Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы «Анализ производства и реализации продукции» состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, выявление путей увеличения объемов реализации продукции, пользующихся спросом по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка, при максимальном использовании производственных мощностей, земельных ресурсов, поголовья скота, материальных, производственных и трудовых ресурсов, изыскание внутренних резервов роста объема производства и как результат увеличения прибыли предприятия.

Содержание

Введение 5
1. Анализ реализации продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 9
1.1 Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов
продукции на ГУП ОПХ Зеленогорское 9
1.2 Анализ объема и состава товарной продукции ГУП ОПХ
Зеленогорское 14
1.3 Влияние факторов на изменение объема и состава продукции производства 21
1.4 Анализ реализации продукции и оценка эффективности каналов реализации 25
1.5 Финансовые результаты реализации и их влияние на показания эффективности производства и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское 38
2. Пути и резервы повышения эффективности реализации продукции и рентабельности сельскохозяйственного производства 42
2.1 Резервы роста объемов производства 42
2.2 Оптимизация состава товарной продукции и повышение
ее качества 50
2.3 Резервы совершенствования рыночных отношений ГУП ОПХ Зеленогорское 53
Заключение 57
Список литературы 62

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ производства.doc

— 810.50 Кб (Скачать файл)

ГУП ОПХ Зеленогорское реализует молоко по нескольким направлениям. На протяжении анализируемого периода постоянным покупателем молока выступало ОАО "Самаралакто", предоставляющее выгодные условия, такие как транспортировка молока за счет покупателя, предоставление в лизинг танка-охладителя, своевременная оплата приобретаемой продукции. Однако в связи с финансовыми сложностями и ухудшением условий продажи молока по данному каналу, с 2011 года появился еще один довольно крупный покупатель молока – ООО "Нвокуйбышевскмолоко", предложивший предоставление краткосрочных кредитов для ГУП ОПХ Зеленогорское в счет поставки продукции, а также вносящий предоплату при покупке молока. По данным направлениям молоко реализуется по цене 10,41 руб. за литр.

Еще одним каналом  реализации молока является Безенчукский ЖБИ, приобретающий молоко для своих работников, а также ежедневная ярмарка по социальным ценам в Безенчуке, где молоко продается из фляг. Так как в данном случае предприятие уже не получает субсидий, как при реализации молокозаводам, а также берет на себя транспортные и иные расходы, цена реализации молока по данным направлениям существенно выше – 20 руб. за литр. Все это положительно характеризует деятельности предприятия.

Таким образом, за анализируемый период сложилась следующая структура реализации молока по каналам, представленная в таблице 1.4.4., рис.4.

 

Таблица 1.4.4. Анализ объема реализации с/х продукции ГУП ОПХ Зеленогорское

Показатели 

2006

2007

2008

В среднем по 1 периоду

2009

2010

2011

В среднем по 2 периоду

2 период

к 1 периоду,%

т. руб

%

т. руб.

%

Всего растениеводства

16946

10979

10428

12784

52,5

7356

15288

13874

12173

47,5

95,22

Молока, тыс.р

7162

6331

9325

7606

31,2

9836

10731

12784

11117

43,4

146,16

Мяса КРС, тыс.р

3411

4043

4415

3956

16,3

2506

2660

1846

2337

9,1

59,08

Всего животноводства

10573

10374

13740

11562

47,5

12342

13391

14630

13454

52,5

116,36

Объем реализации с/х  продукции – всего, тыс.р

27519

21353

24168

24347

100

19698

28679

28504

25627

100

105,26


 

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что предприятие находится в процессе поиска наиболее эффективных каналов реализации молока. В период с 2006 года ГУП ОПХ Зеленогорское перестало поставлять молоко ОАО "Данон-Волга" вследствие того, что нашелся покупатель ОАО "Самаралакто", предложивший более выгодные условия. ОАО "Самаралакто" предоставило для предприятия танк-охладитель молока, в счет будущих продаж, что позволило повысить качество производимой продукции и, следовательно, реализовывать ее по более высоким ценам.

Анализ объема реализации продукции и динамики ее изменения наглядно показывает, что с начала анализируемого периода доля растениеводческой продукции незначительно снижается и все больший вес приобретает продукция животноводства, в частности, молока.

Объем производства товарной продукции молока во 2 периоде по сравнению с первым вырос на 12%, при этом стоимость товарной продукции  растениеводства снизилась на 5%. Почти наполовину сократилось производство мяса КРС для реализации, что объясняет  сокращение его доли в структуре товарной продукции предприятия.

