Анализ трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине XIX века. Сфера менеджмента непосредственно относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, управлению персоналом и выполнению ими определенных функций, а не обществом в целом. Работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, который был далек от научной организации труда. Но со временем менеджмент начинает дробиться на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства, контроль. Производимые процессы в ходе деятельности создавали четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги, образовывая современную систему бюджета предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Природа и классификация функций менеджмента, их содержание
1.1. Классификация функций менеджера с позиции классической школы управления …………………………………………………5
1.2. Общие функции менеджмента как составные части любого процесса управления
1.2.1 Планирование …………………………………………………14
1.2.2 Организация …………………..……………………………….17
1.2.3 Координация…………………………………………………...20
1.2.4Мотивация………………………………………………………22
1.2.5 Контроль………………………………………………………..24
1.3. Характеристика общих ,частных и вспомогательных функций управления……………………………………………………………27
2. Анализ трудовых ресурсов
2.1 Анализ состава и структуры кадров…………………………….33
2.2 Анализ движения кадров…………………………………………40
Заключение…………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы…………………46

Вложенные файлы: 1 файл

Копия КУРСОВОЙ ГОТОВО.docx

— 151.49 Кб (Скачать файл)

Процесс текущего планирования начинается после одобрения варианта перспективного плана. На его основе происходит распределение заданий  отдельным подразделениям организации.

Организация как функция является базисной функцией менеджмента. В широком смысле - это вид деятельности управленческого персонала, направленный на обеспечение нормального функционирования предприятия (фирмы, корпорации). Ее задачи - определение круга работ по осуществлению намеченных планов; определение характера связей (взаимоотношений) между производственными и управленческими подразделениями, а также между отдельными участками процесса управления; установление прав и обязанностей должностных лиц и исполнителей. В содержание этой функции входит проектирование процесса труда вплоть до разделения работ на отдельные операции, установление прав и обязанностей должностных лиц и исполнителей, определение характера взаимоотношений между подразделениями, а внутри них - между участниками совместного труда. Поскольку все работы на предприятии выполняют люди, то важным аспектом данной функции является определение исполнителя каждого конкретного задания, включая деятельность по управлению (подбираются исполнители для конкретной работы, им выдаются задания и полномочия или права по использованию ресурсов предприятия). Концепция внесения систематического начала в деятельность людей может быть расширена до создания структуры организации в целом.

Поскольку функция организации  предполагает сведение воедино всех специалистов фирмы, задача состоит  в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого  из них.

Контроль - составная часть оперативного управления. Он имеет большое значение для создания информационной базы, обеспечивающей обоснованное принятие новых решений по определению цели и выработке плана. Контроль является средством обратной связи в системе управления.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. Он позволяет установить, насколько  точно достигнуты запланированные  на определенный период цели. Он служит средством измерения того, что  было в действительности получено по сравнению с ожидаемым результатом. Знание фактического состояния дел, основанное на контроле и анализе, позволяет  предпринимать грамотные действия для коррекции (регулирования) серьезных  отклонений от исходного плана. Одно из возможных действий - пересмотр  первоначальных целей, с тем чтобы  они стали реальнее и более  соответствовали ситуации.

Функция контроля связана  с учетом и анализом. Учет во многих случаях является средством контроля. А на основе анализа оценивается  состояние объекта управления, результаты решения поставленных задач и  потенциальные возможности.

Принято различать три  вида контроля: предварительный, текущий  и заключительный.

Предварительный контроль начинается до решения управленческих задач, т.е. до начала работ. При этом виде контроля анализируются все виды ресурсов организации.

Текущий, или оперативный, контроль осуществляется от начала хозяйственной  операции до момента достижения требуемого результата. Цель текущего контроля - вовремя  обнаружить отклонения от намеченных планов, чтобы не допустить серьезных  ошибок и сбоев в деятельности организации.

Заключительный контроль ставит своей целью помочь предотвратить  ошибки в будущем. В рамках заключительного  контроля обратная связь используется после того, как работа вы- полнена.

Планирование, организация  и контроль - это основы управления. Но это еще не все управление. Необходимо мотивировать деятельность людей, так как без определенной заинтересованности человек не будет  творчески работать, как бы его  хорошо не организовывали и не контролировали. Ведь поведение людей всегда мотивировано. Они могут трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а могут уклоняться от работы. Поведение  личности может иметь и любые  другие проявления. Во всех случаях  следует искать мотив, стимул поведения. Этот вид управленческой деятельности, как нам представляется, Э.М.Коротков вполне обоснованно назвал функцией активизации, потому что понятие  активизации включает и мотивирование, и воодушевление, и стимулирование.

Активизация - это достижение целей организации на основе обеспечения полноценной отдачи от каждого работника предприятия и слаженной работы всего коллектива. В содержание функции активизации входят разработка и осуществление мероприятий, направленных на то, чтобы система поощрения коллективов и отдельных работников соответствовала задачам и особенностям каждого этапа развития экономики. Основная задача данной функции - применение максимально эффективных форм стимулирования, позволяющих полнее раскрыть возможности исполнителей, повысить их трудовую активность.

Активизация, т.е. создание внутреннего  побуждения к действиям, является результатом  влияния сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. Активизация  работников для эффективного осуществления  их деятельности предполагает правильное определение реальных потребностей людей и способов  их удовлетворения через хорошую работу.

К основным функциям относят  также функции регулирования, координации  и исследования. Регулирование - это действия по устранению отклонений от объективно обусловленных режимов функционирования, обеспечение естественных возможностей проявления закономерных процессов и тенденций. Регулировать - это значит действовать по объективным законам, поддерживать режим деятельности в рамках существующих законов и закономерностей. Таким образом, регулирование как вид управленческой деятельности направлено на поддержание требуемого соответствия между различными элементами системы, на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий, графиков, норм выработки. В этом плане регулирование является частью текущего координирования. Координация - это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними и налаживания взаимодействия различных подразделений (отделов, служб) в системе организации.

В рыночной экономике происходит значительный рост неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых  на одном уровне управленческой структуры. Вместе с тем сокращается необходимость  в вертикальной координации, когда  реализуется принцип рыночной экономики - принцип договорных контрактных  отношений, означающий переход управления на основу соглашения между равноправными  экономическими субъектами.

Исследование. Современное управление немыслимо без проведения работ по исследованию результатов всех видов деятельности организации. Это вызвано условиями конкуренции, темпами технического и технологического развития, сложностью современной общественной и социально-экономической обстановки.

Рассмотренные основные функции  управления отражают содержание управленческой деятельности (структурно- содержательный аспект управления) независимо от конкретных условий или сфер управления. Чтобы  управлять, нужно обязательно предвидеть (планировать), организовывать работу, контролировать ее (обратная связь), регулировать и координировать деятельность людей, активизировать ее и исследовать  все происходящие в организации процессы, чтобы повышать эффективность управленческих решений. Все это представляет собой структурно-содержательный аспект управления. Однако основные функции не отражают обязательную последовательность действий, не характеризуют процесс деятельности. Последовательность действий в управлении отражают процессуально-содержательные функции управления: целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, осуществление решения проблемы (перевод управляемой системы в новое состояние).

С целое полагания начинается процесс управления. Именно целее полагание определяет всю последовательность действий. Определение ситуации - это распознавание и оценка положения, в котором находится организация. Другими словами, оценка состояния управляемой системы относительно цели управления. Из неадекватности цели и ситуации вытекает проблема, противоречие, которое необходимо разрешить в первую очередь. Затем находится решение проблемы.

Таким образом, содержание процесса управления характеризуют как структурно-содержательный, так и процессуально- содержательный аспекты управленческой деятельности  

Частные , специальные  и   вспомогательные   функции  менеджмента. 

Функции  менеджмента – виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект  управления .

Специальные связаны с осуществлением  функции  организацию Специальная функция промышленного предприятия- производство. Специальная функция розничной торговли- коммерческая.

Частные  функции

Маркетинг. Помогает расширять поле деятельности предприятия и улучшать его экономические  показатели, создавать новые рабочие  места и полнее удовлетворять  спрос покупателей. Он предполагает обоснованный выбор целей и стратегии  функционирования и развития, базируется на комплексном подходе к увязке целей с ресурсами и возможностями  предприятия. Охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара и рентабельности, определение  валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения.

Инновация. Разработка новых товаров  и  услуг. Это новые достижения в области технологии  и   управления  предприятиями.

 

2. Анализ трудовых ресурсов

2.1 Анализ состава и  структуры кадров.

Анализ состава и структуры  кадров производится по следующим критериям: По категориям работников, По возрасту, По полу, По уровню, образования, По стажу работы.

Анализ состава и структуры  кадров по категориям работников.

Произведём анализ контингента  по категориям работников (табл.2.1)

Таблица 2.1 Категории работников

Показатели

2012

2013

Удельный вес

2012

2013

Контингент (всего, чел)

609

614

100

100

Руководители

39

39

6

6

Специалисты

25

28

4

5

Служащие

3

4

1

1

Рабочие

542

543

89

88


 

За рассматриваемый период значительные изменения произошли в категории «Рабочие» их численность снизилась, что связано с уменьшением производственной программы.

Наглядно представим структуру  контингента по категориям работников (рис.2.1)

Рис. 2.1 Структура контингента

 

 

 

Наибольший удельный вес  по категориям работников занимают «Рабочие», что свидетельствует о производственном характере деятельности предприятия.

 

 

 

Анализ состава структуры  кадров по возрасту.

Произведём анализ контингента по возрасту (табл. 2.2)

Таблица 2.2 Контингент по возрасту

Показатели

2012

2013

Удельный вес

2008

2009

Всего

609

614

100

100

До 30

187

28

16

19

30-40

173

31

31

21

40-50

137

44

23

30

50-60

112

42

29

29





Наглядго представим структуру контингента по возрасту(рис. 2.2) 

Рис. 2.2 Структура персонала  по возрасту

Наибольший удельный вес  в структуре контингента по возрасту занимает категория до 30 лет. Это активная группа, чем контингент от 40-50, производительность у них выше.

 

Анализ персонала по полу.

Представим анализ контингента  по полу в таблице 2.3

Таблица 2.3Контингент персонала  по полу

Показатели

2008

2009

Удельный вес

2008

2009

Всего

150

145

100

100

Мужчины

108

105

72

72

Женщины

42

40

28

28

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов