Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования - рассмотреть понятия эластичности спроса и предложения, исследовать эти экономические категории, их изменение (как теоретические аспекты, так и на примере практических данных).
Объект исследования - эластичность спроса и предложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать эластичность спроса (изменение эластичности спроса; факторы, влияющие на эластичность спроса, перекрестную эластичность спроса, а также эластичность спроса по доходу)
2. Исследовать эластичность предложения (измерение эластичности предложения и применение теории эластичности)
Структура работы состоит из рассмотрения и исследования задач, поставленных в данной курсовой работе, т.е. первоначально рассматривается эластичность спроса, ее сущность, показатели и т.п., а далее рассматривается эластичность предложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эластичность спроса…………………………………….…….……..…6
1.1 Понятие эластичности спроса………………………………….……............6
1.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса. ………………….…...........10
1.3 Перекрестная эластичность …………………………………………...........12
1.4 Эластичность спроса относительно дохода………………………......... ...14
Глава 2. Эластичность предложения…………………………………………...17
2.1 Понятие эластичности предложении…………………………...................17
2.2 Факторы эластичности предложения…………………………...................19
Глава 3. Применение теории эластичности. ……………………………..........20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы……………………………………. …….28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
Глава 1. Эластичность спроса…………………………………….…….……..…6 |
1.1 Понятие эластичности
спроса………………………………….……........ |
1.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса. ………………….…...........10 |
1.3 Перекрестная эластичность …………………………………………...........12 |
1.4 Эластичность спроса относительно дохода………………………......... ...14 |
Глава 2. Эластичность предложения…………………………………………... 2.1 Понятие эластичности
предложении…………………………......... 2.2 Факторы эластичности
предложения…………………………......... |
Глава 3. Применение теории эластичности. ……………………………..........20 |
Заключение…………………………………………………… |
Список использованной литературы……………………………………. …….28 |
Рис. 1 Эластичный спрос. | |
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный: |
|
|
|
Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.
Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на
отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.
Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.
Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится,
сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с
течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою
потребительскую корзину, найти товары-заменители.
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи[5,с 266].
1.3.Перекрестная эластичность спроса
где QX— относительное изменение спроса на товар X,
1. Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.
2. Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам. Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем
больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.
3. Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.
Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус бесконечности".Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.
Важным фактором, обусловливающем перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении.
Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8%.