Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа
Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предприятия. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу институт предприятия, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его развитие и самореализация, важно проследить не только развитие российских предприятий и его состояние на современном этапе, но и проанализировать реалии опыта, накопленного отечественными предпринимателями за всю историю своего существования, а также влияние условий и факторов внутренней и внешней среды деятельности предприятия.
Предприятие как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, но и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида.
Введение……………………...………………………………..3
1 Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения……………………5
2 Основные цели и функции предприятия в условиях рынка…………………………………………..……………………..20
3 Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка………………………………...…23
Заключение……………………………………..…………...27
Список использованной литературы…………………….29
- сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;
- введение национальной валюты;
- наполнение казахстанского
рынка потребительскими
- вхождение Казахстана
в мировое сообщество, вступление
в международные финансовые
- окончательный отход от принципов административно-командной экономики.
Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР.
Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.
На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному сокращению.
В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.
В период с 1995 по 1997 годы
главным направлением реформ стало
обеспечение макроэкономической стабилизации,
совершенствование
Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:
- принятие в 1995 году
Конституции Республики
- начало реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;
- разрешение продажи
права пользования земельными
участками, находившимися в
- образование Казначейства Министерства финансов;
- либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы;
- образование Таможенного Союза Казахстана, Казахстана, Беларуси и Кыргызстана;
- принятие законов:
о банкротстве; об
- подписание соглашения о финансировании строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск;
- подписание контрактов
о передаче ряда крупных
- подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ;
- проведение пенсионной,
жилищно-коммунальной и
Налоговая и бюджетная
сфера реформировалась в
В целях обеспечения макроэкономической стабилизации обеспечивалось поддержание дефицита государственного бюджета на относительно низком уровне, финансирование государственного бюджета постепенно перешло на неинфляционные источники. Государственное заимствование не превышало оптимальных рамок.
Главным достижением периода макроэкономической стабилизации явилось прекращение темпов сокращения производства товаров и услуг, а также снижение инфляции до 117,5% в 1997 году.
В период макроэкономической стабилизации интенсивность проводимых рыночных преобразований была самой высокой. Именно в этом периоде закладывалась основа будущих успехов Казахстана в области социально-экономического развития. В этом периоде в основном была начата и завершена работа по обустройству Тенгизского месторождения нефти и газа и строительство экспортного нефтепровода до Новороссийска.
Одновременно с этим все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые вложили соответствующие инвестиции на восстановление добычи и переработки руды и производство черных и цветных металлов, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру.
Второй этап (1998-2005 годы)
В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.
Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета.
Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали:
- завершение реализации
стабилизационных программ, включающих
ограничительную денежно-
- погашение кредиторской
задолженности государства по
выплате пенсий и социальных
пособий, а также заработной
платы работникам бюджетных
- принятие программ: «борьбы с бедностью», «расцвет Астаны – расцвет Казахстана», «строительства и реконструкции автодорог»;
- принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.
За 1998-2000 годы была проведена большая работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны.
Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2012 году – 9,8%.
Переходный период в Казахстане характеризовался не только негативными последствиями, но и некоторыми положительными моментами. К последним следует, прежде всего, отнести:
1) все больше предприятий
адаптируются к рынку и
2) многие предприятия поняли, что снижение издержек производства и реализация продукции, улучшение ее качества в условиях спада инфляции – единственно верное решение для обеспечения финансового благополучия;
3) рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономики здоровая конкуренция;
4) увеличение числа специалистов самого различного направления, которые способны эффективно управлять предприятиями в условиях рынка.
Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданы определенные условия для перехода действительно рыночной экономике.
Чем быстрее это осуществится, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.
В контексте выработки мер по улучшению деятельности предприятий принцип целостности выступает, главным образом, как ограничение в выборе тех или иных мер (необходимо, как правило, чтобы они не разрушали целостности предприятий) , в то время как принцип институциональности указывает на множество потенциональных внешних и внутренних источников средств и ресурсов для улучшения состояния предприятий.
