Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 23:00, дипломная работа
Эффективная организация системы первичного учёта становится в настоящее время насущной проблемой, требующей
если не немедленного, то достаточно оперативного решения. Связано это с тем, что сегодня значительная часть
российских предприятий, пережив все экономические и политические кризисы и катаклизмы последнего десятилетия и
тем не менее «оставшихся на плаву», перешли к качественно новому этапу своего развития. Накоплен определённый
опыт функционирования организаций в условиях рыночной экономики, при этом коренным образом изменился подход к
ведению бизнеса
Введение
Глава 1. Система организации первичного учёта
1.1 Нормативное регулирование первичного учёта
§1.2 Структура и цель системы организации первичного учёта
§1.3.Элементы системы организации первичного учёта
§ 1.4. Документы как источник первичной информации.
§ 1.5 Классификация документов
Глава 2 «Организация первичного учёта в управлении инкассации»
§2.1 Первичные документы управления инкассации и их значение.
§2.2. Первичные документы для налогового учёта
§2.3 Организация работы с документацией.
Глава 3 Аудит первичного учёта
§3.1 Значение и необходимость аудита первичного учёта
§3.2 Разработка плана и программы проверки первичного учёта
3.3 Аудит первичного учёта отпускаматериалов в производство.
§3.4. Типичные ошибки и нарушения в системе организации первичного учёта, рекомендации по их устранению.
§3.5 Пути совершенствования первичного учёта.
Заключение
Список использованной литературы
Применительно к операциям списания ТМЦ в производство соблюдение правил хранения и ограничения доступа к ПУД приобретает очень важное значение вследствие того, что вся первичная документация по списанию ТМЦ создаётся внутри предприятия и осуществить замену документа в условиях бесконтрольности чрезвычайно легко.
Все организации обязаны хранить первичную учетную документацию не менее 5 лет (п.98 Положения по ведению бухгалтерского учёта). Соблюдение этого срока также надлежит проверить в ходе проведения данной процедуры.
В управлении инкассации установлен порядок хранения документов и организован доступ к ПУД.
§3.4. Типичные ошибки и нарушения в системе организации первичного учёта, рекомендации по их устранению.
При проведении аудита первичного учёта отпуска материалов в производство, а также при изучении аудиторского заключения, написанного для областного управления инкассации аудиторской фирмой были выявлены и сгруппированы ошибки и нарушения в системе организации первичного учёта. Далее приведены эти ошибки и приведены рекомендации по их устранению.
Ошибки и нарушения при сборе и регистрации оперативных фактов, подлежащих первичному учёту.
2. Несвоевременная регистрация
оперативного факта на
Рекомендации по исправлению ошибок. Эта группа ошибок не может быть исправлена «незаметно», за исключением случаев, когда она обнаружена до окончания отчётного периода и есть возможность «задним числом» оформить нужный документ. В данном случае на предприятии удалось избежать корректировки отчётности. В случае же корректировки отчётности или отражения операции в следующих отчётных периодах необходимо приложить к первичному документу бухгалтерскую справку с объяснением причины нарушения сроков регистрации оперативного факта.
Ошибки и нарушения при оформлении первичной учётной документации.
3. Отсутствие необходимых
реквизитов, придающих документу
юридическую силу. Отсутствие некоторых
реквизитов (наименование документа,
код формы, наименование должностей)
не влечёт за собой каких-либо
серьёзных последствий. Отсутствие
любого из остальных
Как было сказано, в карточке учёта материалов от 05.12.2004г. нет наличия необходимых реквизитов. При просмотре других документов, выяснилось, что в Управлении инкассации очень большое число документов, с отсутствующими реквизитами, к примеру: авансовый отчёт от 01.08.04г. №55 или РКО №1303 от 0.10.04г. не содержит корреспондирующий счёт и многие другие подобные ошибки. Рекомендации по исправлению данной ошибки: если есть возможность переоформить документ в рамках отчётного периода, то следует ею воспользоваться. В противном случае необходимо обеспечить (если необходимо – путём дооформления документа) наличие всех обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством, а именно Федеральным законом от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте).
4. Нарушения, допущенные при
оформлении первичного
Ошибки и нарушения в организации работы с документацией.
5. Отсутствие графиков
документооборота. Отсутствие таких
графиков само по себе не
влечёт каких-либо
В Управлении такого графика нет, но следует составить нужные графики документооборота во избежание ошибок, связанные с отсутствием графиков (утеря документов, отсутствие нужных документов, несвоевременная регистрация документации, различные злоупотребления с документами).
6. Ошибки при регистрации
документа (количественные либо
качественные расхождения при
переносе данных из документов
в учётные регистры). Эта группа
ошибок относится, как правило, к
техническим ошибкам (очень редко
– намеренное искажение данных)
7. Несвоевременная регистрация
документа в учётном регистре
(либо отсутствие данных в
8. Нарушения сроков хранения
документации в архиве. Данный
вид ошибок может привести
к серьёзным затруднениям в
работе проверяющих органов, если
при проверке за определённый
период какие-либо документы
9. Уничтожение первичных
документов без акта о
10. Нарушения при оформлении
дел с первичной учётной
vv§3.5 Пути совершенствования первичного учёта.
Рассмотрев наиболее типичные ошибки и нарушения, свойственные плохо организованной системе первичного учёта можно прийти к выводу, что у предприятия существует потребность в конструктивных предложениях по совершенствованию систем учёта и внутреннего контроля Управления. В данной части будут даны отдельные рекомендации по совершенствованию (повышению эффективности) системы первичного учёта и по оптимизации системы внутреннего контроля в разрезе подсистем, входящих в систему организации первичного учёта. Следует заметить, что самым эффективным способом решения данной проблемы является комплексная автоматизация предприятия во всех направлениях: делопроизводство, кадры, производственный и бухгалтерский учёт и т.д. В этом случае все бизнес процессы (и учётные в том числе) на стадии постановки технического задания на внедрение автоматизированной системы и на стадии собственного внедрения неизбежно будут формализованы, унифицированы и стандартизированы, что качественно повысит уровень организации первичного учёта.
Однако, в управлении инкассации нет возможности, да и наблюдается отсутствие понимания полезности проводить комплексную автоматизацию, поэтому ниже приведены общие рекомендации организационного характера.
Сбор и регистрация оперативных фактов, подлежащих первичному учёту. Во избежание ошибок и нарушений, свойственных данной подсистеме, в Управлении целесообразно давать детальные инструкции конкретным исполнителям (в виде должностных инструкций, выписок из графиков документооборота и проч.) о порядке и сроках регистрации данных на носителе. Целесообразно использовать систему поощрений и наказаний за надлежащее исполнение исполнителями своих обязанностей. Контрольные мероприятия (ревизии, сверки, инвентаризации и проч.) также снижают риск неэффективной системы сбора и регистрации оперативного факта.
Массив первичной учётной документации. Совершенствование данной подсистемы подразумевает достижение следующей цели: все документы, подтверждающие совершение хозяйственной операции, должны иметь юридическую силу. Требования к оформлению документов и способы их реализации рассматривались ранее. Среди мероприятий, способствующих повышению эффективности этой подсистемы, следует выделить следующие. В первую очередь – использование на всех участках учёта унифицированных форм документации. Кроме того:
- создание графиков
документооборота и доведение
до исполнителей их функций
при создании и проверке
- издание распорядительной
документации по определению
круга лиц, отвечающих за совершение
той или иной хозяйственной
операции и имеющих право
- контроль со
стороны работников
- проверка службами
внутреннего контроля
Организация работы с документацией. Как и во всех других подсистемах, создание графиков документооборота и доведение их до исполнителей – существенный шаг в плане оптимизации системы организации работы с документами.
Большое количество нарушений в работе с документами, полученными от других предприятий, требует осуществления ряда мероприятий по их предотвращению. В частности, службам, ответственным за совершение хозяйственных операций с другими предприятиями, необходимо давать чёткие инструкции на то, какой должна быть документация, принимаемая ими от других организаций. Это можно сделать, издав распоряжение главного бухгалтера для каждого подразделения организации, сотрудничающего со сторонними фирмами либо имеющего дело с поступающими документами, в котором должны быть прописаны:
- комплектность документации (правильность оформления документов);
- сроки предоставления документации;
- ответственность
за несвоевременное или
На стадии регистрации документов в учётных регистрах во избежание ошибок и нарушений целесообразно использовать метод «служебных записок» - своего рода инструктивный материал для конкретной бухгалтерской службы, описывающей порядок бухгалтерской обработки того или иного документа. В служебной записке должно быть определено:
- какой оперативный факт отражает тот или иной обрабатываемый первичный документ;
- какая информация
должна содержаться в
- какую бухгалтерскую
проводку, в каком учёном регистре
и в какой срок следует
Кроме того, риск неполного отражения документов в учётных регистрах снижают сквозная нумерация (предпочтительнее предварительная или автоматическая) и централизованная регистрация поступающих документов.
В плане организации хранения документов целесообразно использование графиков документооборота и должностных инструкций, а также повышение статуса архивной службы при организации работы с переданными в архив документами (путём издания соответствующих положений об организации архивной службы на предприятии).