Экономическое развитие России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная нац экономика.docx

— 42.94 Кб (Скачать файл)
  1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века

 Первая половина XIX в.  явилась в русской истории  временем во многих отношениях  переломным. К началу этой эпохи  Россия, успешно решив многие  стоявшие перед ней внутри- и  внешнеполитические задачи стала  могущественной державой. Ее пределы  охватили огромные пространства  Восточной Европы и Северной  Азии, захватив и часть Северной  Америки. Продолжалось расширение  территории и в рассматриваемый  период. Столь же устойчивой была  и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в  1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.

 

Сельское хозяйство

 Между тем крепостное  хозяйство, являвшееся основой  экономики России после бурного  роста на рубеже XVIII - XIX вв. постепенно  попало в полосу длительного  и, по существу, безысходного в  данных условиях застоя. Патриархальные  формы крепостного труда уже  не соответствовали изменившимся  общественным условиям: крепостной  труд был мало производителен  и невыгоден. Помещичьи хозяйства  были почти бездоходны и впадали  в задолженность, особенно в  неурожайные годы, когда помещики  вынуждены были кормить своих  голодных крестьян. Масса дворянских  имений была заложена в казенных  ссудных учреждениях; считают,  что к концу царствования Николая  I в залоге находилось более  половины крепостных крестьян (7 из 11 миллионов крепостных мужского  пола). Естественным выходом из  такой задолженности была окончательная  уступка заложенной земли и  крестьян государству, о чем  и думали некоторые помещики. К экономическим затруднениям  помещиков присоединялась боязнь  крестьянских волнений и беспорядков.  Хотя в царствование императора  Николая не было бунтов вроде  пугачевского, но крестьяне волновались  часто и во многих местах. Ожидание  конца крепостной зависимости  проникло в их массу и возбуждало  ее. Вся жизнь складывалась так,  что вела к ликвидации крепостничества.  Не меняли общего положения  дел и отдельные успехи крепостного  хозяйства (так с конца 1840-х  гг. резко возрос хлебный экспорт  в связи с отменой в Великобритании  ограничений на импорт зерна.

 Правительство, выступая, в принципе, за отмену крепостного  права, не стремилось форсировать  его ликвидацию, оставляя все  на добрую волю помещиков. Так,  в 1842 г. был издан указ об  обязанных крестьянах, в 1844 г.  помещикам разрешено освобождать крепостных без земли по обоюдному согласию. Вместе с тем, в 1847 г. крестьяне получают право выкупиться на свободу, если поместье хозяина выставляется на продажу за долги, а в 1848 г. за крепостными признано право выкупать незаселенные земли и строения (с согласия владельца).

 В 1844 - 1848 гг. в губерниях  Правобережной Украины (Киевское  генерал-губернаторство) проводится  инвентарная реформа - единственная  реформа николаевского времени,  имевшая обязательный характер  для поместного дворянства. Авторство  и инициатива проведения реформы  принадлежит киевскому генерал-губернатору  (позднее министру внутренних  дел) генералу Дмитрию Гавриловичу  Бибикову. Так называемые “инвентарные  правила” регламентировали высший  предел барщины (не более трех  дней в неделю, а для ряда  категорий - не более 2 дней). Введением  инвентарных правил правительство  стремилось ослабить влияние  местных помещиков, преимущественно  польского происхождения, поддержать  украинских крестьян, которые должны  были стать его опорой в  крае, а также предотвратить их  обезземеливание. Правила вызвали  чрезвычайное недовольство помещиков,  которым запрещалось уменьшать  крестьянские наделы и изменять  повинности. Известны случаи нарушения  инвентарных правил, хотя по закону  за это предусматривалось предание  военному суду. Впрочем, правительству  не удалось превратить местное  крестьянство в свою надежную  опору. Их выступления не только  не сократились, но даже несколько  увеличились. Так, в 1848 г. свыше  половины всех крестьянских выступлений  произошло в западных губерниях.  В конце 1850-х гг. инвентарные  правила были распространены  на все губернии бывшей Речи  Посполитой (Литву и Белоруссию). Введение инвентарных правил  безусловно подталкивало помещиков  к отмене крепостного права  и введение их в масштабах  всей России несомненно подтолкнуло  бы процесс преобразований в  этой сфере. Однако об этом  правительство даже и не помышляло.

