Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей построения системы управления персоналом на малых предприятиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
- изучить понятие малого предпринимательства, его сущность и особенности;
- рассмотреть особенности построения системы управления на малом предприятии;
- проанализировать экономическую характеристику предприятия ЗАО «Татметлом», г. Нижнекамск;
- рассмотреть систему управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом»;
- разработать рекомендации и предложения по построению системы управления на предприятии.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты построения системы управления персоналом на малых предприятиях 5
1.1 Характеристика малого предприятия, его сущность и особенности 5
1.2 Характеристика основных функций управления персоналом на предприятии 8
1.3 Особенности управления персоналом на малых предприятиях 12
Глава 2. Анализ предприятия ЗАО «Татметлом», оценка системы управления персоналом на предприятии 18
2.1 Характеристика предприятия: основные экономические показатели 18
2.2 Анализ системы управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом» 23
2.3 Предложения и рекомендации по построению системы управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом» 28
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты построения системы управления персоналом на малых предприятиях 5
1.1 Характеристика
малого предприятия, его
1.2 Характеристика основных функций управления персоналом на предприятии 8
1.3 Особенности
управления персоналом на
Глава 2. Анализ предприятия ЗАО «Татметлом», оценка системы управления персоналом на предприятии 18
2.1 Характеристика
предприятия: основные
2.2 Анализ
системы управления персоналом
на предприятии ЗАО «Татметлом»
2.3 Предложения
и рекомендации по построению
системы управления персоналом
на предприятии ЗАО «Татметлом»
Заключение 30
Список использованной литературы 33
В современном мире конкурентоспособность предприятия зависит от того, какая политика используется на предприятии, в том числе и система управления персоналом оказывает большое влияние на укрепление конкурентоспособности предприятия. Если рассматривать систему управления персоналом на малых предприятиях, как – правило, система управления самая простейшая и порой на предприятии управлением персонала занимается само руководство. В этом случае руководители должны грамотно управлять не только самим предприятием, но и человеческими ресурсами предприятия.
Актуальность темы обусловлена
тем, что система управления персоналом
в современных малых
Целью данной работы является изучение особенностей построения системы управления персоналом на малых предприятиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
- изучить понятие малого
предпринимательства, его
- рассмотреть особенности построения системы управления на малом предприятии;
- проанализировать
- рассмотреть систему управления персоналом на предприятии ЗАО «Татметлом»;
- разработать рекомендации и предложения по построению системы управления на предприятии.
Для написания данной работы были изучены труды таких авторов, ученых, как: Горфинкель В.Я., Ветров А. Т., Волгин Н.А., Горбунова М.В., Герчикова И.Н., Кабушкин Н.И., Кибанов А.Я., Комаров Е., Коханов Е.Р., Красовский Ю.Д., Пустозерова В.М., Самоукина Н.В. ,Самыгин С.И.
Малый бизнес – это бизнес,
осуществляемый в малых формах, опирающийся
на предпринимательскую
Малое предпринимательство
– с одной стороны
Так предпринимательская
деятельность как малый бизнес —
это предпринимательская
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.
Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы.
Малый бизнес играет важную
роль в развитии экономики многих
развитых стран, но в России развитие
малого предпринимательства
Каждое предприятие имеет свои особенности, структуру, вид деятельности и цель. Независимо от размеров предприятия стремятся увеличить свою прибыль и государство в определенной мере помогает предприятиям при возникновении проблем и вопросов. Но все же государство, особенно в России уделяет большее внимание развитию и поддержке малого бизнеса. Это связано с рядом особенностей:
- предприятия
малого бизнеса чаще всего
в первое время нуждаются в
финансировании и поддержке в
виде инвестиций и
- обычно именно
малые предприятия занимаются
реализацией необходимых
- предприятия
малого бизнеса чаще всего
на начальном этапе
Анализируя
особенности функционирования малого
бизнеса можно дать определение
малого предпринимательства
Малый бизнес
– это деятельность предпринимательской
направленности, которая осуществляется
субъектами рыночных отношений, экономики
при определенных установленных
правилах, Законах, которые устанавливает
государство и рынок в
Малым предприятием
можно назвать предприятия
Основными критериями определения малого бизнеса можно считать следующие:
- количество персонала (работников) на предприятии;
- объемы производственно
– хозяйственной (
- размер производственных мощностей и другие критерии.
Каждое предприятие,
в том числе и малое
- устав деятельности;
- направление (цель) деятельности;
- наименование
предприятия (физического лица)
- органы управления и контроля;
- доход от деятельности;
- персонал и многие другие элементы.
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Можно перечислить следующие из них [12, c. 205]:
- большая свобода
выбора организации учета,
- гибкость
и высокая продуктивность
- гибкость
и быстрая реакция на
- невысокие
расходы на ведение
- большие возможности
(кредиты, ссуды, специальные
- меньшее количество
инвестиций по сравнению с
предприятиями среднего и
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых [8, c. 205]:
- наибольшая рискованность дела;
- недостатки в системе управления;
- недостача инвестиций;
- низкая конкурентоспособность и рентабельность;
- наименьшая заинтересованность в развитии бизнеса и так далее.
Существует несколько основных функций менеджмента, без учета которых невозможно быть грамотным управляющим. Рассмотрим основные из них:
- планирование (составление планов разной направленности);
- организация (применение
таких способов предоставления
рабочего места и времени,
- мотивация (применение способов, которые могут мотивировать работника на выполнение цели наиболее эффективнее);
- контроль (применение определенных
мер, которые позволяют
Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств, для достижения поставленных организацией целей[8, с.173].
Цель планирования - это
разрешить неопределенность. Тем
не менее, сколь бы важным ни было планирование
- это только начало. Организация, имеющая
большое количество разных планов и
не имеющая цельной схемы
Таким образом, организация - это
вторая функция управления. Из
всего множества значений
- организация - это
структура системы в виде
- организация - это процесс,
посредством которого
Функции мотивации. Поведение
человека всегда мотивированно. Он может
трудиться усердно, с воодушевлением
и энтузиазмом, а может уклоняться
от работы. Поведение личности может
иметь и любые другие проявления.
Во всех случаях следует искать мотив
поведения[1, с.38].
Мотивация - это процесс побуждения
себя и других к деятельности для достижения
личностных целей и целей организации.
Традиционный подход основывается на
вере в то, что сотрудники - всего лишь
ресурсы, активы, которыми должны заставить
эффективно работать.
Человек, получивший в процессе обучения
и повышения квалификации, накопления
производственного опыта знания и навыки,
хочет применить свое умение в труде. И
чем больше ему это удается, тем больше
степень удовлетворенности, а соответственно
и степень выраженности мотивов. В данном
случае сотрудник считает цель организации
своими целями.
Система стимулирования – это набор стимулов,
которые дополняют и связанны между собой.
Их применение может улучшить трудовую
деятельность работников. Но нужно отметить
то, что потраченные средства на стимулирование
работников должны в несколько раз больше
давать отдачу и, приносить определенные
результаты.
Стимулы делятся на:
- материальные;
- нематериальные.
Материальные стимулы делят на денежные и не денежные.
К денежным можно отнести
- заработная плата;
- премии;
- надбавки;
- ссуды и кредиты с
минимальной процентной
К не денежным можно отнести такие как:
- медицинская страховка и обслуживание;
- путевки и санаторное лечение;
- питание по карточкам;
- подарки различного рода.
Также различают и функциональные виды стимулирования:
- дополнительное оборудование рабочего места;
- улучшение организации труда и так далее.
Нужно отметить то, в современном мире наибольшее распространение получили такие методы, как денежное стимулирование.
Окончательная цель контроля
состоит в том, чтобы обслуживать
различные планы и цели менеджмента.
В основу создания всех систем контроля
должны быть положены следующие основные
требования-критерии: Эффективность
контроля, эффект влияния на людей,
выполнение задач контроля, определение
границ контроля.
Различают следующие виды контроля: