Аназиз производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ производства и реализации продукции промышленного предприятия, а так же исследование, обобщение и оценка выявленных с его помощью резервов. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
При написании курсовой работы решаются следующие задачи:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка рекомендаций по улучшению результатов хозяйственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ…………………………………….…………..5
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ РУПТП «Оршанский льнокомбинат»…………………...… 11
2.1 Экономическая характеристика РУПТП «Оршанский льнокомбинат»….11
2.2 Анализ динамики производства и реализации продукции предприятия РУПТП «Оршанский льнокомбинат……………………………………………13
2.3 Анализа ассортимента и структуры продукции»…………………….........16
2.4 Анализ рынков сбыта продукции ………………………………………….18
2.5 Факторный анализ производства продукции на РУПТП «Оршанский льнокомбинат»…………………………………………………………………...20
3 РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ РУПТП «Оршанский льнокомбинат»……..……..…….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая юля.docx

— 99.63 Кб (Скачать файл)

 

 

                          = + + ….. +                              (8)

 

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются  объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой  продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам  и предприятие платит штрафы за несвоевременную  отгрузку продукции и т.д. Все  это приводит к повышению себестоимости  продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии  определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь вид:

 

                                                           (9)

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

 

                                                  (10)    

где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции  за отчетный период; ОТн ОТк - остатки  отгруженной продукции на начало и конец периода.

Особое внимание уделяется  изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно  объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами и эффективность  их использования;

                                                                                (11)

2) обеспеченность предприятия  основными производственными фондами  и эффективность их использования:

                                                             (12)

3) обеспеченность производства  сырьем и материалами и эффективность  их использования:

                                                                          (13)

где Дв - доля реализованной  продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной  продукции можно произвести одним  из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения  среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения  их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

 

                            (14)

Таким образом, анализ производства и реализации продукции на предприятии  является неотъемлемой составляющей функционирования организации. Данный анализ  включает в себя несколько составляющих, которое  оказывают существенное влияние  на производство и реализацию продукции, которые в свою очередь либо способствуют повышению  рентабельности предприятия, либо снижают ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА  И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА  РУПТП «ОРШАНСКИЙ ЛЬНОКОМБИНАТ»

2.1 Экономическая характеристика РУПТП «Оршанский льнокомбинат»

Республиканское унитарное  производственно-торговое предприятие  «Оршанский льнокомбинат» - текстильное  предприятие по производству и реализации льняных тканей и других изделий  изо льна.

 В состав предприятия  входят 5 фабрик: 1-я по производству  ковровой пряжи, тарных тканей  и продукции производственно-технического  назначения из короткого льноволокна, 2-я и 3-я – по производству  пряжи и суровья из длинного  льноволокна, отделочная фабрика  – по выпуску готовых бытовых  тканей и льнопрядильная фабрика  «Днепр». 

 Производственная мощность  РУПТП "Оршанский льнокомбинат" позволяет переработать в год  8 тыс. тонн длинного льноволокна  при трехсменном режиме.

 Выручка от реализации  произведенной льнокомбинатом продукции  из одной тонны льноволокна  превышает выручку от реализации  самого льноволокна (на экспорт)  в 5,3 раза по длинному льноволокну  и 2,6 раза по короткому льноволокну,  при этом рост поступлений  в бюджет от переработки льноволокна  выше в 3,2 раза, чем от его  прямой продажи.

РУПТП «Оршанский льнокомбинат»  является владельцем земельного участка  на основании государственного акта на право постоянного пользования, зарегистрированного в книге  записей государственных актов  за №171.

Списочная численность работающих на льнокомбинате на 1.07.2011г. составляет 5113 человек. Структура персонала  представлена в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 – Структура  персонала

Категория персонала

Среднесписочная

численность, чел.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Персонал – всего, в  т.ч.

5 420

5 227

5 113

Персонал, занятый в основной деятельности, из него:

5 093

4 851

4 808

Рабочие

4 569

4 318

4 285

Руководители

231

231

229

специалисты и другие служащие

293

302

294

Удельный вес служащих в численности ППП, %

10,3

11,0

10,9


 

Таким образом, из данных таблицы  видно, что удельный вес рабочих  в 

общей численности ППП  остается без изменения.

Удельный вес руководителей, специалистов и других служащих в  общей численности ППП составляет 10,9%. Среднесписочная численность  всего промперсонала имеет тенденцию  к снижению.

Вся проводимая на комбинате  работа направлена на повышение эффективности  и качества, а также на обеспечение  конкурентоспособности льняных  тканей как на внутреннем, так и  на внешнем рынках.

Показатели, характеризующие  финансово-хозяйственную деятельность Оршанского льнокомбината за 2009 – 2011гг., приведены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Анализ основных показателей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия (млн р.)

Показатели

2009 г.

 

2010 г.

2011 г.

Темп роста 2010г. к 2009г., %

Темп роста

2011г. к 2010г., %

Объем производства промышленной продукции в фактических ценах  соответствующих лет 

259 919

248 354

255 805

 

95,6

103,0

Выручка от реализации продукции  всего в отпускных ценах 

241 752

246 174

249 685

101,8

101,4

Затраты на произведенную  продукцию, всего 

 

260 660

 

245 545

 

232 242

94,2

 

94,6

в том числе

- материальные затраты

 

206 847

 

185 983

 

164 798

89,9

 

88,6

- расходы на оплату  труда

32 704

35 488

38 899

108,5

109,6

- отчисления от средств  на оплату труда

12 169

12 562

12 963

103,2

103,2

- амортизация основных  средств и нематериальных активов

2 746

1 000

957

36,4

95,7

- прочие затраты

6 194

10 512

14 625

169,7

139,1

Чистая прибыль (+), убыток (-)

-4 862

-6 128

-5 979

126

97,6

Рентабельность реализованной  продукции 

0,05

-1,3

0,9

-2600

-69,2

Рентабельность продаж

0,3

0,1

0,28

33,3

280,0

Себестоимость реализованной  продукции

239 322

246 010

252 910

102,8

102,8

Налоги и другие е платежи 

26 646

28 886

29 996

108,4

103,8

Среднесписочная численность  работающих

5 420

5 227

5 113

96,4

97,8


 

Таким образом, из данных таблицы  можно сделать вывод о том, что в 2011г. по сравнению с 2010г. на предприятии РУПТП «Оршанский льнокомбинат»  произошли следующие изменения: объем производства промышленной продукции  в фактических ценах увеличился на 7451 млн р., а выручка от реализации продукции увеличилась на 3511 млн  р. или на 1,4%.  Причиной повышения  объемов производства в 2011г. послужило  увеличение покупательского спроса на льняную продукцию на мировом  рынке текстиля (на 10-15%), повышение  уровня осведомленности потребителей о свойствах льняной продукции  посредством совершенствования  корпоративного сайта, увеличения числа  выпускаемых печатных изданий и  т.д. Но, необходимо отметить, что льнокомбинат испытывает дефицит производственных рабочих основных массовых профессий (прядильщик, ткачи) для работы в  трехсменном режиме - среднесписочная  численность работающих сократилась  на 114 человек. В 2009г. численность рабочих  была самой высокой за последние 3 года – 5420 человек. Затраты на произведенную  продукцию в общем уменьшились  на 13303 млн р., в том числе материальные затраты сократились на 21185 млн  р., а амортизация основных средств  и нематериальных активов уменьшилась  на 43 млн р. Увеличились расходы  на оплату труда на 3411 млн р. или  на 9,6%, а также отчисления от средств  на оплату труда на 401 млн р. или  на 3,2%. Себестоимость реализованной  продукции увеличилась на 6900 млн  р. или на 2,8%, также выросли и  налоги в бюджет на 1110 млн р. или  на 3,8%. Продукция  является рентабельной, по сравнению с 2010г. рентабельность  увеличилась на 2,2 млн р. Предприятие  постепенно стремится выйти на уровень  безубыточности, но пока все еще  остается убыточным: за 2011г. убыток составил 5979 млн р. (на 149 млн р. меньше по сравнению  с 2010 г.).

С целью повышения эффективности  работы предприятия ежегодно разрабатывается  план мероприятий, основными направлениями  которого являются экономия сырья и  вспомогательных материалов.

2.2 Анализ динамики производства и реализации продукции

Цель анализа производства и реализации продукции состоит  в выявлении наиболее эффективных  путей увеличения объема выпуска  продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

 Основными задачами  анализа объема производства  и реализации продукции на  предприятиях являются:

- оценка динамики по  основным показателям объема, структуры  и качества продукции;

-проверка сбалансированности  и оптимальности бизнес-планов, плановых  показателей, их напряженности  и реальности;

- выявление степени количественного  влияния факторов на изменение  величины объема производства  и реализации продукции;

- выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции;

- разработка мероприятий  по использованию внутрихозяйственных  резервов для повышения темпов  роста продукции, улучшения ассортимента  и качества.

 Объекты данного направления  анализа следующие:

-объем производства и  реализации продукции;

- ассортимент и структура  продукции;

- качество продукции;

- ритмичность продукции.

 В процессе анализа  производства и реализации продукции  должны быть вскрыты причины,  тормозящие рост производства, а  именно: недостатки в организации  производства и труда, нерациональное  использование материальных, трудовых  и денежных ресурсов, брак продукции.

Объем реализации продукции  определяется по оплате (выручке). Может  выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим  звеном между производством и  потребителем. От того, как продается  продукция, какой спрос на нее  на рынке, зависит, и объем ее производства.

 Важное значение для  оценки выполнения производственной  программы имеют и натуральные  показатели объемов производства  и реализации продукции (штуки,  метры, тонны и т.д.). Их используют  при анализе объемов производства  и реализации продукции по  отдельным видам и группам  однородной продукции.

           Рассмотрим выпуск основных видов продукции РУПТП «Оршанский льнокомбинат» в таблице 2.3

 

Таблица 2.3- Анализ динамики объемов производства  продукции в стоимостном  выражении

Изделие

Объем производства продукции, млн.руб

Отклонение

Темп изменения, %

2010 год

2011 год

Пряжа льняная однониточная

58206

76585

18379

131,58

Льняные ткани суровые

68232

85196

16964

124,86

Льняные ткани готовые

87661

108941

21280

124,28

Швейные изделия

8159

8452

293

103,59

Чесаные льноматериалы

21026

17214

-3812

81,87

Прочие изделия

5070

7924

2854

156,29

Итого

248354

304312

55958

122,53

Информация о работе Аназиз производства и реализации продукции