;
- моделирование, т.е. сравнение посредством графиков и таблиц.
Почему экономический
рост сам по себе обычно рассматривается
как важная экономическая цель? Ответ
очевиден. Увеличение общественного
продукта в расчете на душу населения
означает повышение уровня жизни. Экономический
рост влечет за собой возрастание
материального изобилия и отвечает
принципам минимизации
Экономический рост занимает центральное место в экономике любой страны. Это связано с тем, что; во-первых, экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни; во-вторых, экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие; в-третьих, экономический рост определяет перспективы развития страны во всем их многообразии.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего исследования проблемы экономического роста, его сущности, целей и основных характеристик.
Глава 1. Теория экономического роста
Экономический рост – это
обобщающий показатель развития человеческого
общества. Он свидетельствует о затратах
труда и его
Экономический рост определяется
и измеряется двумя взаимосвязанными
способами: как увеличение реального
ВНП за некоторый период времени
или как увеличение реального
ВНП за некоторый период времени
на душу населения. Использоваться могут
оба определения. Например, если в
центре внимания находятся проблемы
военно-политического
Ведущими показателями экономического роста являются:
годовой прирост объёма ВНП;
годовые темпы роста ВНП на душу населения;
годовые темпы роста производства основных отраслей экономики.
Экономический рост происходит в результате интенсивного и экстенсивного использования производственных факторов.
При экстенсивном типе прирост продукции достигается за счет роста численности работников и за счет увеличения мощности предприятия. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
Интенсивный тип экономического
роста характеризуется
По мнению многих современных учёных, экономический рост в наши дни достигается в основном за счёт интенсивных факторов (научно-технический прогресс (НТП), повышение квалификации рабочей силы и. т.д.).
Неоклассическая и кейнсианская модели.
В центре неоклассического направления стоит идея оптимальности рыночной системы, рассматриваемой как совершенный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать производственные факторы. Все процессы, протекающие на рынке – это результат взаимодействия спроса и предложения. Представители неоклассического направления строят свою концепцию экономического роста применительно к абстрактным условиям полной занятости ресурсов. Предложение, по их мнению, само создает спрос: то, что произведено, будет куплено. Это положение выдвинул еще французский экономист Жан Батист Сей (1767-1832). Цена, утверждал он, будет стремиться к такому уровню, при котором спрос уравновесит предложение при полной занятости ресурсов. Отсюда следует вывод, что государственное вмешательство в экономику должно быть лишь косвенным (через денежно-кредитную сферу) и минимальным. Идеи неоклассиков были популярны в конце 19-начале 20 вв., однако они не смогли обеспечить выход экономики из глубокого кризиса 30 гг.
Именно в это время была опубликована "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), с чьим именем связана одна из наиболее известных экономических школ.
Джон Мейнард Кейнс выступил с критикой идей Ж.Б. Сея, которые, по его мнению, имеют мало общего с реальной жизнью. Если предложение превышает спрос, то возникает несоответствие, на преодоление которого может потребоваться значительный промежуток времени. Поэтому кейнсианцы рекомендуют ориентироваться именно на спрос и стимулировать рост всех его составляющих - и потребительских расходов домашних хозяйств, и инвестиций предприятий, и государственных расходов. Кейнсианцам и их последователям (неокейнсианцам) также принадлежит концепция мультипликатора-акселератора. Её суть заключается в том, что рост инвестиций приводит к росту доходов, а рост доходов, в свою очередь, к росту инвестиций. Таким образом происходит непрерывный, поступательный экономический рост.
Кроме того, кейнсианцы, в отличие от неоклассиков, выступают за прямое государственное вмешательство в экономику, так как рыночный механизм, по их мнению, самовосстанавливается слишком долго.
Рекомендациям кейнсианцев следовали правительства многих стран мира в послевоенный период вплоть до 80-х годов, однако постепенно обнаруживались и отрицательные последствия стимулирования совокупного спроса. Предложение было не в состоянии угнаться за искусственно завышенным спросом, цены росли, и инфляция начала приобретать угрожающие размеры. Поэтому в 80-е годы правительства большинства стран стали внимательнее прислушиваться к рекомендациям неоклассиков.
Качество жизни и
И кейнсианцы, и неоклассики давали рекомендации, направленные, в основном, на количественное увеличение экономического роста. Однако, для того, чтобы объективно исследовать такой сложнейший процесс, как экономический рост, количественных показателей явно недостаточно. Следует их дополнить системой качественных параметров. К последним относится "качество жизни" - совокупность социальных, культурных и моральных ценностей, дающих человеку возможность жить в гармонии с окружающим миром и с самим собой. Основными составляющими качества жизни являются:
• улучшение материального благосостояния населения;
• увеличение свободного времени как основы гармоничного развития личности;
• повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры;
• рост инвестиций в человеческий капитал;
• обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;
• социальная защищенность
безработных и
• поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения на рынке труда.
Следует отметить, что между
качеством жизни и
Мы видим, что существуют как "за", так и "против" экономического роста. Какое решение должно принять человечество в сложившейся ситуации? Воспользуемся аналогией. Образно нашу планету можно уподобить кораблю, попавшему в туман в открытом океане. Для тех, кто имеет в своем распоряжении каюты "люкс" и большие запасы продуктов (развитие страны), разумно приостановить плавание и дождаться, пока туман рассеется. Те же, кто не имеет ничего и ютится на палубе (слаборазвитые страны), рискуют из-за такой остановки просто не доплыть до берега. Поэтому, если развитые страны не стремятся к максимальному экономическому росту, (оптимальными считаются невысокие (2-3% в год), но устойчивые темпы) то для слаборазвитых стран значительный экономический рост жизненно необходим.