Экономическое пространство и формы пространственной организации хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 07:08, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В результате либерализации внешней торговли произошло стремительное завоевание российского потребительского рынка импортными товарами, доля которых к началу 2008 года достигла половины розничного товарооборота страны, и вытеснение отечественной продукции легкой и пищевой промышленности. Увеличилась дифференциация регионов по величине дохода на душу населения и другим параметрам уровня жизни. Финансовое положение экспортно-ориентированных регионов попало в сильную зависимость от конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров и торговых связей с зарубежными партнерами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА
1.Регион как часть экономического пространства……………………….…5-7
2. Формы пространственной организации хозяйства и расселения……...7-11
3. Единое экономическое пространство страны…………………………11-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….15-16

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.[10]

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность   экономической   политики   на    сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих  стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой – из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1)концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий – желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Перспективы сближения экономических районов по социально – экономическим показателям во многом зависит от их общей государственной политики с центра, хотя в теории это легко описывается на практике оно не реализовано даже на половину. Существуют также специальные Программы по таким направлениям и перспективам сближения, которые также не реализуются, потому что каждый регион в зависимости от своей конкурентоспособности и развитости отличается от других, создавая при этом неоднородность экономического пространства. В данной ситуации желательно бы комплексное развитие. Подразумевая под комплексностью связанность, сбалансированность и пропорциональность функционирования региональной экономики, важно выделить следующие основные балансовые соотношения и пропорции, которые должны иметь место в региональном экономическом пространстве: баланс между наличием трудоспособного населения и числом занятых в экономике региона, баланс спроса и предложения на товары массового потребления и услуги населению, баланс расходов и доходов населения, пропорциональность между основным производством и обслуживающей его производственной инфраструктурой, пропорция между численностью населения и объемом услуг непроизводственной сферы, пропорция между ассимилятивными способностями окружающей среды и объемом выбрасываемых в окружающую среду загрязняющих отходов производства, пропорция между объемом перерабатываемых минерально-сырьевых ресурсов и объемом подготовленных к обработке запасов минерального сырья, а также разведанных минерально-сырьевых ресурсов, баланс между необходимым количеством финансовых ресурсов и их наличием, пропорция между уровнем дохода на душу населения и прожиточным минимумом и т.д.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

 

    1. Конституция Российской Федерации: от 12 дек. 1993г. [Электронный ресурс] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

 

Книги

1. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.: Финансы: ЮНИТИ, 2009

2. Баранова Л.Г. Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская. – М.: Перспектива: ИНФРА-М, 2009

3. Брайчева Т.В. Государственные финансы [Текст]:  труд / Т.В. Брайчева. – СПб.: Питер, 2009

4. Грязнова А.Г. Региональная экономика [Текст]: учебник / под ред. проф. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. –М.: Финансы и статистика, 2009

5. Иванов Н.Г. Региональная экономика [Текст] / Н.Г. Иванов, Т.Д. Маковник. – СПб., 2009

6. Ковалева Т.М. Региональная  экономика [Текст]: учебное пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2009  

7. Крутякова Ю.А. Государственная экономика[Текст]:  учебное пособие для вузов / Ю.А. Крутякова. – М.: Кнорус, 2008

8. Мацкуляк И.Д. Экономическая теория [Текст] / под. ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: Изд-во РАГС, 2009

9. Нешитой А.С. Региональная экономика [Текст]: учебник / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008

10. Романенков А.И. Бюджетная реформа [Текст]: труд / А.И.     Романенков. – Псков, 2009

26. Шуба В.Б. Формирование  и развитие межбюджетных отношений [Текст] : труд / В.Б. Шуба. –М.: Экономисть, 2009

 

 

 

 


Информация о работе Экономическое пространство и формы пространственной организации хозяйства