Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть понятия эластичности спроса и предложения, исследовать эти экономические категории, их изменение (как теоретические аспекты, так и на примере практических данных).
Объект исследования - эластичность спроса и предложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать эластичность спроса (изменение эластичности спроса; факторы, влияющие на эластичность спроса, перекрестную эластичность спроса, а также эластичность спроса по доходу)
2. Исследовать эластичность предложения (измерение эластичности предложения и применение теории эластичности)
Структура работы состоит из рассмотрения и исследования задач, поставленных в данной курсовой работе, т.е. первоначально рассматривается эластичность спроса, ее сущность, показатели и т.п., а далее рассматривается эластичность предложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эластичность спроса…………………………………….…….……..…6
1.1 Понятие эластичности спроса………………………………….……............6
1.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса. ………………….…...........10
1.3 Перекрестная эластичность …………………………………………...........12
1.4 Эластичность спроса относительно дохода………………………......... ...14
Глава 2. Эластичность предложения…………………………………………...17
2.1 Понятие эластичности предложении…………………………...................17
2.2 Факторы эластичности предложения…………………………...................19
Глава 3. Применение теории эластичности. ……………………………..........20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………. …….28
показывает величину налога, его часть ниже пунктирной линии — потери
производителя от налога. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство до Q1, потеряв часть покупателей своей
продукции за счет более высокой цены на нее.
В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки и т.п.).
Следует обратить внимание на заштрихованные треугольники на рис. 2. Они
очерчивают продукцию, которая была бы произведена и куплена, если бы
государство не ввело налог. Это те потребители, которые хотят, но не могут
купить товар, и те производители, которые хотят, но не могут произвести его.
Несовпадение желаний и возможностей является прямым следствием установленного налога и представляет собой потерю для общества. Причем эта потеря будет тем выше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от
эластичности предложения (эластичность спроса примем постоянной)[6, с 145-150].
При эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества— выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.
Заключение
Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером
воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете
покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.
Список использованной литературы
1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики учебник для вузов/Р.М, Нуреев – 2-е идз.,изм.- М.:Норма,2007.-576 с.
2. Экономическая теория: Учебное пособие/под общ. ред. д.э.н., проф. Журавлевой Г.П., д.э.н., проф. Э.И. Мантаевой.- Элиста:ЗАОр «НПП «Джангар». 2009.- 572 с.
3. Чепурин Н.М. Курс экономической теории: учебник – 5-е, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005г. – 832 с.
4. Автономов В.С. «Как работает рынок: спрос и предложение» /В.С. Автоматов «Научные исследования» - 2008.-№6.- с 98-102
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005.
6. Бороздин Ю.В. «Спрос, полезность и цены в рыночной экономике» / Ю.В. Бороздин // «Федеративные отношения и региональная политика». - 2006. - №3.- с 145-150.
7. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. - М., 2000. Гл. 2-4
8. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 2006.
9. Сафрончук М.В. Микроэкономика: учеб. Пособие – 2-е изд. – М.:КНОРУС, 2009.- 256 с.