Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:27, контрольная работа
Первая половина XIX в. явилась в русской истории временем во многих отношениях переломным. К началу этой эпохи Россия, успешно решив многие стоявшие перед ней внутри- и внешнеполитические задачи стала могущественной державой. Ее пределы охватили огромные пространства Восточной Европы и Северной Азии, захватив и часть Северной Америки. Продолжалось расширение территории и в рассматриваемый период. Столь же устойчивой была и тенденция роста населения: 18 млн. человек в 1747 г., 36 млн. - в 1796 г., 74 млн. - в середине XIX в.
Железные дороги.
Первая железная дорога в
России построена в 1851 по маршруту Москва-Санкт-Петербург,
на 26 лет позже первой железной дороги
в мире, появившейся в Англии в
1825 году. Также, как и в Европе,
строительство первых железных дорог
породило множество предрассудков,
активно подогреваемых
Однако со временем строительство железных дорог становится особо поощряемым царским правительством. Крымская война 1853-1856 наглядно продемонстрировала, что гужевого транспорта уже недостаточно для эффективного снабжения воюющей армии. Император Александр II учреждает особый железнодорожный фонд, с 1870-х годов начинается активное строительство.
Рост протяжённости железных дорог в Российской Империи:
Год |
Общая протяженность, км. |
1891 |
27200 |
1900 |
44900 |
1913 |
58500 |
1917 |
70260 |
За 1861-1870 государство вкладывает
в железнодорожное
На 1890 в казне находится 29 % железных дорог, в 1891-1901 в результате массовых выкупов частных дорог в казну, и строительства новых эта доля доходит до 69,6 %.
В 1887 построена
В 1891 начато строительство Транссибирской магистрали (Сибирского пути), прошедшей сквозь тайгу, болота и области вечной мерзлоты. В полном объёме огромное по масштабам строительство было завершено в 1916. Строительство Великого Сибирского пути было представлено на Всемирной промышленной выставке 1900 года в Париже. За 10 лет строительства было построено 7,5 тыс. км путей. В 1901 про проекту инженера Ольшевского был построен железнодорожный мост через Амударью.
В 1895 начинаются переговоры с Китаем о проведении участка Транссибирской магистрали через территорию Маньчжурии. К 1903 была построена Китайско-Восточная железная дорога. Строительство КВЖД позволило распространять российское влияние, опираясь на полосу отчуждения железной дороги, что вызывает сильное раздражение как Китая, так и Японии, начинавшей претендовать на доминирование в Юго-Восточной Азии.
Перед началом войны Россия выходит на второе место в мире, после США (при этом с разрывом в 6 раз) по общей протяжённости железных дорог, однако огромные расстояния делают эту сеть недостаточной; так, в Германии на 100 км² территории приходится в среднем 11,1 км железных дорог, в России - 1,1 км, кроме того, три четверти российских дорог были одноколейными.
Наблюдается нехватка стратегически важных дорог: по ситуации на 1914 год русские железные дороги могли подвозить к границе 211 поездов в сутки, дороги противника - 530. Кроме того, на начало войны Архангельск был связан с центральными областями устаревшей узкоколейной дорогой, а Мурманск вообще не имел железнодорожного сообщения.
Развитие промышленности
К 1840-м годам система
крепостного труда на фабриках приходит
к кризису: продукция крепостных
рабочих отличалась низким качеством.
Крепостной труд и строгая правительственная
регламентация тормозили
Рост промышленности:
Год |
Кол-во фабрик |
Кол-во рабочих |
1765 |
262 |
37862 |
1801 |
2423 |
95000 |
1825 |
5261 |
202000 |
1854 |
9944 |
459000 |
1881 |
31173 |
770842 |
1893 |
22483 |
1406792 |
1896 |
38401 |
1742181 |
Отмена крепостного права в 1861 году вызвала необходимость упорядочения рабочего законодательства. 1 июня 1882 запрещён труд детей до 12 лет, труд детей от 12 до 15 лет ограничен 8 часами, работа детей ночью, в воскресенья и праздники запрещена.
В 1884 учреждена фабричная инспекция. На деле, например, на 1899 насчитывалось всего 250 инспекторов во всей империи.
Фабрикант обязуется заключить с рабочим письменный договор и вести рассчётную книжку с указанием срока найма, заработной платы и взысканий. Также фабрикант обязуется инспекцией вывешивать расценку работ на стенах фабрики для общего сведения рабочих. Запрещается понижать зарплату, сокращать число рабочих дней ранее окончания договора, запрещается выплачивать зарплату продуктами или купонами. Запрещается устанавливать штрафы более одной трети зарплаты, причём особо оговаривается, что штрафы должны расходоваться только на нужды рабочих. Продолжительность рабочего дня определяется для взрослых мужчин в 11,5 часов, ночью - не более 10 часов.
Эти реформы были прямо вызваны волнениями среди рабочих; в 1880е годы произошло около 450 забастовок. Особым размахом отличалась Морозовская стачка 1885 года в местечке Никольском близ Орехова-Зуева. На суде над 33 «зачинщиками» стачки, выявились факты незаконного произвола владельцев, и рабочие были оправданы судом присяжных, однако вскоре арестованы приказом императора.
Бурный рост железнодорожного строительства в 1890е годы содействует росту промышленности (в среднем 7,6 % в год). Строительство железных дорог не только содействовало росту сбыта промышленной продукции, но и само также предъявляло значительный спрос на сырье; на постройку одной версты железной дороги требовалось более пяти тысяч пудов металла.
В период 1906-1914 промышленность в среднем растёт на 6 % в год. В целом за период 1887-1913 промышленное производство в России увеличилось в 4,6 раза, страна выходит на четвёртое - пятое места в мире по абсолютным размерам добычи железной руды, выплавке угля и стали. С началом эксплуатации Бакинского нефтегазоносного района Россия в 1900 выходит даже на первое место в мире по добыче нефти. Доля России в мировом промышленном производстве возрастает с 3,4 % в 1881 году до 5,3 % в 1913.
По общему объёму промышленного производства выходит на 5-6 место в мире, сравнявшись со Францией, и даже превосходя её по нескольким показателям. После окончания кризиса 1899 (1900) - 1903 и последовавшей за ним депрессии, Россия увеличивает промышленное производство в полтора раза за 1909-1913, причём опережающими темпами растёт тяжёлая промышленность - 174,5 % против 137,7 % у лёгкой.
Доли в мировом промышленном производстве, %:
Страна |
1881-1885 |
1896-1900 |
1913 |
Россия |
3,4 |
5 |
5,3 |
США |
28,6 |
30,1 |
35,8 |
Великобритания |
26,6 |
19,5 |
14 |
Германия |
13,9 |
16,6 |
15,7 |
Франция |
8,6 |
7,1 |
6,4 |
Тем не менее, сохраняется значительное отставание от западных стран в силу огромной разницы «стартовых позиций». Активная индустриализация Англии началась во второй половине XVIII века, США - в начале XIX, России - фактически в последней четверти XIX. Доля США в мировом промышленном производстве на 1913 год составляла 35,8 %, увеличившись с 28,6 % в 1881 году. В абсолютных цифрах Россия на 1913 год производила в 2,6 раза меньше, чем Англия, и в 3 раза меньше, чем Германии.
Огромный рост населения привёл к тому, что среднедушевые показатели предвоенной Российской империи выглядели уже гораздо хуже. При том, что Россия на 1913 год составляла 5,3 % мировой промышленности, её доля в мировом населении была 10,2 %. По уровню промышленного производства на душу населения Россия уже серьёзно уступала передовым державам. Так, в 1910 году потребление угля на душу населения в России составляло 4 % от американского, а стали - 6,25 %. По промышленному производству на душу населения империя в среднем уступала своим западным национальным окраинам - Финляндии (Великое княжество Финляндское) и Польше (Привислинский край).
На 1912 год национальный доход на душу населения в России составлял 110 руб золотом, в Германии - 300 руб, в Англии - 500, США - 720.
Рост был прерван мировым
экономическим кризисом 1899-1903, в
течение которого закрылось около
3 тыс. фабрик и заводов. Кризис содействовал
дальнейшей концентрации производства,
образованию крупных синдикатов
(Продамет, Продпаровоз, Продвагон). Значительно
усиливаются позиции
Бурный рост промышленности
в конце XIX - начала XX веков вызывает
сопротивление
Проводником консерваторов становится министерство внутренних дел, в своих аналитических записках императору отстаивающее отмену золотого стандарта (то есть фактически отмену конвертируемости рубля), и остановку индустриализации из опасения перед большой концентрацией рабочих.
Характерными являются статьи
князя Мещерского, требовавшего приоритета
сельского хозяйства над
Развитие заводов, по мнению консерваторов, лишь приводит к сворачиванию традиционных кустарных производств, которые, как им казалось, ничуть не хуже. Погоня за заведомо более развитыми индустриальными державами ими воспринималась, как «химера», а преобладание в экспорте хлеба их ничуть не смущало («держать всю хлебную торговлю в Европе в руках и ставить Европу в полную зависимость от нашего хлебного богатства»).
Очевидное недовольство рабочих князь Мещерский не мог понять, и объяснял лишь «гипнозом таинственных провокаторов». С его точки зрения, рабочим было абсолютно нечем возмущаться, так как «нравы отношений хозяина к рабочим почти всегда патриархальны».
С явной неприязнью относились
консерваторы к массовому строительству
железных дорог. Князь Мещерский: «железная
дорога убивает все до неё бывшие
народные ресурсы промысла и заработка
там, где она проходит: село, деревня,
местечко - всё беднеет и рушится».
К. Н. Леонтьев: «Мирные изобретения
(телефоны, железные дороги и т. д.) в
100 раз вреднее изобретений боевой
техники. Последние убивают много
отдельных людей, первые убивают
шаг за шагом всю живую органическую
жизнь на земле.». По мнению народнического
экономиста Н. Ф. Даниельсона, «железные
дороги, наряду с коммерческими банками,
являются главнейшими насосами, перекачивающими
ресурсы из деревни в город
и обеспечивающими
Ещё агрессивнее князь Мещерский высказывался в обращении к министру финансов Витте по поводу золотого стандарта: «это масонский замысел», «евреи станут хозяевами денег в России вместо вас, и вы обратитесь из русского министра финансов в их приказчика». Взамен предлагалось печатать сколько угодно необеспеченных бумажных денег: «когда нужны деньги, поступать казне так: выпустить столько, сколько нужно кредитных билетов», «Нужны деньги, должны быть деньги, как только эти деньги нужны для блага государства и интересов правительства…Жжём ли мы кредитные билеты или делаем мы их, где Европе это знать и проверять».
Информация о работе Экономическое развитие России в первой половине XIX века