- Экономическое развитие России в первой половине XIX века
Первая половина XIX в.
явилась в русской истории
временем во многих отношениях
переломным. К началу этой эпохи
Россия, успешно решив многие
стоявшие перед ней внутри- и
внешнеполитические задачи стала
могущественной державой. Ее пределы
охватили огромные пространства
Восточной Европы и Северной
Азии, захватив и часть Северной
Америки. Продолжалось расширение
территории и в рассматриваемый
период. Столь же устойчивой была
и тенденция роста населения:
18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в
1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.
Сельское хозяйство
Между тем крепостное
хозяйство, являвшееся основой
экономики России после бурного
роста на рубеже XVIII - XIX вв. постепенно
попало в полосу длительного
и, по существу, безысходного в
данных условиях застоя. Патриархальные
формы крепостного труда уже
не соответствовали изменившимся
общественным условиям: крепостной
труд был мало производителен
и невыгоден. Помещичьи хозяйства
были почти бездоходны и впадали
в задолженность, особенно в
неурожайные годы, когда помещики
вынуждены были кормить своих
голодных крестьян. Масса дворянских
имений была заложена в казенных
ссудных учреждениях; считают,
что к концу царствования Николая
I в залоге находилось более
половины крепостных крестьян (7
из 11 миллионов крепостных мужского
пола). Естественным выходом из
такой задолженности была окончательная
уступка заложенной земли и
крестьян государству, о чем
и думали некоторые помещики.
К экономическим затруднениям
помещиков присоединялась боязнь
крестьянских волнений и беспорядков.
Хотя в царствование императора
Николая не было бунтов вроде
пугачевского, но крестьяне волновались
часто и во многих местах. Ожидание
конца крепостной зависимости
проникло в их массу и возбуждало
ее. Вся жизнь складывалась так,
что вела к ликвидации крепостничества.
Не меняли общего положения
дел и отдельные успехи крепостного
хозяйства (так с конца 1840-х
гг. резко возрос хлебный экспорт
в связи с отменой в Великобритании
ограничений на импорт зерна.
Правительство, выступая,
в принципе, за отмену крепостного
права, не стремилось форсировать
его ликвидацию, оставляя все
на добрую волю помещиков. Так,
в 1842 г. был издан указ об
обязанных крестьянах, в 1844 г.
помещикам разрешено освобождать крепостных
без земли по обоюдному согласию. Вместе
с тем, в 1847 г. крестьяне получают право
выкупиться на свободу, если поместье
хозяина выставляется на продажу за долги,
а в 1848 г. за крепостными признано право
выкупать незаселенные земли и строения
(с согласия владельца).
В 1844 - 1848 гг. в губерниях
Правобережной Украины (Киевское
генерал-губернаторство) проводится
инвентарная реформа - единственная
реформа николаевского времени,
имевшая обязательный характер
для поместного дворянства. Авторство
и инициатива проведения реформы
принадлежит киевскому генерал-губернатору
(позднее министру внутренних
дел) генералу Дмитрию Гавриловичу
Бибикову. Так называемые “инвентарные
правила” регламентировали высший
предел барщины (не более трех
дней в неделю, а для ряда
категорий - не более 2 дней). Введением
инвентарных правил правительство
стремилось ослабить влияние
местных помещиков, преимущественно
польского происхождения, поддержать
украинских крестьян, которые должны
были стать его опорой в
крае, а также предотвратить их
обезземеливание. Правила вызвали
чрезвычайное недовольство помещиков,
которым запрещалось уменьшать
крестьянские наделы и изменять
повинности. Известны случаи нарушения
инвентарных правил, хотя по закону
за это предусматривалось предание
военному суду. Впрочем, правительству
не удалось превратить местное
крестьянство в свою надежную
опору. Их выступления не только
не сократились, но даже несколько
увеличились. Так, в 1848 г. свыше
половины всех крестьянских выступлений
произошло в западных губерниях.
В конце 1850-х гг. инвентарные
правила были распространены
на все губернии бывшей Речи
Посполитой (Литву и Белоруссию).
Введение инвентарных правил
безусловно подталкивало помещиков
к отмене крепостного права
и введение их в масштабах
всей России несомненно подтолкнуло
бы процесс преобразований в
этой сфере. Однако об этом
правительство даже и не помышляло.
Промышленность
В промышленности продолжался
процесс медленного вытеснения
крепостной промышленности вольнонаемным
трудом. Уральские заводы, являвшиеся
оплотом крепостничества в промышленности
с конца XVIII в. переживали затяжной
кризис (в XIX в. Россия из страны,
экспортировавшей металл превратилась
в ео импортера), тогда как легкая
(прежде всего текстильная) промышленность,
где прежде всего развивался
вольнонаемный труд переживает
бурный рост, которому в значительной
мере способствовали новые таможенные
тарифы (см. ниже). Способствовало бурному
развитию текстильной промышленности
и постоянное понижение стоимости полуфабриката
- пряжи ввозившейся из Англии. Вместе
с тем, в текстильной промышленности шел
процесс вытеснения мелких и средних фабрик
и их поглощения крупными предприятиями,
способными проводить дорогостоящее техническое
переоснащение. Однако вместе с тем стремительными
темпами росло кустарное производство
наиболее дешевых видов ткани. К концу
20-х гг. XIX в. Россия практически полностью
перестает ввозить ситец из-за рубежа.
Правительство осознавало обреченность
крепостных мануфактур, однако относительная
дешевизна и высокая квалификация крепостной
рабочей силы сдерживала переход к новым
принципам организации производства на
государственных мануфактурах. Между
тем, в 1840 г. был издан закон, позволявший
заводчикам отпускать на волю крепостных
рабочих. Это позволило некоторым из них
перейти к вольнонаемному труду.
В 1840-х гг. в России
начинается промышленный переворот
(переход от ручного производства
к машинному), который в Европе
в основном завершился еще
в 1760-х - 1780-х гг. Запоздалое
вступление России в индустриальную
эпоху и медленное осуществление
промышленного переворота вело
к экономическому отставанию
страны и технологической зависимости
от Запада.
Транспорт
Слабостью России, тормозившей
ее экономическое развитие была
отсталость и неразвитость путей
сообщения. По прежнему, как и
в XVIII в. основная масса грузов
шла по внутренним водным путям.
Совершенствованию последних государство
придавало очень большое значение.
Так, еще в 1808-1811 гг. были созданы
Мариинская и Тихвинская системы
каналов, соединяющих Верхнюю
Волгу с Балтийским морем и
Петербургом, реконструированы Днепровско-Бугская
водная система (в 1814 - 1848 гг.), связывавшая
бассейн Днепра с Польшей и
Балтикой, Березинская водная система,
соединявшая Днепр и Западную
Двину и др. водные пути. При
Николае I в 1825 - 1828 гг.) был построен
Канал герцога Вюртембергского,
связавший Волгу и Северную
Двину (т.е. Архангельск). Практически
все из этих водных путей
сохраняют свое важное значение
до сих пор. В начале XIX в.
появляются и первые пароходы
(в 1815 г. на заводе Берда в
СПб спущен на воду пароход
“Елизавета”). К концу николаевского
царствования пароходы получают
уже значительное распространение,
хотя их количество значительно отстает
от зарубежных старн и преобладающее значение
на внутренних водных путях по прежнему
сохраняет бурлачество.
Сухопутные пути сообщения
после Отечественной войны также
начинают приводить в порядок.
В 1817 г. начинается строительство
мощеных шоссейных дорог. К
1825 г. их протяженность составляла
390 км., а к 1850 г. - 3300 км. В николаевскую
эпоху в России появляется
железнодорожный транспорт, ставший
во II половине XX в. лидером по объему
грузоперевозок. Правительство первоначально
относилось крайне осторожно
к идее создания железных дорог.
Только в 30-е гг. XIX в. под
влиянием успехов железнодорожного
дела в других странах (в
Англии железные дороги эксплуатировались
с 1825 г.) было принято решение
о создании Царскосельской железной
дороги от Санкт-Петербурга до
Павловска, протяженностью ок. 27
км. Эта линия не имела, конечно
же, серьезного экономического значения
и служила лишь своего рода
испытательным полигоном. В 1839
- 1845 гг. было открыто движение
по Варшавско-Венской железной
дороге, соединившей Царство Польское
с европейской железнодорожной
сетью. В 1842 - 1851 гг. была построена
Николаевская железная дорога, соединившая
две столицы (650 км.) по кратчайшему
расстоянию (превысив его всего
лишь на 12 км.). Первый поезд шел
из Москвы в СПб 21 ч. 15 мин.
В 1851 г. было начато сооружение
Петербургско-Варшавской железной
дороги (окончена в 1862 г.). Общая
протяженность железных дорог
империи к 1855 г. составила 1044
км.
К николаевскому времени
относится и первое применение
такого принципиально нового
средсва связи, как телеграф (
первая линия соединила в 1843
г. СПб и Царское Село).
Торговля и
финансы
Николай I унаследовал
от Александра большое расстройство
финансовых дел. Борьба с Наполеоном
и континентальная блокада потрясли
экономику России. Усиленные выпуски
ассигнаций были тогда единственным
средством покрывать дефициты, из
года в год угнетавшие бюджет.
В течение десяти лет (1807-1816)
было выпущено в обращение
более 500 миллионов рублей бумажных
денег. Немудрено, что курс
бумажного рубля за это время
чрезвычайно упал: с 54 копеек он
дошел до 20 копеек серебром и
только к концу царствования
Александра немного поднялся (до
25 копеек). Давно уже в России
укрепился обычай вести двойной счет
деньгам: на серебро и ассигнации, при
чем один рубль стоил приблизительно 4
ассигнационных. Это вело к многим неудобствам.
При расчетах продавцы и покупатели условливались,
какими деньгами (монетою или бумажками)
произвести платеж; при этом они сами устанавливали
“курс обмена” и более хитрый зачастую
обманывал менее догадливого. Так, например,
в 1830 году в Москве рубль крупным серебром
ценили в 4 рубля ассигнациями, рубль мелким
серебром - в 4 руб. 20 коп. ассигнациями,
а за рубль медью давали на ассигнации
1 р.20 коп. При такой путанице люди бедные
и мало понимавшие в денежных расчетах
несли убытки при каждой сделке и покупке.
В государстве не существовало устойчивого
курса ассигнаций, его не могло установить
само правительство. Попытки правительства
уменьшить количество ассигнаций не привели
к хорошему результату. В последние годы
Александра было уничтожено ассигнаций
на 240 миллионов рублей, но их осталось
еще на 600 миллионов и ценность их нисколько
не поднялась. Надобны были иные меры.
Министром финансов
при императоре Николае был
ученый финансист генерал Егор
Францевич Канкрин, известный
своею бережливостью и умелой
распорядительностью. Ему удалось
составить в государственном
казначействе значительный запас
золота и серебра, с которым
можно было решиться на уничтожение
обесцененных ассигнаций и на
замену их новыми денежными
знаками. Помимо случайных благоприятных
обстоятельств (большая добыча
золота и серебра), образованию
металлического запаса помогли
выпущенные Канкриным "депозитные
билеты" и "серии". Особая
депозитная касса принимала от
частных лиц золото и серебро
в монете и выдавала вкладчикам
сохранные расписки, "депозитные
билеты”, которые могли ходить
как деньги, и разменивались на
серебро 1:1. Соединяя все удобства
бумажных денег с достоинством
металлических, депозиты имели
большой успех и привлекли
в депозитную кассу много золота
и серебра. Такой же успех
имели и “серии”, то есть
билеты государственного казначейства,
приносившие владельцу небольшой
процент и ходившие, как деньги,
с беспрепятственным разменом
на серебро. Депозитки и серии,
доставляя казне ценный металлический
фонд, в то же время приучали
народ к новым видам бумажных
денежных знаков, имевших одинаковую
стоимость с серебряной монетой.
Меры, необходимые для
уничтожения ассигнаций, были предметом
долгого обсуждения, в котором
деятельное участие принимал
и Сперанский. В 1839 г. было решено
объявить денежной единицей серебряный
рубль и считать его “законною
мерою всех обращающихся в
государстве денег". По отношению
к этому рублю был узаконен
постоянный н обязательный для
всех курс ассигнаций из расчета
350 руб. ассигнациями за 100 рублей серебром.
А затем (в 1843 г.) был произведен выкуп о
этому курсу в казну всех ассигнаций с
обменом их на серебряную монету или же
на новые "кредитные билеты", которые
разменивались на серебро уже 1:1. Металлический
запас и был необходим для того, чтобы
произвести этот выкуп ассигнаций и чтобы
иметь возможность поддержать размен
новых кредитных билетов. С уничтожением
ассигнаций денежное обращение в государстве
пришло в порядок: в употреблении была
серебряная и золотая монета и равноценные
этой монете бумажные деньги.
1819 г. Новые очень либеральные
таможенные тарифы. Почти полное
восстановление “свободной торговли”.
1822 г. Возврат к протекционизму.
Эти, фактически - запретительные, тарифы
действуют ( с некоторыми смягчениями)
вплоть до 1857 г. Это способствует
бурному подъему текстильной
промышленности (мануфактуры в Иваново-Вознесенске,
Орехово-Зуево, Москве и др. городах).
Таможенный доход увеличился
в 2,5 раза составив одну из
самых крупных доходных статей
в бюджете.
1832 г. Установление таможенной
границы между Польшей и остальными
частями империи (существовала
до 1851 г.).
- Анализ роста экономических показателей России и стран Запада. (вторая половина XIX – начало XX века).
Земледелие.
Российская Империя, наряду
с США, занимала господствующее положение
в мировом сельском хозяйстве. Это
особенно видно на примере зерновых
культур: за первые 14 лет XX века площадь
посевов выросла на 15 %, урожайность
хлебов - на 10 %, сбор зерна на душу населения
- более чем на 20 %. Валовой сбор
зерна - 5 637 млн пудов (92,5 млн тонн)
- 1 место в мире (половина мирового
урожая ржи, второе место по урожаю
пшеницы), а также 1 место по экспорту
зерновых - экспортировано 647,8 млн пудов
(10610 млн тонн) зерновых. Общий объем
экспорта зерновых составил 651 млн рублей.
1 место по производству и экспорту
сливочного масла - экспортировано 77576
тонн сливочного масла, Вологодское
масло становится брендом мирового
масштаба, а «сибирское» масло
активно потреблялось европейской
аристократией.