Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа
Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.
Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62
Динамика валового сбора озимой пшеницы положительна на протяжении анализируемого периода за исключением 2006 года, когда вследствие гибели посевов валовой сбор данной культуры сократился на 90,9 % по сравнению с предыдущим годом. Тенденция сокращения валовых сборов наблюдается по яровым зерновым и гороху. Колебания валовых сборов данных культур обусловлены в основном изменением структуры посевных площадей по годам, вследствие того, что предприятие следует рыночной конъюнктуре и старается возделывать наиболее востребованные культуры. В период с 2006 по 2011 гг. наблюдается тенденция роста валовых сборов кормовых культур, что обусловлено необходимостью обеспечения кормами растущего поголовья КРС в ГУ ГУП ОПХ Зеленогорское. Надой молока за анализируемый период 2006 по 2011гг. увеличивается. Это связано с обеспеченностью животных кормами и их качество, а главное за счет роста продуктивности коров и с ростом поголовья (в 2006г. поголовье коров составило 239 голов, а в 2011г. – 380 голов, что на 141 голову больше). А мясо КРС значительно изменяется за счет сокращения поголовья животных на выращивании и откорме, среднесуточного привеса при этом продуктивность животных растет.
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ Зеленогорское.
Каждое сельскохозяйственное предприятие, работающее в условиях рынка должно по возможности соответствовать рыночной конъюнктуре, выпускать продукцию, пользующуюся спросом, высокого качества и с минимальными затратами. Реакцию ГУП ОПХ Зеленогорское на рыночные условия, отражает состав и структура товарной продукции.
Таблица 1.2.1. - Состав товарной продукции ГУП ОПХ Зеленогорское
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
В среднем по 1 периоду |
2009 |
2010 |
2011 |
В среднем по 2 периоду |
2 период к 1 % | ||
Объем реализации– всего, тыс.р |
27519 |
21353 |
24168 |
24347 |
% |
19698 |
28679 |
34337 |
27571 |
% |
113,25 |
В т.ч. растениеводства |
10488 |
10979 |
10428 |
10632 |
47,9 |
7356 |
15288 |
19707 |
14117 |
51,2 |
132,78 |
В т.ч.пшеница |
4914 |
4429 |
4883 |
4742 |
21,37 |
3107 |
10830 |
15913 |
9950 |
36 |
209,82 |
ячмень |
2251 |
514 |
2036 |
1600 |
7,2 |
279 |
1580 |
281 |
714 |
2,6 |
44,62 |
горох |
1839 |
1220 |
1945 |
1668 |
7,52 |
2097 |
1217 |
815 |
1377 |
4,9 |
88,52 |
Прочая продукция |
1484 |
4816 |
1564 |
2621 |
11,81 |
1873 |
1661 |
2698 |
2078 |
7,5 |
79,28 |
Животноводства, в т.ч. |
10573 |
10374 |
13740 |
11562 |
52,10 |
12342 |
13391 |
14630 |
13454 |
48,8 |
116,36 |
Молока |
7162 |
6331 |
9325 |
7606 |
34,27 |
9836 |
10731 |
12784 |
11117 |
40,3 |
146,16 |
Мяса КРС |
3411 |
4043 |
4415 |
3956 |
17,83 |
2506 |
2660 |
1846 |
2337 |
8,5 |
59,08 |
Объем реализации– всего, ц. В т.ч.пшеница |
18089 |
12400 |
14671 |
15053 |
- |
9125 |
17393 |
12373 |
12964 |
- |
86,13 |
ячмень |
10116 |
2043 |
8093 |
6751 |
- |
1243 |
4118 |
300 |
1887 |
- |
27,96 |
горох |
6869 |
1884 |
3503 |
4085 |
- |
4126 |
1982 |
1346 |
2485 |
- |
60,83 |
Прочая продукция |
16937 |
17368 |
5737 |
13347 |
- |
8082 |
23428 |
9952 |
13821 |
- |
103,56 |
Продажа молока, ц |
8035 |
7103 |
10462 |
8533 |
- |
11035 |
12039 |
10381 |
11152 |
- |
130,68 |
Продажа мяса, ц |
863 |
1023 |
1117 |
1001 |
- |
634 |
673 |
456 |
588 |
- |
58,71 |
Анализ состава товарной продукции и динамики ее изменения в натуральном выражении наглядно показывает, что с начала анализируемого периода доля растениеводческой продукции постепенно снижается и все больший вес приобретает продукция животноводства, в частности, молока.
Объем производства товарной продукции сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении во 2 периоде по сравнению с первым вырос на 13,25%, при этом стоимость товарной продукции растениеводства возросла на 32,78%. Рост товарной продукции животноводства на 16,36 % полностью обеспечен увеличением стоимости проданного молока на 30,68. Почти наполовину сократилось производство мяса КРС для реализации, что объясняет сокращение его доли в структуре товарной продукции предприятия.
