Анализ состояние и перспективы развития общественного питания в Нижнем Новгороде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Сфера общественного питания становится все более актуальной. Это объясняется тем, что постоянно происходит изменение различных технологий по переработке и обработке продуктов питания, развитием современных коммуникаций, а также средств и способов доставки сырья и продукции.
Согласно международным стандартам общественное питание - это методы и способы по приготовлению пищи в больших размерах и количествах, которые выполняются непосредственно без предварительного согласования с потенциальными потребителями, а также виды различного питания за границами собственного дома. Предприятия, которые оказывают услуги по общественному питанию, могут принадлежать как частному, так и государственному сектору.
Конечно, те категории предприятий общественного питания, которые включает в себя государственный сектор, могут относиться и к частной собственности. Помимо подобных учреждений к частному сектору также относятся: различные рестораны, торговые точки, которые приносят доход. Частный сектор также может просто производить продукцию (уже готовую к употреблению), которой потом государственный снабжает свои сферы деятельности (школы, детские сады и др.).
Конечно, абсолютно любая классификация предприятий сферы общественного питания требует особого подхода к абсолютно любой категории. Так как все предприятия этой сферы очень разнородны по видам осуществляемой ими деятельности. К примеру, по данным соцопроса большинство студентов ежедневно пользуются услугами сферы общественного питания, однако, при этом они питаются вовсе не в столовой учебного заведения, в котором проходит их обучения, а в ресторанах, которые специализируются на фаст-фуде.
Целью курсовой работы является анализ состояния отрасли общественного питания и перспективы его развития в Нижнем Новгороде.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих задач:
- изучить характеристику отрасли предприятий общественного питания;
-проанализировать состояние и влияние кризиса на отрасль общественного питания;
- оценить прогноз на 2011 год.

Содержание

Введение
Глава 1.Характеристика предприятий отрасли общественного питания.
1.1 Классификация предприятий общественного питания.
1.2 Общие требования к предприятиям общественного питания.
Глава 2.Состояние отрасли общественного питания Нижнего Новгорода.
2.1 Оценка влияния кризиса на отрасль общественного питания
2.2 Состояние отрасли общественного питания на первое полугодие 2010года.
Глава 3. Перспективы развития отрасли общественного питания Нижнего Новгорода на 2011 год.
Заключение
Библиографический список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Смирнова Ек курсовая.docx

— 68.67 Кб (Скачать файл)

     Предприятия общественного питания всех типов  обязаны в наглядной и доступной  форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе: фирменное наименование (наименование) своей организации, место  ее нахождения (адрес), тип, класс и  режим работы, размещая указанную  информацию на вывеске и в других местах, удобных для ознакомления потребителей .

     На  строящихся и реконструируемых предприятиях общественного питания для обслуживания инвалидов должны быть предусмотрены  наклонные пандусы у входных  дверей для проезда инвалидных колясок, лифты, площадки для разворота инвалидной коляски в залах, специально оборудованные  туалетные комнаты согласно действующим  строительным нормам и правилам .

     На  предприятиях общественного питания  в соответствии со спецификой обслуживаемого контингента могут быть предусмотрены  зоны специального обслуживания, например диетического, лечебно-профилактического, детского питания и др.

     Размещение  производственных помещений и оборудования в этих помещениях должно обеспечивать последовательность (поточность) технологических  процессов производства и реализации продукции, а также соблюдение технологических, санитарно-эпидемиологических норм и  правил.

     На  предприятиях общественного питания  должно обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки столов или отражаться специализация предприятия общественного питания (тематическая или национальная направленность). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Состояние  отрасли общественного питания  Нижнего Новгорода.

2.1 Оценка влияния  кризиса на отрасль общественного  питания

     Из-за сложной экономической ситуации, по данным Института ресторанных  технологий, рестораторы недосчитались  примерно трети от запланированной  прибыли. Число компаний, арендовавших для сотрудников заведения не домашнего питания, в сравнении  с 2008-м годом сократилось почти  на 40%. По другим данным, как раз в  новый год (2009-й) наблюдался последний  «наплыв» посетителей, после чего произошел  резкий спад. Среднемесячное количество любителей банкетного застолья на середину года составляло едва ли 30% от аналогичного показателя прошлого года. Но опять  же, не везде.

     Рестораны выездного обслуживания тоже начали сдавать позиции в бою с  экономическим кризисом. Только наиболее сильным и активным игрокам этого  рынка удается приспособиться к  новым условиям и использовать их для расширения областей своей деятельности.

     

     Рис 1. Динамика оборота общественного  питания за 2000-2009 год(млн руб)

     Оборот  предприятий общественного питания  Нижнего Новгорода  в 2009 году составил 9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах меньше 2008 года на 14,2%.

      В Нижнем Новгороде заведений общепита довольно много. Но пока спад спроса на услуги наблюдался только в дорогих  ресторанах. Экономический кризис оказал прямое влияние на покупательскую способность  населения. По данным экспертов, посещаемость многих ресторанов снизилась на 30% . На этом фоне рынок фаст-фуда как минимум не уменьшил обороты.

     Происходит  перераспределение в сегменте экономических  и средних доходов — чуть более  высокие затраты на обеды и  легкий перекус сменятся несколько  более низкими.

     У посетителей за те же деньги появляется больший выбор, и они могут  существенно экономить, не теряя  в качестве.

     За  первое полугодие этого года в  Нижнем Новгороде было открыто 29 предприятий  общественного питания. А всего  за последние три года, по оценке специалистов департамента экономики, планирования и предпринимательства  администрации Нижнего Новгорода, сеть общественного питания увеличилась  на 45 заведений.

     В этой сети ресторанный сегмент в  городе занимает 6,4%. В настоящее  время  много объектов находится в стадии строительства, например, ресторан  в районе Георгиевского съезда, ресторанный комплекс в районе Гребного канала, клубный ресторан в парке имени Пушкина и многие другие.

     Анализируя  рынок нижегородского ресторанного бизнеса, следует отметить тенденцию  роста демократичных предприятий  питания. Особое развитие в городе получили такие сети, как «Пицца Веро», «Бродвей пицца» и «Мир пиццы». Всего в Нижнем Новгороде функционирует несколько десятков пиццерий.

     Также в городе действуют предприятия, входящие в состав мировых, российских и местных ресторанных сетей, это -  ООО «Частные пивоварни «Тинькофф», ЗАО «Синтагма групп» (сеть ресторанов быстрого обслуживания «Едок») и другие.

     Еще одной новацией в нижегородском  ресторанном бизнесе является активное строительство предприятий стационарного фаст-фуда. Уже открылись первые заведения московских сетей, и началось развитие нижегородского фаст-фуда в сетевом варианте.

     Фаст-фуд выживал и выживает за счет оборота. Но не все предприятия быстрого питания смогли адаптироваться к нынешним условиях. Так, предприниматель Сергей Пинагоров, развивающий уличный фаст-фуд «Авто-кафе», «Золотая курочка», «Русские блинчики», «Хот хит-дог» признался, что в зависимости от местоположения мини-кафе падение оборотов с начала года составило до 30 процентов. Хуже всего дела у предпринимателя обстоят в Автозаводском районе, значительно лучше в центре города.

     Президент Нижегородской ассоциации предприятий  быстрого питания Алексей Носов ситуацию не драматизирует. 
«— Если в начале года оборот был снижен на 30%, то уже летом падение составило лишь 15%. На фоне закрывающихся ресторанов у нас ситуация не такая ужасная»— отмечает Алексей Носов.

     В целом, несмотря на временное падение  спроса в сегменте быстрого питания, данный рынок можно считать достаточно перспективным. Поэтому решение  развиваться именно сейчас, когда  арендные ставки и стоимость оборудования существенно снижена, абсолютно  правильно. Например, в этом году в  Нижнем Новгороде были открыты два  заведения «Сабвэй», готовится к открытию питерское заведение «Емеля».

     В настоящее время крупнейшим оператором ресторанного рынка Нижнего Новгорода  группой компаний «Пир» в торгово-развлекательном  центре «Шоколад» открыты фаст-фуды «Ростикс» и «Мока-Лока». Кроме них функционируют фаст-фуды «Блинок», «Паб-City», открылись франчайзинговые проекты «Елки-палки экспресс», «Маленькая Япония» и «Ростикс-KFC».

     Продолжают  развиваться предприятия общественного  питания такого формата, как чайные, кофейни и шоколадницы, всего  их по Нижнему Новгороду насчитывается  свыше десяти.

     По  мнению городских властей, развитие ресторанного бизнеса дает массу  преимуществ и городу, и его  жителям. Это и множество дополнительных рабочих мест, и поступления денежных средств в местный бюджет в  виде налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Состояние отрасли общественного питания на первое полугодие 2010года.

       Ресторанный рынок Нижнего Новгорода  показывает незначительный рост. На сентябрь 2010г. динамика составила  свыше 6%.Это связано с ростом  активности на рынке , увеличением количества ресторанов. Если в октябре 2009г. в городе было 1503 объекта общественного питания, то к ноябрю 2010г. эта цифра возросла до 1538. В основном открываются авторские рестораны, владельцы которых пытаются привлечь клиентов оригинальной концепцией («Амигос» — испанская кухня, «Шалом» — еврейская кухня).

     Развиваются сети заведений быстрого питания  и демократичных ресторанов. Кризис научил людей считать деньги. За I п/г 2010г. доля демократичных ресторанов и заведений быстрого питания увеличилась на 5–10%. Это связано с достаточно низким средним чеком и широким географическим охватом. Общая доля подобных заведений на ресторанном рынке Нижнего Новгорода составляет примерно 60% (в 2009г. — 35–40%).

     Размер  среднего чека стабилизировался. В  кризисный 2009  г. средние чеки показали небольшое снижение в 10%, теперь они держатся на этом же уровне.

     

     Рис 2. Размер среднего чека по сегментам (руб)

     Рестораторы связывают это с тем, что на рынок все еще действуют кризисные  тенденции: люди сократили количество посещений ресторанов. Цены же показывают незначительное увеличение, что связано  в первую очередь с повышением стоимости сырья.

     В кризис рестораторы привлекали посетителей  различными акциями. В ресторанах были популярны «эконом акции», например, в «Бродвей Пицца» — меню за 29 руб. Также заведения общественного питания предлагали услуги кейтеринга и организации корпоративного питания (Кейтеринг— доставка в офис, на предприятие готовых блюд и развертывание небольшой столовой или буфета; подогрев блюд и уборка посуды осуществляется обслуживающим выездным персоналом — поварами и официантами).

     Оборот  общественного питания за январь-сентябрь 2010 года составил 7300,0 млн руб

     Журнал  «Деловой квартал»  провел экспертный опрос ведущих игроков рынка. На основании этого был определен круг компаний, которым было предложено предоставить информацию для участия в ТОП-листе.

     В ТОП-лист вошли ресторанные компании Нижнего Новгорода, управляющие сетевыми и авторскими заведениями. В таблице «Авторские рестораны» представлены сведения по концептуальным заведениям, входящим в ресторанные компании. В таблице «Сетевые рестораны» представлены сведения о сетях общепита, входящих в ресторанные компании. Авторские заведения в составе ресторанных холдингов разделены на следующие сегменты по величине среднего чека: заведения со средним чеком до 500 рублей, от 500 до 900 рублей и заведения со средним чеком свыше 900 рублей.  В ТОП-лист включены ресторанные холдинги, площадь заведений которых составляет более 600 кв.м.

     Основной  ранжирующий показатель — общая  площадь ресторанов холдинга в Нижнем Новгороде на 01.10.2010, кв.м. Дополнительные показатели — площадь (кв.м) и средний чек (руб.) авторских ресторанов, входящих в ресторанные компании; площадь сетевых ресторанов, кв.м.   

Принятые  сокращения

А — компании расположены в алфавитном порядке.

В/р — вне ранжирования, т. е. компания не предоставила данные, но по экспертным оценкам входит в число крупнейших игроков.

Н/д — нет данных, т. е. компания не предоставила данные. 
 
 
 
 
 
 
 

Крупнейшие  ресторанные холдинги 

 
ТОП-10 ресторанных компаний 
Общая площадь  ресторанов холдинга в Нижнем Новгороде  на 01.10.10, кв. м  Кол-во заведений  компании в Нижнем Новгороде на 01.10.10   Формат заведений   Ценовой сегмент, в котором работает компания  Контакты (телефон, сайт) 
1   ЗАО «Рестораны быстрого обслуживания» 
Балабанов Александр Александрович 
6659   сетевые и авторские  рестораны  эконом  437-43-74,

www.edok.ru

2   ГК «ПИР» 
Котюсов Александр Николаевич 
4945   16  авторские  и сетевые рестораны  высокий, средний   461-80-71,

www.pir.nnov.ru

3   «ЕДА и КУЛЬТУРА project» 
Маркевич Михаил Маркович 
3355   авторские и  сетевые рестораны  высокий, средний, эконом  433-95-84,

www.ekproject.ru

4   «Макдоналдс» 
Хасбулатов Хамзат Хамидович 
2550   сетевые рестораны   эконом  430-10-91,

www.mcdonalds.ru

5   ООО «Мир Пиццы»* 
Шинкаров Михаил Аркадьевич 
1900  15  сетевые рестораны   эконом  437-30-70,

www.mirpizzy.com

6   «Рестораны  Борисычевой» 
Ким (Борисычева) Елена Леонидовна 
1200   авторские рестораны   высокий, эконом   432-01-08,

www.rknn.ru

7   ГК «Золотая Вилка» 
Родионов Андрей Германович  
857   авторские рестораны   средний, эконом   278-92-92,

www.goldvilka.ru

8   ООО «Арктур  НН» 
Жавнис Ирина Анатольевна 
735  авторские рестораны   высокий, эконом   419-29-14,

www.pogrebok-shato.ru

9   ООО «Бродвей Пицца» 
Нефедова Надежда Валерьевна 
650   сетевые рестораны   эконом  257-65-46,

www.broadwaypizza.ru

в/р   ООО «Ресторанный дом» *

Иоффе Герман Ильич

н/д  авторские рестораны   высокий, средний, эконом  411-55-28,

www.sushi-bar.ru

* – сайт компании, расчеты ДК 
   
 
 
 
Лидеры  среди сетевых  ресторанов   
в составе холдингов 
Общая площадь  ресторанов сети в Нижнем Новгороде, кв. м  Общее кол-во сетевых  ресторанов холдинга в Нижнем Новгороде   Фактический средний  чек в III кв. 2010 г., руб. 
 
 
«Едок»/ ЗАО  «Рестораны быстрого обслуживания»  6293  155 
 
 
«Макдоналдс»/ «Макдоналдс»  2550  н/д 
 
 
«Мир Пиццы»/ ООО «Мир Пиццы»*  1900  15  н/д 
 
 
Milo (White Cafe, Black cafe, Club)/ «ЕДА и КУЛЬТУРА project»  1381  800 
 
 
«Moloko»/ «ЕДА и КУЛЬТУРА project»  821  450 
 
 
«Бродвей-Пицца»/ ООО «Бродвей Пицца»  650  200 
 
 
«Иль Патио»/ ГК «ПИР»  600  450 
 
 
«Пирушка Пивнушка»/ ГК «ПИР»  500  200 
 
 
«Планета Суши»/ ГК «ПИР»  300  650 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ состояние и перспективы развития общественного питания в Нижнем Новгороде