Эффективное функционирование предприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные отношения приводят ныне к воссозданию на новой, конкретно-исторической основе института отечественного предприятия. Чтобы лучше понять, что способен дать обществу институт предприятия, какими реальными- как позитивными, так и негативными- последствиями будет сопровождаться его развитие и самореализация, важно проследить не только развитие российских предприятий и его состояние на современном этапе, но и проанализировать реалии опыта, накопленного отечественными предпринимателями за всю историю своего существования, а также влияние условий и факторов внутренней и внешней среды деятельности предприятия.
Предприятие как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, но и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида.

Содержание

Введение……………………...………………………………..3
1 Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения……………………5
2 Основные цели и функции предприятия в условиях рынка…………………………………………..……………………..20
3 Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка………………………………...…23
Заключение……………………………………..…………...27
Список использованной литературы…………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.Эффективное функционирование предприятия в современных условиях.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)
  1. Технологические условия производства добавленной стоимости. К их числу прежде всего относят: уровень загрузки производственных мощностей; возможности их оптимизации (вывод или сдача в аренду излишнего оборудования и площадей, приобретение или получение в аренду необходимого дополнительного оборудования и площадей. Предполагается, что высокий уровень загрузки мощностей и одновременно высокая мобильность использования номинальных мощностей положительно связаны с уровнем производства добавленной стоимости.
  2. Трансакционные условия добавленной стоимости. Основным фактором здесь выступает уровень денежных расчетов в хозяйственном обороте. Предполагается, что увеличение доли в хозяйственном обороте предприятия положительно связано с производством добавленной стоимости, так как в системе денежных расчетов (в отличие от бартера, взаимозачетов и тому подобное) уменьшаются трансакционные потери добавленной стоимости.
  3. Институциональные условия производства добавленной стоимости. Основным институциональным фактором служат: степень участи предприятия формальных или неформальных интегрированных структурах; тип взаимодействия руководства предприятия с органами местной власти. При активном перераспределении собственности степень участия предприятия в интегрированных структурах может свидетельствовать о том, что данное предприятие имеет дополнительные возможности производства добавленной стоимости (и соответственно ее перераспределение) .
  4. Инновационные условия добавленной стоимости. Среди всех условий, обусловливающих производство добавленной стоимости, они занимают особое место. Таки инновации, как освоение принципиально новых видов продукции, новых форм учета и планировании, работы с персоналом, могут не выражаться непосредственно в увеличении чистых активов, но в перспективе будут способствовать более интенсивному производству добавленной стоимости.

За три года экономического роста изменились приоритеты функционирования предприятий Казахстана. В частности, активная инновационная деятельность воспринимается большинством их руководителе как абсолютно необходимое условие перехода от выживания к развитию. Кроме того, "тихая" реструктуризация отраслей под эгидой ряда интегрированных структур, аккумулирующих ресурсы от экспортной деятельности. Тем не менее почти 2/3 предприятий продолжают вполне автономное "плавание" и в данном качестве особенно нуждаются в действенных мерах государственной структурной и инновационной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные цели и функции предприятия в условиях рынка

 

Во многих учебниках  и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. На наш взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной задачей любого предприятия в условиях рынка признается обеспечение стабильной финансовой устойчивости в работе. Данная задача состоит не только в получении, а в устойчивом получении прибыли, однако добиться этого не так-то просто.

Предприятия могут добиться устойчивого получения прибыли, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие «краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности  требует, чтобы достигался:

определенный результат  при наименьших затратах - принцип минимизации;

при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшая цель предпринимательской  деятельности - превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны:

  1. выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
  2. рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
  3. разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  4. систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
  5. заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  6. обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
  7. проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень  важно, чтобы все функции предприятия  были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. А целью предприятия может  быть не только получение максимальной прибыли, но и возрастание стоимости фирмы.

Выработка успешной стратегии  начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия  могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, главной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. Тогда получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

И в современных условиях перед многими отечественными предприятиями  стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них наиважнейшей задачей на данном этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка 

 

В литературе термин «фактор» (лат. factor - делающий, производящий) трактуется как движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходимых условий.

В данном тексте под фактором понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия  в условиях рынка.

Не следует путать это определение с часто, встречающимся  в учебной литературе таким понятием, как «факторы производства». К ним, как известно, относятся основной и оборотный капитал, рабочая сила и др.

В условиях рыночной экономики  на эффективность работы предприятия  влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по различным  признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.

В зависимости от места  возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние, внутренние факторы (внутренняя среда) зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.

Например, на предприятии  разработана и внедрена хорошая  система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства. Другой пример. На предприятии с вредными условиями труда ничего не предпринималось для их улучшения, в результате резко повысились утомляемость и заболеваемость рабочих, что в конечном итоге привело к значительному браку продукции и снижению объема ее реализации.

В первом случае внутренний фактор сыграл (позитивную роль, во втором - негативную).

Внутренние факторы  настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

- связанные с личностью руководителя и способностью его команды эффективно управлять предприятием в условиях рынка;

- связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

- связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;

- связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;

- связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- связанные со спецификой производства и отрасли;

- связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

- связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Эта классификация чисто  условная, и она не отражает все  многообразие факторов, но позволяет  более детально представить внутренние факторы и их влияние на эффективность производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные — это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления и должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия  в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов (внешняя среда), которые можно классифицировать в следующие группы:

- связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

- связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

- связанные с инфляционными процессами;

- связанные с деятельностью государства. В современных условиях именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т. е. создание правовой основы, обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организаций выполнения хозяйственного законодательства. Более подробно этот вопрос рассматривается в следующей главе.

Что касается Казахстана, то можно отметить, что на сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

В Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития страны до 2015 года, предусматривающая развитие не сырьевых секторов экономики, успешно выполняются целевые государственные программы в различных сферах. Это программы: строительства жилья и дорог; развития села, здравоохранения и ряд других.

Продолжается реформирование социальной инфраструктуры. Осуществляются реформы в системе здравоохранения  и социального обеспечения. В  нашем государстве успешно работает накопительная пенсионная система, в пенсионных фондах которой уже аккумулировано более 5,1 млрд. долларов.

Приведённые примеры  достаточно наглядно характеризуют  масштабы, темпы и перспективы  социально-экономического развития Казахстана. Достигнутые успехи являются хорошей  базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана.

 

Заключение

 

На основании выше изложенного можно сказать, что  предприятие – это территориально обоснованная хозяйственная организация, систематически осуществляющая производство товаров, выполнение работ или оказание услуг для удовлетворения внешних относительно предприятия потребностей, обладающая правом самостоятельно распоряжаться своим имуществом и результатами своей деятельности, ведущая предписываемые регламентами формы учета своей деятельности.

Предприятие как таковое  является в современной экономике Казахстана одним из основных институтов организации производства. Вместе с тем, состояние подавляющего большинства предприятий оценивается как удовлетворительно. Но не смотря на такую оценку, именно от предприятий, их способности производить конкурентную продукцию в соответствии с потребностями рынка в решающей степени зависит уровень развития экономики страны в целом, а также не взирая на все колебания (спады и подъемы) .

Информация о работе Эффективное функционирование предприятий в современных условиях