Реагируя на рыночную конъюнктуру, ГУП ОПХ Зеленогорское постепенно изменяет направление своей деятельности с зернового в 2006 году на молочно-зерновое. В настоящее время спрос на элитные семена не очень высок в связи с их дороговизной и отсутствием у большинства сельскохозяйственных предприятий средств на их покупку. Поэтому руководство хозяйства приняло решение диверсифицировать производство, сделав больший упор на молочное животноводство, которое приносит выручку круглый год в отличие от производства зерновой продукции.
Оценка изменения товарной продукции проводится как в натуральных, так и в стоимостных показателях по каждой культуре и виду продукции.
Таблица 1.2.2. - Размер и структура товарной продукции (в ценах реализации отчетного к базисному году) в ГУП ОПХ Зеленогорское
Виды продукции |
Размер денежной выручки | |||||||||
2006г. |
2011 |
Отклонение (+/-) 2006г. факт от 2006г. план. |
Отклонение (+/-) 2011г. факт от 2011г. | |||||||
план |
факт | |||||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Растениеводство |
11158 |
66,75 |
15548 |
40,14 |
19707 |
55,64 |
+4159 |
+26,8 |
+8549 |
+76,8 |
в т.ч зерновые и зернобобовые |
10488 |
62,75 |
15448 |
39,88 |
19012 |
53,67 |
+3564 |
+23,1 |
+8524 |
+81,2 |
прочая продукция |
670 |
4,0 |
100 |
0,26 |
695 |
1,96 |
+595 |
+595 |
+25 |
+3,7 |
Животноводство |
5557 |
33,25 |
23190 |
59,86 |
15714 |
44,36 |
-7476 |
-32,2 |
+10157 |
+182,8 |
в т.ч. КРС (в живой массе) |
1300 |
7,78 |
2960 |
7,64 |
1846 |
5,21 |
-1114 |
-37,6 |
+546 |
42% |
молоко цельное |
3920 |
23,45 |
20230 |
52,22 |
12784 |
36,09 |
-7446 |
-36,8 |
+8864 |
+226,2 |
Прочая продукция животноводства |
337 |
2,02 |
- |
- |
1084 |
3,06 |
-1084 |
- |
+747 |
222% |
В целом по хозяйству |
16715 |
100,00 |
38738 |
100,00 |
35421 |
100,00 |
-3317 |
-8,6 |
+18706 |
+112 |
Анализируя данные таблицы 1.2.2, можно сделать вывод, что в 2006г. ГУП ОПХ Зеленогорское имело зерновое направление, так как доля данных отраслей в структуре товарной продукции 63% и 23% соответственно. По плану производственно-финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское прогнозировалась специализация на развитие молочного скотоводства, доля которого в товарной продукции предполагалась в размере 52%, а доля зерновых и зернобобовых – 40%. Однако по результатам 2011г. главной отраслью становится производство зерновых, так как в структуре товарной продукции она занимает более 50% (54%). Доля молока в 2011г. по сравнению с 2006г. увеличилась на 8864 тыс. руб. и составила 226%, по сравнению с запланированным на 2011г. снизилась на 36%.
Изменение объемов товарной продукции следует обосновать влиянием факторов. На уровень товарного производства влияют изменения объемов валовой продукции и коэффициента товарности. Степень влияния определяется способом разниц или цепных подстановок:
ТП0 = ВП0 + Кт0
ТП1 = ВП1 + Кт1 ,
где ТП0 и ТП1 – объем товарной продукции в базисном и отчетном годах,
ВП0 и ВП1 – объем валовой продукции в базисном и отчетном годах,
Кт0 и Кт1 – коэффициент товарности продукции в базисном и отчетном годах.
Отсюда, объем товарной продукции в 2006 году составит:
Зерновые и зернобобовые: 58635 * 66,75 = 3913886,25 (ц/руб).
Молоко: 9983*23,45=234101,35 (ц/руб).
Мясо КРС: 592*7,78=4605,76 (ц/руб).
2010 году:
Зерновые и зернобобовые: 42852 * 53,67 = 2299866,84 (ц/руб).
Молоко: 21519*36,09=776620,71 (ц/руб).
Мясо КРС: 726*5,21=3782,46 (ц/руб).
