Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.

Содержание

Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ производства.doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 Динамика валового сбора озимой пшеницы положительна на протяжении анализируемого периода за исключением 2006 года, когда вследствие гибели посевов валовой сбор данной культуры сократился на 90,9 % по сравнению с предыдущим годом. Тенденция сокращения валовых сборов наблюдается по яровым зерновым и гороху. Колебания валовых сборов данных культур обусловлены в основном изменением структуры посевных площадей по годам, вследствие того, что предприятие следует рыночной конъюнктуре и старается возделывать наиболее востребованные культуры. В период с 2006 по 2011 гг. наблюдается тенденция роста валовых сборов кормовых культур, что обусловлено необходимостью обеспечения кормами растущего поголовья КРС в ГУ ГУП ОПХ Зеленогорское. Надой молока за анализируемый период 2006 по 2011гг. увеличивается. Это связано с обеспеченностью животных кормами и их качество, а главное за счет роста продуктивности коров и с ростом поголовья (в 2006г. поголовье коров составило 239 голов, а в 2011г. – 380 голов, что на 141 голову больше). А мясо КРС значительно изменяется за счет сокращения поголовья животных на выращивании и откорме, среднесуточного привеса при этом продуктивность животных растет.

 

 

1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ Зеленогорское.

 

Каждое сельскохозяйственное предприятие, работающее в условиях рынка должно по возможности соответствовать рыночной конъюнктуре, выпускать продукцию, пользующуюся спросом, высокого качества и с минимальными затратами. Реакцию ГУП ОПХ Зеленогорское на рыночные условия, отражает состав и структура товарной продукции.

 

Таблица 1.2.1. - Состав товарной продукции ГУП ОПХ Зеленогорское

 

Показатели

2006

2007

2008

В среднем по 1 периоду

2009

2010

2011

В среднем по 2 периоду

2 период к 1 %

Объем реализации– всего, тыс.р

27519

21353

24168

24347

%

19698

28679

34337

27571

%

113,25

В т.ч. растениеводства

10488

10979

10428

10632

47,9

7356

15288

19707

14117

51,2

132,78

В т.ч.пшеница

4914

4429

4883

4742

21,37

3107

10830

15913

9950

36

209,82

ячмень

2251

514

2036

1600

7,2

279

1580

281

714

2,6

44,62

горох

1839

1220

1945

1668

7,52

2097

1217

815

1377

4,9

88,52

Прочая продукция растениеводства

1484

4816

1564

2621

11,81

1873

1661

2698

2078

7,5

79,28

Животноводства, в т.ч.

10573

10374

13740

11562

52,10

12342

13391

14630

13454

48,8

116,36

Молока 

7162

6331

9325

7606

34,27

9836

10731

12784

11117

40,3

146,16

Мяса КРС

3411

4043

4415

3956

17,83

2506

2660

1846

2337

8,5

59,08

Объем реализации– всего, ц.

В т.ч.пшеница

18089

12400

14671

15053

-

9125

17393

12373

12964

-

86,13

ячмень

10116

2043

8093

6751

-

1243

4118

300

1887

-

27,96

горох

6869

1884

3503

4085

-

4126

1982

1346

2485

-

60,83

Прочая продукция растениеводства

16937

17368

5737

13347

-

8082

23428

9952

13821

-

103,56

Продажа молока, ц

8035

7103

10462

8533

-

11035

12039

10381

11152

-

130,68

Продажа мяса, ц

863

1023

1117

1001

-

634

673

456

588

-

58,71


 

Анализ состава товарной продукции и динамики ее изменения в натуральном выражении наглядно показывает, что с начала анализируемого периода доля растениеводческой продукции постепенно снижается и все больший вес приобретает продукция животноводства, в частности, молока.

Объем производства товарной продукции сельскохозяйственной продукции  в стоимостном выражении во 2 периоде  по сравнению с первым вырос на 13,25%, при этом стоимость товарной продукции растениеводства возросла на 32,78%. Рост товарной продукции животноводства на 16,36 % полностью обеспечен увеличением стоимости проданного молока на 30,68. Почти наполовину сократилось производство мяса КРС для реализации, что объясняет сокращение его доли в структуре товарной продукции предприятия.

Реагируя на рыночную конъюнктуру, ГУП ОПХ Зеленогорское постепенно изменяет направление своей деятельности с зернового в 2006 году на молочно-зерновое. В настоящее время спрос на элитные семена не очень высок в связи с их дороговизной и отсутствием у большинства сельскохозяйственных предприятий средств на их покупку. Поэтому руководство хозяйства приняло решение диверсифицировать производство, сделав больший упор на молочное животноводство, которое приносит выручку круглый год в отличие от производства зерновой продукции.

 

Оценка изменения товарной продукции  проводится как в натуральных, так  и в стоимостных показателях  по каждой культуре и виду продукции.

 

Таблица 1.2.2. - Размер и структура товарной продукции (в ценах реализации отчетного к базисному году) в ГУП ОПХ Зеленогорское

 

Виды продукции

Размер денежной выручки

2006г.

2011

Отклонение (+/-)

2006г. факт от 2006г. план.

Отклонение (+/-) 2011г. факт от 2011г.

план

факт

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Растениеводство

11158

66,75

15548

40,14

19707

55,64

+4159

+26,8

+8549

+76,8

в т.ч зерновые и зернобобовые

10488

62,75

15448

39,88

19012

53,67

+3564

+23,1

+8524

+81,2

прочая продукция растениеводства

670

4,0

100

0,26

695

1,96

+595

+595

+25

+3,7

Животноводство

5557

33,25

23190

59,86

15714

44,36

-7476

-32,2

+10157

+182,8

в т.ч. КРС (в живой массе)

1300

7,78

2960

7,64

1846

5,21

-1114

-37,6

+546

42%

молоко цельное

3920

23,45

20230

52,22

12784

36,09

-7446

-36,8

+8864

+226,2

Прочая продукция животноводства

337

2,02

-

-

1084

3,06

-1084

-

+747

222%

В целом по хозяйству

16715

100,00

38738

100,00

35421

100,00

-3317

-8,6

+18706

+112


 

Анализируя данные таблицы 1.2.2, можно сделать вывод, что в 2006г. ГУП ОПХ Зеленогорское имело зерновое направление, так как доля данных отраслей в структуре товарной продукции 63% и 23% соответственно. По плану производственно-финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское прогнозировалась специализация на развитие молочного скотоводства, доля которого в товарной продукции предполагалась в размере 52%, а доля зерновых и зернобобовых – 40%. Однако по результатам 2011г. главной отраслью становится производство зерновых, так как в структуре товарной продукции она занимает более 50% (54%). Доля молока в 2011г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 8864 тыс. руб. и составила 226%, по сравнению с запланированным на 2011г. снизилась на 36%.

Изменение объемов товарной продукции следует обосновать влиянием факторов. На уровень товарного производства влияют изменения объемов валовой продукции и коэффициента товарности. Степень влияния определяется способом разниц или цепных подстановок:

 

ТП0 = ВП0 + Кт0

ТП1 = ВП1 + Кт1 ,

 

где ТП0 и ТП1 – объем товарной продукции в базисном и отчетном годах,

ВП0 и ВП1 – объем валовой продукции в базисном и отчетном годах,

Кт0 и Кт1 – коэффициент товарности продукции в базисном и отчетном годах.

Отсюда, объем товарной продукции в 2006 году составит:

Зерновые и зернобобовые: 58635 * 66,75 = 3913886,25 (ц/руб).

Молоко: 9983*23,45=234101,35 (ц/руб).

Мясо КРС: 592*7,78=4605,76 (ц/руб).

2010 году:

Зерновые и зернобобовые: 42852 * 53,67 = 2299866,84 (ц/руб).

Молоко: 21519*36,09=776620,71 (ц/руб).

Мясо КРС: 726*5,21=3782,46 (ц/руб).

Рассчитаем влияние факторов на изменение объемов товарного  производства:

  1. Влияние факторов валового производства:

 

ТПВП = (ВП1 – ВП0 )хКт0

 

Зерновые и зернобобовые: ТПВП =(42852-58635)х66,75=- 1053515,25

Молоко: ТПВП = (21519-9983)х23,45=270519,2

Мясо КРС: ТПВП = (726-592) х 7,78=1042,52

  1. Влияние коэффициента товарности на изменение объема товарной продукции:

 

ТПКт = (Кт1 - Кт0)хВП1

 

Зерновые и зернобобовые: ТПКт = (53,67-66,75)х42852=-560504,16

Молоко: ТПКт = (36,09-23,45)х21519=27200,16

Мясо КРС: ТПКт = (5,21-7,78)х726=-1865,82

Из расчетов мы видим, что на уровень товарного производства влияют изменения объемов валовой  продукции и коэффициент товарности. Каждое сельскохозяйственное предприятие, работающее в условиях рынка должно по возможности соответствовать рыночной конъюнктуре, выпускать продукцию, пользующуюся спросом, высокого качества и с минимальными затратами. Реакцию ГУП ОПХ Зеленогорское на рыночные условия, отражает доходность отрасли продукция молока. (ПРИЛОЖЕНИЕ )

 

Рассчитаем уровень товарности в ц, и в фактических ценах

 

Виды продукции

Ед. изм.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

Зерновые и зернобобовые

ц

52011

58635

88,7

33659

44571

75,5

27396

39728

68,9

22576

35948

62,8

32020

40685

78,7

23971

42852

55,9

молоко

ц

8035

9983

80,5

7103

9319

76,2

10462

12940

80,9

11035

19814

55,7

12039

20795

57,9

10384

21519

48,2

Мясо КРС

ц

863

592

145,8

1023

548

186,7

1117

340

328,5

634

433

146,4

673

913

73,7

456

726

62,8


 

Динамика валовой и товарной продукции ГУП ОПХ Зеленогорское в ц.

 

 

 

Виды продукции

Ед. изм.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

реализация

производство

Ут

Растениеводство

Тыс.р

10488

32430

32,3

10979

20419

53,8

10428

18034

57,8

7356

20364

36,1

15288

27266

56,1

19707

47207

41,7

Животноводство

Тыс.р

10573

6145

172,1

10374

9201

112,7

13740

14517

94,6

12342

17699

69,7

13391

23664

56,6

14630

29403

49,8

Всего

Тыс.р

21061

38575

 

21353

29620

 

24168

32551

 

19698

38063

 

28679

50930

 

34337

76610

 

 

Динамика валовой и  товарной продукции в фактических  ценах

 

 

 

 

1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства ГУП ОПХ Зеленогорское.

 

Проанализируем каждый вид продукции, а также в целом  по предприятию финансовый результат  от реализации, какие факторы повлияли на изменения объема и состава  продукции производства ГУП ОПХ Зеленогорское. На размер выручки от реализованной продукции влияют количество этой продукции, ее качество и реализационная цена. Финансовый результат от реализации, кроме того, зависит от полной себестоимости реализованной продукции. Степень влияния каждого из этих факторов рассчитывается способом цепных подстановок. (ПРИЛОЖЕНИЕ )

Результаты таблицы 1.3.1., свидетельствуют о том, что в  целом по хозяйству фактическая  выручка за реализованную продукцию  снизилась на 2535 тыс. руб. по сравнению  с плановой. Но если смотреть отдельно по продукции растениеводства и животноводства, то мы видим, что зерновые и зернобобовые (в т.ч. пшеница0 выручка за реализованную продукцию этих культур увеличилась за счет цены реализации. По плану в 2011 году цена на зерновые и зернобобовые за 1 ц. составила 533,60, а по факту 793,13, для пшеницы 615,63 и 1286,2 тыс.руб. соответственно. Это свидетельствует о том, что небольшой спрос на элитные семена этих культур есть. На выручку реализации гороха повлияло не только количество, но и фактическая цена, она снизилась по сравнению с плановой на 171,28 тыс.руб (777,28-605,50). Такие культуры как ячмень, овес за счет объема реализации. Наибольшее влияние на снижение выручки оказала продукция животноводства, реализация молока снизилась на 7446 тыс.руб.. возможно в этом негативную роль сыграло, то что почти половину запланированной реализации молока ушло на выпойку телят.

Факторный анализ прибыли  предприятия позволяет определить причины невыполнения плана или  его перевыполнение.

 

Таблица 1.3.2 - Анализ влияния факторов на финансовые результаты реализации зерновых и зернобобовых

 

 

План

Факт

Отклонение от плана

Фактическая реализация при плановой себестоимости или  цене

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс.руб.

12335

15855

+3520

10213

Выручка от реализации, тыс.руб.

15448

19012

+3564

12824

Финансовый результат  от реализации продукции, тыс.руб.

+3113

+3157

+44

+2611

Отклонение финансового  результата от планового за счет:

Изменение себестоимости

   

+5642

 

Цены реализации

   

+6188

 

Объема и структуры  реализованной продукции

   

-502

 

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции