Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:21, курсовая работа
В условиях рыночной экономики планирование занимает важное место в системе управления.
Планирование представляет собой процесс разработки, обоснование, организацию выполнения и контроль за выполнением планов. Это непрерывный процесс определения целей и способов их достижения, а также оценки возможного влияния принимаемых решений на конечные результаты деятельности фирмы. Оно создает основу для четкой, слаженной работы всех структурных подразделений, позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих разработку и внедрение рыночных методов хозяйствования.
Нормативные методы базируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов. Под нормой понимается регламентированная величина абсолютного расхода ресурсов на единицу продукции или на выполнение единицы работы. Норматив - это относительный показатель расхода какого-либо ресурса в расчете на другие единицы (кроме продукции или работы). Нормы и нормативы, используемые в планировании можно свести в следующие группы:
затрат труда (нормы времени, нормы обслуживания, нормативы управляемости и др.) и заработной платы;
расхода сырья, материалов, производственных запасов;
использования производственных мощностей и оборудования;
экономические, в том числе финансовые
(нормативы текущей
Аналитические методы или методы экономического анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.
Программно-целевой метод
Методы экономико-
Планы как выражение результатов планирования должны образовывать в совокупности пирамидальную структуру, обладать концентрированной, дифференцированной по уровням управления информативностью, подразделяться по срокам разработки (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные).
Модель планирования с точки зрения ее предмета состоит из отдельных плановых комплексов или разделов общего плана:
1. Планирование генеральных целей;
2. Стратегическое планирование;
3. Тактическое планирование;
4. Текущее планирование.
Генеральное целевое планирование включает разработку концепции предприятия. Сюда относится планирование важнейших материальных целей: областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь; планирование важнейших стоимостных целей: финансовых результатов и ликвидности, планирование важнейших социальных целей: определенного имиджа предприятия, социального положения, определенной модели поведения по отношению к персоналу, инвесторам, рыночным партнерам, государству.
Генеральные цели предприятия формируются в виде директив общего характера. В качестве таких директив выступает глобальная цель предприятия - это прибыльность и достижение гарантированной ликвидности. Для предприятия в социальной рыночной экономике это означает, что стремление к максимальному результату, выраженному в конечном итоге в максимизации ценности капитала предприятия, формулируется, как высшая монетарная цель, которая может достигаться только при достижении установленных по периодам целей производства, и сбыта конкурентоспособных продуктов и услуг с учетом социальных целей.
Стоимостные цели с точки зрения содержания, масштабов и временных горизонтов находят свое выражение в показателях планирования результатов и финансового планирования, а также других производных от них экономических показателей, образующих многоступенчатую разветвленную совокупность высших целей в системе монетарных целей предприятия.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде, весьма общих, количественных ориентиров.
Стратегическое планирование - это, прежде всего планирование достижения целей. В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако как минимум выделяется четыре типа целей:
рыночные (какой сегмент
рынка товаров и услуг
производственные (какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества);
финансово-экономические (каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии);
социальные (в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев).
Стратегическое планирование включает в себя планирование программы и потенциала (планирование численности и структуры персонала, видов, объемов и структуры средств производства, организационной и территориальной структуры предприятия). Стратегическое планирование называют также планированием стратегий полей бизнеса, стратегий функциональных сфер деятельности и региональных стратегий.
Стратегическое планирование
связано с планированием
основополагающие решения должны приниматься с учетом философии и политики предприятия;
они имеют особое значение для развития материальной базы и (или) финансовых показателей предприятия;
действуют в долгосрочной
перспективе и принимаются
требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей.
Стратегический план
может иметь следующую
Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности компании.
Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности компании, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.
Раздел 2. Прогнозы и ориентиры. Приводятся прогноз экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.
Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы:
Производство;
Маркетинг;
Финансы (финансовый план);
Кадровая политика;
Инновационная политика
(научно-исследовательские и
Новая продукция и рынки сбыта.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет). В структурных подразделениях предприятия в рамках тактического планирования планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в форме - бизнес - планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами. Взаимосвязь стратегического и тактического планирования представлена на Рис.2.
Текущее планирование осуществляется
путем детальной разработки (обычно
на один год) краткосрочных и оперативных
планов для предприятия в целом и ее отдельных
подразделений. Оперативный план - это
план действий, направленных на решение
проблем, стоящих перед предприятием.
Годовой (текущий) план предприятия состоит из планирования функциональных сфер деятельности:
план сбыта;
план производства;
план научно - технического развития, совершенствования производства и управления;
план материально - технического снабжения;
план персонала;
финансовый план;
социальное развитие коллектива;
охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Основные отличительные
черты стратегического и
Таблица 1. Отличительные
черты стратегического и
Отличительные признаки |
Текущее планирование |
Стратегическое планирование |
1 |
2 |
3 |
Разработчики плана |
Руководители функциональных подразделений и линейные руководители |
Руководители предприятия |
Задача планирования |
Повышение эффективности предприятия |
Обеспечение успешного функционирования и развития предприятия |
Горизонт планирования |
Краткосрочный период |
Долгосрочный период |
Точность планирования |
Детальное планирование |
Укрупненное планирование |
Диапазон планирования |
Ограниченный спектр альтернатив |
Широкий спектр альтернатив |
Основа планирования |
Внутренние условия предприятия |
Изменение внешней среды |
Оценка эффективности |
Прибыль и ликвидность |
Увеличение рентабельности собственного капитала |
Оперативно-производственное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства, формируя производственные программы и задания участкам и бригадам с учетом возможности и выполнения на каждом рабочем месте. Оно призвано обеспечить эффективное функционирование производственного процесса, способствовать достижению высоких конечных результатов.
Оперативно-производственное планирование осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям - календарное планирование и диспетчирование. Первое включает: расчеты загрузки оборудования по цехам и по его видам; определение календарных нормативов движения процесса производства; разработку календарных графиков запуска и выпуска изделий; составление оперативных планов по бригадам, сменам, цехам и оперативную подготовку производства (обеспечение заготовками, инструментом, техдокументацией, комплектующими изделиями).
Диспетчирование представляет собой непрерывный учет, контроль и регулирование хода производства в соответствии с календарными графиками производства. Задачи диспетчирования: оперативный учет выполнения установленного графика производства и сменно-суточных заданий, выявление, анализ и устранение причин отклонений от установленных графиков, принятие оперативных мер по предупреждению и устранению отклонений; координация текущей деятельности взаимосвязанных звеньев, снабжение рабочих мест заготовками, оснасткой, инструментом.
В условиях серийного производства основными объектами диспетчирования являются: уровень складских заделов, состояние комплектации по отдельным изделиям, сроки запуска и выпуска деталей, узлов, изделий, обеспечение рабочих мест заготовками и инструментом.
В единичном производстве объект диспетчерского контроля - сроки выполнения работ по отдельным заказам, обеспечение рабочих мест заготовками, инструментом. Он осуществляется за соблюдением сроков запуска и выпуска деталей, узлов по цехам, хода подготовки производства.
Оперативно-производственное планирование в зависимости от масштабов подразделений, для которых оно осуществляется, подразделяют на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку и доведение оперативных заданий до цехов, контролирует, регулирует и координирует их работу. Внутрицеховое планирование решает эти же вопросы внутри цеха (по сменам, участкам, рабочим местам).
В зависимости от типа производства на промышленных предприятиях используется несколько систем оперативно-производственного планирования. Наиболее широкое распространение в машиностроении получили следующие системы: машинокомплектная, комплектно-узловая, комплектно-групповая, подетальная (по ритму выпуска), складская, по уровню обеспеченности ("Р-Г", т.е. "Разряд минус группа"), стандарт-план и др. Все они различаются между собой планово-учетной единицей, в качестве которой могут быть использованы: изделия, узел, комплект деталей, деталь и технологическая операция.
Выбор системы ОПП определяется следующими основными факторами: типом производства, объемом и повторяемостью выпускаемой продукции, ее сложностью, степенью унификации деталей и узлов, производственной структурой предприятия и цехов, формой внутризаводской специализации, наличием ЭВМ и специалистов по ее обслуживанию. Критериями оценки эффективности ОПП являются:
ритмичная работа коллектива и равномерный выпуск продукции;
уровень использования средств производства и рабочей силы;
Информация о работе Экономическое и социальное развитие предприятия