Анализ кредитных рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работа: рассмотреть особенности управления кредитным риском банка.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты банковских рисков.
2. Изучить особенности управления рисками банка в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 5
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 5
1.2 ВИДЫ БАНКОВСКИХ РИСКОВ 6
2. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ БАНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 13
2.1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 13
2.2 РВПУ - ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА БАНКА 26
3. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ПРИМЕРЕ БАНКА 31
3.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И ЕГО КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ 31
3.2 АНАЛИЗ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ БАНКА 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

операц деят в КБ.doc

— 749.50 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1 - Структура финансовых рисков банка.

 

Неразвитость финансовых рынков в  России привела к нетипичному  разделению рынка на несколько кругов контрагентов. Крупнейшие российские банки (входившие в высшие группы надёжности, а также обладавшие наибольшим размером активов - Сбербанк РФ, Инкомбанк, "Империал", Автобанк, ПСБ СПб, ПСБ РФ, Внешторгбанк РФ, Мост-банк, Банк Москвы, Международный Московский Банк, "Менатеп"), а также российские дочерние структуры иностранных кредитных организаций формировали "первый" круг банков, оперировавший по лучшим ценам как на наличном (спот), так и на срочном (форвардном) рынке. Все остальные московские и крупнейшие региональные банки относились к категории банков "второго" круга, остальные - к категории "региональных". Статус банка "первого круга" позволял требовать предоплату или залог от банков других категорий. Финансовая нестабильность, а также разная степень доступа финансовых институтов к ценам маркет-мейкеров ("первый" круг) заставили банки, не входящие в круг крупнейших операторов, вырабатывать собственные стратегии поведения на кризисном финансовом рынке. В некоторых случаях финансовые стратегии дополнялись решениями по слиянию или более тесному сотрудничеству банков на финансовых рынках для применения портфельного подхода к управлению рисками. 4

 

2. Управление рисками банка в  современных условиях

2.1 Основы управления кредитным риском коммерческого банка

 

Управление кредитным риском является основным содержанием работы банка в процессе осуществления кредитных операций и охватывает все стадии этой работы - от анализа кредитной заявки потенциального заемщика до завершения расчетов и рассмотрения возможности возобновления кредитования. Управление кредитным риском составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом.

Для понимания места и значения управления кредитным риском в рамках кредитного процесса, важным обстоятельством  является содержание кредитного процесса как вида деятельности, характеризующегося индивидуальными особенностями.

Различия деятельности в процессе осуществления банком кредитных  операций обусловлены, во-первых, составом кредитного риска, факторами, вызывающими  реализацию этих видов кредитного риска. Во-вторых, различным характером служебных обязанностей, выполняемых сотрудниками банка, обусловленным разнообразием объектов, принципов организации, целей деятельности.

В структуру кредитного риска входят риск конкретного заемщика и риск портфеля. Факторы кредитного риска  носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования. Характеристика факторов, вызывающих кредитный риск представлена в таблице 1. 5

Таблица 1 - Факторы кредитного риска

 Вид кредитного риска

 Внутренние факторы кредитного  риска

 Внешние факторы кредитного риска

 риск индивидуального заемщика

 ошибки персонала, вызванные  допущенными отклонениями от  должностных инструкций при осуществлении  кредитных операций

 отказ заемщика выполнить  обязательства по кредиту вследствие  недобросовестности или отсутствии такой возможности (в результате ухудшения финансового положения)

-

 злоупотребления персонала

-

-

 методологические ошибки, содержащиеся  в должностных инструкциях

-

 риск портфеля

 

 

 достижение значения показателя  эффективности кредитного портфеля ниже запланированного уровня вследствие неисполнения заемщиками своих обязательств


 

Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие  виды объектов: кредитный риск конкретного  заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внешними факторами.

Содержание кредитного процесса банка  составляет деятельность, присущая процессу непосредственного осуществления кредитных операций, а также деятельность, направленная на обеспечение организации выполнения этих операций наиболее эффективным образом. Кредитный процесс включает в себя пять основных сфер. Во-первых, непосредственное осуществление кредитных операций - кредитование отдельных заемщиков, то есть взаимодействие с клиентом, рассмотрение документов, заключение кредитных договоров, регистрация фактов кредитных сделок и т.п. Во-вторых, управление кредитным портфелем банка как совокупностью конкретных кредитов. В-третьих, разработка инструктивно-методологической базы должностных инструкций, регламентирующих порядок и содержание выполнения обязанностей сотрудников, участвующих в кредитном процессе. В-четвертых, управление деятельностью персонала кредитного подразделения банка, осуществляющего кредитные операции, управление портфелем, а также деятельность, являющуюся обеспечивающей, по отношению к первым двум категориям персонала. В-пятых, принятие решений о предоставлении кредита/отказе от выдачи кредита, изменении условий кредитного соглашения, пролонгации кредитов, выборе вариантов реструктуризации задолженности, мерах воздействия на недобросовестных заемщиков и т.п.

Управление кредитным риском банка, входящее в качестве составляющего элемента кредитной деятельности банка в каждую из описанных областей кредитного процесса, имеет свои особенности. Разделение труда, необходимое для повышения его эффективности, обуславливает различный характер деятельности сотрудников. Задачей сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, и осуществляющими процесс кредитования индивидуальных заемщиков, является точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизирования операций, уменьшения ошибок. В рамках процесса кредитования заемщиков осуществляется управление кредитным риском индивидуального заемщика. Задача сотрудников - управление кредитным риском индивидуального заемщика, обусловленного внешними факторами риска. Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, является также точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизации операций, уменьшения ошибок, вызываемых т. н. “человеческим фактором”. Однако, в отличие от первой сферы кредитного процесса, видом кредитного риска, подлежащего управлению, в этой сфере кредитного процесса, является риск портфеля. Задача сотрудников - управление кредитным риском портфеля банка, обусловленного внешними факторами риска. Сотрудники, осуществляющие деятельность по разработке инструктивно-методического материала не заняты непосредственно в осуществлении кредитных операций. Их задачей является разработка процедур, позволяющих снижать степень кредитного риска, обусловленного внутренними факторами реализации кредитного риска, а также предоставлять непосредственным участникам кредитного процесса со стороны банка действенный инструментарий для управления кредитным риском, обусловленным внешними факторами. Задача сотрудников, занимающихся административной деятельностью, заключается в общем управлении работой сотрудников, непосредственно занятых в кредитном процессе, а также сотрудников обеспечивающих их деятельность.

Таким образом, в рамках управления кредитным риском в ходе осуществления кредитного процесса различные объекты кредитного риска распределены между различными категориями субъектов управления кредитным риском.

Организация управления кредитным  риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного  обмена, осуществляемого его участниками на постоянной основе. Взаимодействие участников процесса управления кредитным риском, рассматриваемое как обмен информацией, представлено на рис.2. 6

 

Рисунок 2 - Информационное поле процесса управления кредитным риском

 

Непосредственное взаимодействие банка с заемщиком обеспечивается в процессе выполнения служебных  обязанностей группой сотрудников  кредитного подразделения, представителя  которой мы условно обозначаем “кредитный инспектор”. Взаимодействие заемщика и кредитного инспектора носит характер двустороннего информационного обмена, обозначенного на рис.2 стрелками 1 и 2. Кредитный инспектор получает от заемщика информацию о параметрах предполагаемой кредитной сделки, данные необходимые для оценки кредитного риска данного заемщика, данные мониторинга финансового состояния и показателей деловой активности, необходимые для оценки изменения кредитного риска заемщика в период до истечения срока сделки. Также кредитный инспектор получает информацию о выполнении либо не выполнении заемщиком условий кредитной сделки, перспектив возврата предоставленных кредитных ресурсов и уплаты процентов. С другой стороны, заемщик информируется кредитным инспектором об условиях кредитования, принятом банком решении о предоставлении/отказе в предоставлении кредита. Взаимодействие кредитного инспектора с лицом, принимающим решение (ЛПР - должностное лицо, кредитный совет, или какой-либо орган в системе управления банком, в компетенцию которого входит принятие решения о выдаче/отказе в выдаче кредита, изменении условий кредитного соглашения, санкционирование применения мер воздействия на заемщика, нарушившего условия кредитного соглашения и т.п.) основано на предоставлении кредитным инспектором информации, необходимой для принятия того или иного решения в рамках кредитных операций, и доведении до сведения кредитного инспектора принятого решения. Принятие ЛПР решения означает для кредитного инспектора руководство к действию. Кредитный инспектор информирует ЛПР об условиях кредитной сделки, доводит до его сведения результат проведенной оценки кредитного риска данного потенциального заемщика, а также предоставляет сведения об изменении оценки кредитного риска заемщика в период между выдачей кредита и сроком завершения кредитной операции (стрелка 3 на рис.2). Кредитный инспектор предоставляет ЛПР сведения о выполнении заемщиком условий кредитного соглашения, либо невозврате кредита. ЛПР предоставляет руководство к исполнению по каждому факту его информирования со стороны кредитного инспектора (стрелка 4 на рис.2).

Взаимодействие кредитного инспектора и должностного лица, анализирующего состояние банковского портфеля как совокупности кредитных вложений, условно обозначаемого “управляющий портфелем”, носит однонаправленный характер. Кредитный инспектор предоставляет информацию о параметрах рассматриваемой кредитной сделки, оценке кредитного риска заемщика, динамике кредитного риска заемщика и фактах выполнения заемщиком условий сделки или реализации кредитного риска (стрелка 5 на рис.2). Данная информация необходима для оценки влияния потенциальной кредитной сделки на риск портфеля, а также для оценки динамики показателей, характеризующих кредитный риск портфеля. Полученные оценки доводятся на сведения ЛПР (стрелка 6 на рис.2) и трансформируются в руководство к действию, доводимое до сведения кредитного инспектора.

Взаимодействие должностного лица, в служебные полномочия которых  входит осуществление общего управления деятельностью сотрудников кредитного подразделения банка, обозначаемого  как “старший кредитный инспектор”, с кредитным инспектором и управляющим портфелем носит двусторонний характер. Кредитный инспектор и управляющий портфелем предоставляют учетные данные о текущем состоянии и динамике показателей кредитного риска (стрелка 7). Старший кредитный инспектор информирует об изменениях, касающихся организации их деятельности (стрелка 8).

Совокупные учетные данные, характеризующие  эффективность применяемых методов  управления кредитным риском, подлежат анализу на предмет необходимости  внесения изменений в используемого кредитным инспектором и управляющим портфелем инструктивно-методического обеспечения их деятельности. В случае необходимости полученная информация трансформируется в техническое задание, которое адресуется старшим кредитным инспектором разработчику инструктивно-методического обеспечения кредитной деятельности в банке (стрелка 9 на рис.2). Дальнейшее изучение процесса управления кредитным риском в банке связано с анализом содержания конкретных этапов, составляющих этот процесс.

Управление кредитным риском представляет собой организованную определенным образом последовательность действий, разделяемых на следующие этапы: выявление факторов кредитного риска; оценка степени кредитного риска; выбор стратегии (принятие решения о принятии риска, отказе от выдачи кредита или применении способов снижения риска); выбор способов снижения риска; контроль изменения степени кредитного риска. Рассмотрим особенности каждого этапа, применительно к двум видам кредитного риска банка.

Последовательность этапов процесса управления кредитным риском представлена на рис.3. 7

 

Рисунок 3 - Последовательность этапов процесса управления кредитным риском

 

Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. Управление каждым видом кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических особенностей (табл.2). Важным обстоятельством является различие целей управления. Целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком своих обязательств по кредитному соглашению и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита. Цель управления риском совокупности кредитных вложений банка - поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.

Информация о работе Анализ кредитных рисков