В стратегическом аспекте состояние и результаты деятельности большинства предприятий Казахстана в настоящее время можно рассматривать как равнодействующую небольшого числа социально экономических сил - основных лиц, заинтересованных в деятельности предприятий. Представим эти силы для наглядности в виде так называемой функционально-управленческой конфигурации предприятий. Основной, оказывающий, по существу, определяющее влияние на функционирование предприятия, контур, участники которого непосредственно являются субъектами или объектами Управления (У.) корпоративным (т.е. имеющим значительное число собственников) предприятием, в настоящее время включает шесть главных типов потенциальных "действующих лиц" (в этом перечне на нечетных местах находятся физические лица, а на четных – относительно устойчивые коллективные субъекты) :
1) Руководитель предприятия (ген. директор) .
2) Администрация предприятия (заместители ген. директора, высшие линейные и функциональные руководители) .
3) Работники предприятия как физические лица.
4) Трудовой коллектив предприятия.
5) Акционеры (собственники)
предприятия как физические
6) Собрание акционеров предприятия как управленческий орган.
Традиционно для западной теории корпоративного управления описание функционально-управленческой конфигурации в виде классического треугольника "менеджеры – акционеры – работники" для российских условий принципиально не полно, т.к. не учитывает весьма важную и традиционную для отечественных предприятий роль коллективов, склонность лидеров к пренебрежению мнением и интересами подчиненных, недостаточную степень законопослушания, а так же утвердившуюся в последние годы исключительную роль "первого лица" предприятия.
Каждому из шести типов перечисленных "действующих лиц" присуща своя сфера интересов, полномочий и ответственности, реализуемых в ходе взаимодействия при функционировании предприятий. Эти три основные и относительно независимые характеристики положения участников конфигурации определяют, по существу, роль каждого участника и особенности всей конфигурации в целом.
Основная проблема корпоративных предприятий в переходном периоде состоит в несбалансированности функционально-управленческой конфигурации подавляющего числа российских предприятий по всем трем составляющим: интересам, полномочиям и ответственности. Долгосрочные интересы в силу нестабильности внешней и внутренней среды подавлены краткосрочными, носящими спекулятивный и узкоэгоистический характер; центр тяжести властных полномочий смещен в сторону директоров предприятий; взаимная и внешняя ответственность участников за деятельность предприятий "распылена" и не находит конкретного персонального выражения.
Как показывают исследования состояния и потенциала предприятий доминирующую роль в управлении предприятием, распределении и присвоении результатов его деятельности (как производственных – т.е. доходов от реализации произведенной продукции, так и институциональных – кредитов, эмиссионных доходов и т.п.) играет руководитель предприятия. На втором месте, но далеко отстающем от первого места – высший менеджмент (администрация) предприятия.
Широкое распространение получило пренебрежение интересами мелких акционеров.
Т.о., институциональный баланс интересов, сил и возможностей основных участников деятельности предприятий нарушен, некоторые из элементов оказались своеобразными "лишенцами", а их интересы – приносимыми в жертву интересам других участников. Между тем в силу принципа целостности предприятий ни один их этих агентов не может априорно считаться одиночным носителем интересов предприятий.
Под этим углом зрения такое понятие, как "заводской патриотизм" применительно к элементам обсуждаемой конфигурации, по существу, означает, что социально-экономические интересы перечисленных в ней "действующих лиц" консолидированы и тесно увязаны с интересами предприятий как самостоятельного субъекта экономики.
Для успешной работы предприятий необходимо (а в большинстве случаев и достаточно), чтобы его функционально управленческая конфигурация была консолидированной. образовывала гармонически согласованную структуру, а объемы власти и ответственности каждого из участников конфигурации на предприятиях были бы соразмерными.
Иными словами, надо, чтобы на предприятиях так же, как и в государстве в целом соблюдался принцип институционального разделения и функционирования, взаимодействия властей.
При этом требуется эффективная система взаимного контроля, "сдержек и противовесов", определяющих полномочия каждого из "действующих лиц", равноправие их взаимоотношений и относительную сбалансированность всей конфигурации в целом.
Поэтому основная задача новой стратегии общества в отношении предприятий состоит в создании условий и стимулов для консолидации интересов и взаимного контроля деятельности всех участников.
При этом направление
вектора общих интересов должно
соответствовать интересам
Рассматривая далее развитие и деятельность российских предприятий в условиях рынка, можно привести следующие примеры:
1.Создание добавленной
стоимости – результата
Информация о работе Эффективное функционирование предприятий в современных условиях