Данная тенденция положительно характеризует товарную политику предприятия, так как именно реализация молока приносит предприятию наибольшую прибыль  в отрасли животноводства.

Повышение качества продукции равнозначно увеличению ее количества. Продукция более высокого качества оплачивается дороже, пользуется большим спросом, а повышение удельного веса ее в общем производстве ведет к увеличению объема товарной продукции и улучшению финансовых результатов.

Качество продукции не является величиной постоянной. Оно зависит от уровня развития науки, квалификации работников, организации и технологии производства.

В условиях развития рыночных отношений каждое сельскохозяйственное предприятие обязано жестко контролировать качество продукции. А для этого следует организовать раздельный учет продукции по качеству на основе поступающих от молокозаводов товарно-транспортных накладных. Основными показателями качества молока являются его жирность, сортность и охлажденность.

Рассмотрим влияние  качества молока на результаты его  реализации.

Таблица 1.4.5. Расчет влияния качества молока на результаты от реализации в ГУП ОПХ Зеленогорское  2011г.

 

Вид продукции

Сортность

Фактически реализовано  продукции, т

Фактическая цена реализации, т.р.

Средняя плановая цена реализации, т.р.

Стоимость реализованной  продукции, т.р.

Отклонение +,-

По фактической цене реализации

По средним плановым ценам реализации

молоко

Высший сорт

974,19

12814

10000

12483,270

9741,900

2741,37

 

1 сорт

29,69

11815

10000

350,787

296,900

53,887

Итого

 

1003,88

12314

10000

12834,057

10038,8

 

 

Таблица 1.4.6. Расчет влияния сортового состава молока на среднюю цену реализации.

Сорт молока

Цена молока, т.р.

Структура, %

Изменение средней цены 1 т.

план

факт

Отклонение +,-

Руб.

%

Высший 

12814

90

97

+7

+896,98

+7

1 сорт

11815

10

3

-7

-827,05

-7

Итого

12314

100

100

 

-69,93

 

 

В результате отклонения структуры сортового молока факта  от плана по высшему сорту на +7%, по 1 сорту на -7%, предприятие недополучило 70 тыс. руб. (1003,88*(-69,93) выручки.

Предприятие должно выпускать конкурентоспособный товар, для чего необходимо управлять себестоимостью с целью создания более дешевой продукции. Кроме того, экономия затрат ведет к ускорению оборачиваемости средств, вложенных в производство, и обеспечивает процесс расширенного воспроизводства. Контроль над выполнением норматива расходования средств дает возможность сократить сверхнормативные остатки производственных запасов предприятия, т.е. анализ позволяет управлять затратами. Общее же снижение себестоимости создает возможность снижения цен реализации, что в свою очередь повышает конкурентоспособность производимой продукции.

 

Таблица 1.4.7. Состав и структура себестоимости зерна

Статьи и элементы затрат

Размер затрат,

руб. /ц.

Структура, %

% снижения или роста себестоимости за счет статьи

2006

2011

2006

2011

Семена и посадочный материал

37,18

134,91

12,6

17,3

33,1

Минеральные удобрения

21,74

22,96

7,4

2,9

0,4

СЗР

0,00

42,78

0,0

5,5

14,5

Электроэнергия

1,67

8,00

0,6

1,0

2,1

ГСМ

51,18

154,37

17,3

19,8

35,0

Ремонт ОС

23,21

35,52

7,9

4,6

4,2

Работы и услуги

12,93

0,00

4,4

0,0

-4,4

Оплата труда

34,25

147,25

11,6

18,9

38,3

Отчисления на социальные нужды

8,29

32,53

2,8

4,2

8,2

Амортизация

15,43

37,99

5,2

4,9

7,6

Прочие

89,21

164,17

30,2

21,0

25,4

Всего

295,10

780,48

100,0

100,0

164,5


 

Данные таблицы свидетельствуют  о том, что себестоимость зерна, производимого в ГУП ОПХ  Зеленогорское возросла на 164,5% в 2011 году по сравнению с 2006 годом. Наибольшее влияние на этот показатель оказали такие статьи затрат как оплата труда (38,3%), рост цен на семена (33,1%) и удорожание ГСМ (35%). Данные факторы, значительно увеличивающие себестоимость производимой продукции, не зависят от предприятия и испытывают воздействие внешней среды. Задача в этом случае – максимально использовать внутренние факторы в целях снижения себестоимости – по возможности сокращать расход семян, ГСМ, электроэнергии.

Характеризуя производство продукции животноводства, следует  отметить, что ГУП ОПХ Зеленогорское использует комплекты современного оборудования. (Динамику продуктивности стада и выхода валовой продукции выбранной технологии содержания животных я рассмотрю во второй главе курсовой работы). Особое значение имеет анализ влияния отдельных статей затрат на изменение себестоимости.

 

Таблица 1.4.8. Состав и структура себестоимости 1 ц молока

Статьи и элементы затрат

Размер затрат,

руб. /ц.

Структура, %

% снижения или роста  себестоимости за счет статьи

2006

2011

2006

2011

Корма

260,74

172,45

58,7

23,0

-19,9

Электроэнергия

16,23

14,41

3,7

1,9

-0,4

ГСМ

25,34

54,09

5,7

7,2

6,5

Ремонт ОС

5,91

25,84

1,3

3,4

4,5

Работы и услуги

7,71

0,00

1,7

0,0

-1,7

Оплата труда

68,02

129,00

15,3

17,2

13,7

Отчисления на социальные нужды

26,24

36,62

5,9

4,9

2,3

Амортизация

28,15

193,83

6,3

25,8

37,3

Прочие

6,09

124,00

1,4

16,5

26,5

Всего

444,44

750,24

100,0

100,0

68,8


 

Из данных таблицы  видно, что в 2011 году по сравнению с 2006 себестоимость производимого молока увеличилась на 68,8 %. Амортизация основных средств обусловила рост себестоимости на 37,3 %, к тому же в 2011 году этот элемент занял наибольший удельный вес в структуре затрат. Важно отметить положительное влияние таких статей как корма, электроэнергия и работы и услуги – в сумме они уменьшили себестоимость на 22%. Этот факт свидетельствует о грамотном управлении затратами посредством совершенствовании технологии производства продукции. Значительное сокращение затрат на корма (на 19,9 %) обусловлено переходом предприятия на новую технологию содержания животных и иной тип кормления, который одновременно со сбалансированностью питания обеспечивает экономию средств. Таким образом, на рост себестоимости в основном влияют факторы внешней среды: амортизация, рост цен на ГСМ и удорожание услуг по обслуживанию и ремонту техники. Управление себестоимостью производимой продукции является крайне важной задачей, так как ее величина и динамика оказывают непосредственное влияние на итоги деятельности предприятия. Анализ себестоимости продукции сельского хозяйства носит особый характер: конечный результат ее можно определить лишь в конце года по получении готового продукта.

 

Таблица 1.4.9. Себестоимость единицы основных видов продукции, руб/ц.

 

 

Вид продукции

2006

2007

2008

В среднем за 1 период

2009

2010

2011

В среднем за 2 период

2 период к 1, %

Зерновые и зерно-бобовые

156,4

237,6

258,9

217,63

395,1

406,88

392,1

398,03

182,89

в т.ч. озимые

288,7

350,0

277,9

305,53

300,0

352,4

700,5

450,97

147,60

яровые

119,0

184,4

226,8

176,73

282,7

436,9

505,5

408,39

231,08

горох

261,6

400,0

381,0

347,53

453,4

528,9

556,8

513,02

147,62

Молоко

445,0

557,0

630,0

544,00

599,9

630,4

750,0

660,10

121,34

Мясо КРС

5139

10544

14106

9930

10370

12171

15997

12846

129,37


 

Данные таблицы свидетельствуют  об увеличении себестоимости всех видов  производимой продукции. Себестоимость 1 ц. зерновых возросла во втором периоде относительно первого на 82,89 % , что в большей степени обусловлено ростом себестоимости производства яровых культур более чем в 2 раза. Себестоимость молока и мяса КРС за второй период возросли не так значительно – на 21,34 и 29,37% соответственно.

 

 

1.5 Финансовые результаты  реализации и их влияние на  показания эффективности производства  и финансовой деятельности ГУП ОПХ Зеленогорское

 

При оценки, платежеспособности предприятия важны не только способность возвращать заемные средства, но и финансовая устойчивость, и независимость, и способность маневрировать собственными средствами, для этого мы сделаем сравнительный аналитический баланс ГУП ОПХ Зеленогорское за 2011 год (ПРИЛОЖЕНИЕ ).

При рассмотрении динамики абсолютной величины валюты баланса, мы видим ее увеличение на 6,72%, что является положительным в работе предприятия. В соответствии с данными графы 9 наблюдается увеличение удельного веса денежных средств относительно валюты баланса (9,34%), но при этом более быстро растут запасы (56,01%), в том числе сырье и материалы (62,42%), животные на выращивании и откорме (45,66%). Наблюдаемая тенденция может оказать положительное влияние на укрепление финансовой независимости предприятия.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции