Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа
В настоящее время предпринимательство в России в основном сформировано за счет субъектов малого предпринимательства, так называемых «малых предприятий». Малые предприятия - это юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества или товарищества (закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица (частный предприниматель, индивидуальный предприниматель), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Некоммерческая организация не может иметь статус малого предприятия.
Введение
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса. Необходимость разделения предприятий на крупные, средниеи малые.
1.2 Критерии малых предприятий России.
1.3 Виды, особенности и функции, сфера деятельности малых предприятий.
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике России
2.2 Основные проблемы малого бизнеса.
3. Государственная поддержка малого бизнеса.
Заключение.
Список использованных источников.
3. Государственная поддержка малого бизнеса
В 2012 году на реализацию программы выделено 63 млн.рублей областного бюджета. Кроме того, планируется привлечь не менее 230 млн.рублей федерального бюджета.
Основными направлениями деятельности
департамента в 2012 году будут:
1. Повышение эффективности работы инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства:
- открытие в 2012 году новых бизнес-инкубаторов
в г. Котельниче и пгт Тужа;
- распространение деятельности эффективно
работающих районных фондов на близлежащие
районы области (построение работы по
межрайонному принципу);
- ежегодное увеличение: охвата услугами
районных фондов субъектов малого предпринимательства
и объема услуг, предоставляемых предпринимателям.
2. Реализация мер, направленных на упрощение
доступа субъектов малого предпринимательства
к кредитным ресурсам:
- развитие системы гарантийного кредитования
субъектов малого и среднего предпринимательства
(увеличение объема кредитного портфеля,
выдаваемого банками СМСП, под поручительства
гарантийного фонда; планомерный переход
к 2014 году к новому принципу мультипликации:
размер лимита поручительств должен превышать
в 3 раза размер гарантийного фонда);
- развитие системы льготного кредитования
субъектов малого предпринимательства
(внедрение новой программы микрокредитования
действующих СМП до 100 тыс. рублей с упрощенным
пакетом документов, ежегодное увеличение
объема кредитного портфеля, выдаваемого
СМП);
- интенсификация программы по субсидированию
части затрат СМП по договорам финансовой
аренды (субсидирование части затрат,
связанных с модернизацией производства
и приобретением основных средств в лизинг);
- развитие системы кредитной кооперации
(вступление кредитных кооперативов Кировской
области в СРО).
3. Развитие системы бизнес-образования
для лиц, желающих открыть собственный
бизнес, начинающих и действующих предпринимателей:
- перенос акцента в обучении с г. Кирова
на муниципальные образования, что позволит
предпринимателям из районов области
бесплатно получить современные знания
и навыки в сфере малого бизнеса и эффективно
осуществлять предпринимательскую деятельность;
- повышение квалификации действующих
субъектов малого предпринимательства;
- реализация проектов, направленных на
вовлечение молодежи в предпринимательскую
деятельность («ВЭЛ», «Business Camp», «Ты - предприниматель»,
«Право на бизнес», «Школьный бизнес»,
«Предпринимательский минимум», бизнес-олимпиада
для школьников и др.).
4. Развитие инструментов государственной
поддержки экспортно-ориентированных
субъектов малого и среднего предпринимательства:
- предоставление предпринимателям, производящим
и реализующим товары (работы, услуги),
предназначенные для экспорта, различных
видов субсидий на возмещение части затрат;
- развитие деятельности Центра поддержки
экспортно-ориентированных субъектов
малого и среднего предпринимательства
(повышение квалификации экспортно-ориентированных
СМСП, организация стажировок, бизнес-миссий
и бирж контактов и иных мероприятий за
рубежом, организация участия СМСП в международных
выставках за рубежом, консалтинговая
поддержка экспортеров по любым вопросам
ВЭД, сопровождение Портала поддержки
экспорта Кировской области
5. Развитие системы доступной информационно-консультационной
поддержки СМП и повышение имиджа предпринимательской
деятельности:
- проведение межрегионального форума
«Предпринимательство на Вятке» и областного
конкурса «Предприниматель года»;
- ежемесячное издание делового журнала
«Время МБ» тиражом 4 тыс. экземпляров;
- сопровождение регионального Интернет-портала
поддержки малого и среднего предпринимательства.
6. Оказание содействия органам местного самоуправления в развитии малого предпринимательства на подведомственной территории (привлечение средств федерального бюджета на поддержку и развитие малого предпринимательства в ключевых муниципальных образованиях).
7. Поддержка и развитие малого инновационного
предпринимательства:
- предоставление начинающим малым инновационным
компаниям грантов на конкурсной основе
в размере до 500 тыс. рублей и финансовой
поддержки в рамках программ «У.М.Н.И.К.»и«Старт»;
- предоставление действующим малым инновационным
компаниям субсидий на компенсацию затрат,
связанных с приобретением машин и оборудования,
обучением персонала, сертификацией и
патентованием, маркетинговыми исследованиями,
арендой помещений, уплатой процентов
по кредитам, участием в выставочно-ярмарочных
мероприятиях;
- проведение форумов «Областной инновационный
конвент» и «Инновационная весна», деловой
игры «Железный предприниматель», конкурса«БИТ-Киров»;
- реализация «Зворыкинского проекта»,
обучающей программы «Школа инновационного
менеджмента».
8. Поддержка малого предпринимательства
по «отраслевому» принципу:
- сфера народных художественных промыслов
(проведение межрегиональных фестивалей
«Кладовая ремесел» и «Вятский лапоть»,
областных конкурсов «Молодые дарования»
и «Мастеровые Вятки», организация участия
предприятий сферы НХП в различных международных
и межрегиональных выставочно-ярмарочных
мероприятиях, субсидирование затрат,
связанных с созданием, развитием или
модернизацией производства, сопровождение
Интернет-портала о народных художественных
промыслах и ремеслах Кировской области
и др.);
- сфера бытового обслуживания населения
(проведение межрегионального фестиваля«Формула-красоты»);
- сфера туристской индустрии Кировской
области (реализация «событийных мероприятий»,
связанных с конкретными событиями или
праздниками, способствующих развитию
въездного туризма).
Заключение
В своей работе я попыталась охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, я выяснила, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.
Малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов
Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою роль в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностей, определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты и способности человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.
Я выяснила, что основными проблемами малого бизнеса являются бюрократия и коррупция, поразившие Россию, непредсказуемость экономической ситуации и как следствие высокий риск и большой шанс банкротства, исторически сложившийся монополизм на рынках многих товаров.
Негативное отношение к малому
предпринимательству
Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России развивается всё быстрее с каждым годом, и на данный момент уже играет весомую роль в экономических показателях страны. Я считаю, что дальнейшее развитие малого предпринимательства в нашей стране приведёт к экономическому росту и выведет её на новый уровень экономического развития.
Список использованных источников
1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М., 2010
2. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 12 Статьи «Малое предпринимательство в России», «Политика поддержки» «Опытный полигон», «Не мешать самоорганизации».
3. Новости малого бизнеса №41 от 12.10.2008.
4. Статистический сборник Малое и среднее предпринимательство в России.- M., 2009 бизнес малый развитие
5. Крюков С. П. О новых
6. Стэнли C. Брю Макконел К.Р. Экономикс: Принципы проблемы и политика пер. с англ. изд.- М.: ИНФА-М, 2008.
7. Чувалов А. Е. Кредитные
8. http://www.knowland.ru/
9. http://small-business.web-3.
10. http://www.gks.ru/ Федеральный сайт статистики, в том числе Методологические положения по статистике.