Рассчитаем влияние факторов на изменение объемов товарного производства:
ТПВП = (ВП1 – ВП0 )хКт0
Зерновые и зернобобовые: ТПВП =(42852-58635)х66,75=- 1053515,25
Молоко: ТПВП = (21519-9983)х23,45=270519,2
Мясо КРС: ТПВП = (726-592) х 7,78=1042,52
ТПКт = (Кт1 - Кт0)хВП1
Зерновые и зернобобовые: ТПКт = (53,67-66,75)х42852=-560504,16
Молоко: ТПКт = (36,09-23,45)х21519=27200,16
Мясо КРС: ТПКт = (5,21-7,78)х726=-1865,82
Из расчетов мы видим,
что на уровень товарного производства
влияют изменения объемов валовой
продукции и коэффициент
Рассчитаем уровень товарности в ц, и в фактических ценах
Виды продукции |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||||||||||||
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут | ||
Зерновые и зернобобовые |
ц |
52011 |
58635 |
88,7 |
33659 |
44571 |
75,5 |
27396 |
39728 |
68,9 |
22576 |
35948 |
62,8 |
32020 |
40685 |
78,7 |
23971 |
42852 |
55,9 |
молоко |
ц |
8035 |
9983 |
80,5 |
7103 |
9319 |
76,2 |
10462 |
12940 |
80,9 |
11035 |
19814 |
55,7 |
12039 |
20795 |
57,9 |
10384 |
21519 |
48,2 |
Мясо КРС |
ц |
863 |
592 |
145,8 |
1023 |
548 |
186,7 |
1117 |
340 |
328,5 |
634 |
433 |
146,4 |
673 |
913 |
73,7 |
456 |
726 |
62,8 |
Динамика валовой и товарной продукции ГУП ОПХ Зеленогорское в ц.
Виды продукции |
Ед. изм. |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||||||||||||
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут |
реализация |
производство |
Ут | ||
Растениеводство |
Тыс.р |
10488 |
32430 |
32,3 |
10979 |
20419 |
53,8 |
10428 |
18034 |
57,8 |
7356 |
20364 |
36,1 |
15288 |
27266 |
56,1 |
19707 |
47207 |
41,7 |
Животноводство |
Тыс.р |
10573 |
6145 |
172,1 |
10374 |
9201 |
112,7 |
13740 |
14517 |
94,6 |
12342 |
17699 |
69,7 |
13391 |
23664 |
56,6 |
14630 |
29403 |
49,8 |
Всего |
Тыс.р |
21061 |
38575 |
21353 |
29620 |
24168 |
32551 |
19698 |
38063 |
28679 |
50930 |
34337 |
76610 |
Динамика валовой и товарной продукции в фактических ценах
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства ГУП ОПХ Зеленогорское.
Проанализируем каждый вид продукции, а также в целом по предприятию финансовый результат от реализации, какие факторы повлияли на изменения объема и состава продукции производства ГУП ОПХ Зеленогорское. На размер выручки от реализованной продукции влияют количество этой продукции, ее качество и реализационная цена. Финансовый результат от реализации, кроме того, зависит от полной себестоимости реализованной продукции. Степень влияния каждого из этих факторов рассчитывается способом цепных подстановок. (ПРИЛОЖЕНИЕ )
Результаты таблицы 1.3.1., свидетельствуют о том, что в целом по хозяйству фактическая выручка за реализованную продукцию снизилась на 2535 тыс. руб. по сравнению с плановой. Но если смотреть отдельно по продукции растениеводства и животноводства, то мы видим, что зерновые и зернобобовые (в т.ч. пшеница0 выручка за реализованную продукцию этих культур увеличилась за счет цены реализации. По плану в 2011 году цена на зерновые и зернобобовые за 1 ц. составила 533,60, а по факту 793,13, для пшеницы 615,63 и 1286,2 тыс.руб. соответственно. Это свидетельствует о том, что небольшой спрос на элитные семена этих культур есть. На выручку реализации гороха повлияло не только количество, но и фактическая цена, она снизилась по сравнению с плановой на 171,28 тыс.руб (777,28-605,50). Такие культуры как ячмень, овес за счет объема реализации. Наибольшее влияние на снижение выручки оказала продукция животноводства, реализация молока снизилась на 7446 тыс.руб.. возможно в этом негативную роль сыграло, то что почти половину запланированной реализации молока ушло на выпойку телят.
Факторный анализ прибыли
предприятия позволяет
Таблица 1.3.2 - Анализ влияния факторов на финансовые результаты реализации зерновых и зернобобовых
План |
Факт |
Отклонение от плана |
Фактическая реализация при плановой себестоимости или цене | |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. |
12335 |
15855 |
+3520 |
10213 |
Выручка от реализации, тыс.руб. |
15448 |
19012 |
+3564 |
12824 |
Финансовый результат от реализации продукции, тыс.руб. |
+3113 |
+3157 |
+44 |
+2611 |
Отклонение финансового результата от планового за счет: Изменение себестоимости |
+5642 |
|||
Цены реализации |
+6188 |
|||
Объема и структуры реализованной продукции |
-502 |
Информация о работе Анализ производства и реализации продукции