 

Промышленность

 В промышленности продолжался  процесс медленного вытеснения  крепостной промышленности вольнонаемным  трудом. Уральские заводы, являвшиеся  оплотом крепостничества в промышленности  с конца XVIII в. переживали затяжной  кризис (в XIX в. Россия из страны, экспортировавшей металл превратилась  в ео импортера), тогда как легкая (прежде всего текстильная) промышленность, где прежде всего развивался  вольнонаемный труд переживает  бурный рост, которому в значительной мере способствовали новые таможенные тарифы (см. ниже). Способствовало бурному развитию текстильной промышленности и постоянное понижение стоимости полуфабриката - пряжи ввозившейся из Англии. Вместе с тем, в текстильной промышленности шел процесс вытеснения мелких и средних фабрик и их поглощения крупными предприятиями, способными проводить дорогостоящее техническое переоснащение. Однако вместе с тем стремительными темпами росло кустарное производство наиболее дешевых видов ткани. К концу 20-х гг. XIX в. Россия практически полностью перестает ввозить ситец из-за рубежа. Правительство осознавало обреченность крепостных мануфактур, однако относительная дешевизна и высокая квалификация крепостной рабочей силы сдерживала переход к новым принципам организации производства на государственных мануфактурах. Между тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший заводчикам отпускать на волю крепостных рабочих. Это позволило некоторым из них перейти к вольнонаемному труду.

 В 1840-х гг. в России  начинается промышленный переворот  (переход от ручного производства  к машинному), который в Европе  в основном завершился еще  в 1760-х - 1780-х гг. Запоздалое  вступление России в индустриальную  эпоху и медленное осуществление  промышленного переворота вело  к экономическому отставанию  страны и технологической зависимости  от Запада.

 

Транспорт

 Слабостью России, тормозившей  ее экономическое развитие была  отсталость и неразвитость путей  сообщения. По прежнему, как и  в XVIII в. основная масса грузов  шла по внутренним водным путям.  Совершенствованию последних государство  придавало очень большое значение. Так, еще в 1808-1811 гг. были созданы  Мариинская и Тихвинская системы  каналов, соединяющих Верхнюю  Волгу с Балтийским морем и  Петербургом, реконструированы Днепровско-Бугская  водная система (в 1814 - 1848 гг.), связывавшая  бассейн Днепра с Польшей и  Балтикой, Березинская водная система,  соединявшая Днепр и Западную  Двину и др. водные пути. При  Николае I в 1825 - 1828 гг.) был построен  Канал герцога Вюртембергского,  связавший Волгу и Северную  Двину (т.е. Архангельск). Практически  все из этих водных путей  сохраняют свое важное значение  до сих пор. В начале XIX в.  появляются и первые пароходы (в 1815 г. на заводе Берда в  СПб спущен на воду пароход  “Елизавета”). К концу николаевского  царствования пароходы получают  уже значительное распространение, хотя их количество значительно отстает от зарубежных старн и преобладающее значение на внутренних водных путях по прежнему сохраняет бурлачество.

 Сухопутные пути сообщения  после Отечественной войны также  начинают приводить в порядок.  В 1817 г. начинается строительство  мощеных шоссейных дорог. К  1825 г. их протяженность составляла 390 км., а к 1850 г. - 3300 км. В николаевскую  эпоху в России появляется  железнодорожный транспорт, ставший  во II половине XX в. лидером по объему  грузоперевозок. Правительство первоначально  относилось крайне осторожно  к идее создания железных дорог.  Только в 30-е гг. XIX в. под  влиянием успехов железнодорожного  дела в других странах (в  Англии железные дороги эксплуатировались  с 1825 г.) было принято решение  о создании Царскосельской железной  дороги от Санкт-Петербурга до  Павловска, протяженностью ок. 27 км. Эта линия не имела, конечно  же, серьезного экономического значения  и служила лишь своего рода  испытательным полигоном. В 1839 - 1845 гг. было открыто движение  по Варшавско-Венской железной  дороге, соединившей Царство Польское  с европейской железнодорожной  сетью. В 1842 - 1851 гг. была построена  Николаевская железная дорога, соединившая  две столицы (650 км.) по кратчайшему  расстоянию (превысив его всего  лишь на 12 км.). Первый поезд шел  из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин.  В 1851 г. было начато сооружение  Петербургско-Варшавской железной  дороги (окончена в 1862 г.). Общая  протяженность железных дорог  империи к 1855 г. составила 1044 км.

 К николаевскому времени  относится и первое применение  такого принципиально нового  средсва связи, как телеграф ( первая линия соединила в 1843 г. СПб и Царское Село).

 

Торговля и  финансы

 Николай I унаследовал  от Александра большое расстройство  финансовых дел. Борьба с Наполеоном  и континентальная блокада потрясли  экономику России. Усиленные выпуски  ассигнаций были тогда единственным  средством покрывать дефициты, из  года в год угнетавшие бюджет. В течение десяти лет (1807-1816) было выпущено в обращение  более 500 миллионов рублей бумажных  денег. Немудрено, что курс  бумажного рубля за это время  чрезвычайно упал: с 54 копеек он  дошел до 20 копеек серебром и  только к концу царствования  Александра немного поднялся (до 25 копеек). Давно уже в России  укрепился обычай вести двойной счет деньгам: на серебро и ассигнации, при чем один рубль стоил приблизительно 4 ассигнационных. Это вело к многим неудобствам. При расчетах продавцы и покупатели условливались, какими деньгами (монетою или бумажками) произвести платеж; при этом они сами устанавливали “курс обмена” и более хитрый зачастую обманывал менее догадливого. Так, например, в 1830 году в Москве рубль крупным серебром ценили в 4 рубля ассигнациями, рубль мелким серебром - в 4 руб. 20 коп. ассигнациями, а за рубль медью давали на ассигнации 1 р.20 коп. При такой путанице люди бедные и мало понимавшие в денежных расчетах несли убытки при каждой сделке и покупке. В государстве не существовало устойчивого курса ассигнаций, его не могло установить само правительство. Попытки правительства уменьшить количество ассигнаций не привели к хорошему результату. В последние годы Александра было уничтожено ассигнаций на 240 миллионов рублей, но их осталось еще на 600 миллионов и ценность их нисколько не поднялась. Надобны были иные меры.

 Министром финансов  при императоре Николае был  ученый финансист генерал Егор  Францевич Канкрин, известный  своею бережливостью и умелой  распорядительностью. Ему удалось  составить в государственном  казначействе значительный запас  золота и серебра, с которым  можно было решиться на уничтожение  обесцененных ассигнаций и на  замену их новыми денежными  знаками. Помимо случайных благоприятных  обстоятельств (большая добыча  золота и серебра), образованию  металлического запаса помогли  выпущенные Канкриным "депозитные  билеты" и "серии". Особая  депозитная касса принимала от  частных лиц золото и серебро  в монете и выдавала вкладчикам  сохранные расписки, "депозитные  билеты”, которые могли ходить  как деньги, и разменивались на  серебро 1:1. Соединяя все удобства  бумажных денег с достоинством  металлических, депозиты имели  большой успех и привлекли  в депозитную кассу много золота  и серебра. Такой же успех  имели и “серии”, то есть  билеты государственного казначейства, приносившие владельцу небольшой  процент и ходившие, как деньги, с беспрепятственным разменом  на серебро. Депозитки и серии,  доставляя казне ценный металлический  фонд, в то же время приучали  народ к новым видам бумажных  денежных знаков, имевших одинаковую  стоимость с серебряной монетой.

 Меры, необходимые для  уничтожения ассигнаций, были предметом  долгого обсуждения, в котором  деятельное участие принимал  и Сперанский. В 1839 г. было решено  объявить денежной единицей серебряный  рубль и считать его “законною  мерою всех обращающихся в  государстве денег". По отношению  к этому рублю был узаконен  постоянный н обязательный для  всех курс ассигнаций из расчета 350 руб. ассигнациями за 100 рублей серебром. А затем (в 1843 г.) был произведен выкуп о этому курсу в казну всех ассигнаций с обменом их на серебряную монету или же на новые "кредитные билеты", которые разменивались на серебро уже 1:1. Металлический запас и был необходим для того, чтобы произвести этот выкуп ассигнаций и чтобы иметь возможность поддержать размен новых кредитных билетов. С уничтожением ассигнаций денежное обращение в государстве пришло в порядок: в употреблении была серебряная и золотая монета и равноценные этой монете бумажные деньги.

1819 г. Новые очень либеральные  таможенные тарифы. Почти полное  восстановление “свободной торговли”.

1822 г. Возврат к протекционизму. Эти, фактически - запретительные, тарифы  действуют ( с некоторыми смягчениями)  вплоть до 1857 г. Это способствует  бурному подъему текстильной  промышленности (мануфактуры в Иваново-Вознесенске,  Орехово-Зуево, Москве и др. городах). Таможенный доход увеличился  в 2,5 раза составив одну из  самых крупных доходных статей  в бюджете.

1832 г. Установление таможенной  границы между Польшей и остальными  частями империи (существовала  до 1851 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ роста экономических показателей России и стран Запада. (вторая половина XIX – начало XX века).

 

Земледелие.

Российская Империя, наряду с США, занимала господствующее положение  в мировом сельском хозяйстве. Это  особенно видно на примере зерновых культур: за первые 14 лет XX века площадь  посевов выросла на 15 %, урожайность  хлебов - на 10 %, сбор зерна на душу населения - более чем на 20 %. Валовой сбор зерна - 5 637 млн пудов (92,5 млн тонн) - 1 место в мире (половина мирового урожая ржи, второе место по урожаю пшеницы), а также 1 место по экспорту зерновых - экспортировано 647,8 млн пудов (10610 млн тонн) зерновых. Общий объем  экспорта зерновых составил 651 млн рублей. 1 место по производству и экспорту сливочного масла - экспортировано 77576 тонн сливочного масла, Вологодское  масло становится брендом мирового масштаба, а «сибирское» масло  активно потреблялось европейской  аристократией.

Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX века