Анализ финансовой отчетности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая отчетность - это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным нормам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Понятие финансовой отчетности и ее пользователи…………….7
1.1 Виды финансовой отчетности и их содержание……………………………7
1.2 Методы анализа финансовых отчетов……………………………………...11
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………………………………………………………………….14
2.1 Организационная характеристика предприятия…………………………14
2.2 Анализ основных параметров деятельности предприятия……………….17
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия…………….19
Глава 3. Анализ финансового состояния предприятия…………………21
3.1 Анализ структуры активов предприятия…………………………………..21
3.2 Анализ структуры пассивов предприятия…………………………………23
3.3 Анализ денежных потоков предприятия…………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованной литературы………………………………………….31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

анализ фин.отчет.пред-ия кур.раб.doc

— 479.00 Кб (Скачать файл)

Целесообразно включение  в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических  и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капитальных вложений, осуществляемых экономических мероприятий и другой информации, интересующей возможных пользователей годового бухгалтерского отчета и необходимой для реализации контрольных прав участников предприятия.

 

1.2 Методы анализа финансовых отчетов

 

Международная практика выработала определенные методы анализа  финансовой отчетности, которые основываются на различных абсолютных и относительных  типовых показателях, позволяющих  проводить не только анализ балансовых статей отдельной фирмы, но и сопоставительный анализ по ряду фирм одной отрасли хозяйства или занимающихся аналогичными видами деятельности. Такие сопоставления обычно проводятся не только за отчетный год, но и за ряд лет, отражающих довольно длительный период деятельности фирмы. Это позволяет определить тенденции развития фирмы на перспективу, что имеет большое значение в практической деятельности фирм, поскольку они осуществляют как долгосрочное, так среднесрочное и текущее внутрифирменное планирование.

В зависимости от целей  анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей - финансовых коэффициентов, а именно:

- абсолютные показатели  для ознакомления с отчетностью,  позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы распределения дивидендов:

- сравнимые процентные  показатели (Percentage Changes) для чтения  отчетности и выявления отклонений по важнейшим статьям финансовой отчетности;

- анализ горизонтальных  процентных изменений (Horizontal Percentage Changes), характеризующих изменения  отдельных статей финансовой  отчетности за год или ряд  лет. Например, рост в процентах:  чистых продаж, себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, чистой прибыли, производственных расходов и др.;

- анализ вертикальных  процентных изменений (Vertical Percentage Analyses), предполагающий соотношение  показателей различных статей  по отношению к одной выбранной статье. Например, доля в процентах от объема продаж: себестоимости реализованной продукции, валовой прибыли, производственных расходов, дохода от основной деятельности, чистого дохода;

- анализ тенденций  (трендовый анализ), характеризующих изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, равным 100. Его цель - оценка работы финансовых менеджеров в прошлый период и определение прогноза их поведения на будущее;

- сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности своей фирмы с показателями фирм-конкурентов одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров (с учетом различных методов отчетности). Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;

- сравнение со среднеотраслевыми  показателями, показывающее устойчивость  положения фирмы на рынке. Проводится  с учетом общих изменений состояния  хозяйственной конъюнктуры в  отрасли и в экономике страны  в целом, в частности, уровня цен, динамики процентной ставки, степени обеспеченности сырьем и материалами;

- анализ показателей  путем использования финансовых  коэффициентов (Ratios), расчет которых  основывается на существовании  определенных соотношений между  отдельными статьями отчетности. Значение таких коэффициентов определяется возможностью сопоставления полученных результатов с существующими общепринятыми стандартными нормами - усредненными отраслевыми коэффициентами, а также с применяемыми в стране или в конкретной фирме показателями анализа финансовой отчетности.

Финансовые коэффициенты используются для оценки деятельности финансовых менеджеров и учитываются  ими при принятии управленческих решений. Такие коэффициенты доступны и акционерам, которые на их основе могут самостоятельно проанализировать эффективность деятельности фирмы и ее текущее финансовое положение.

 

 

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия СПК «Нелюбино»

 

2.1 Организационная  характеристика предприятия

 

СПК (колхоз) «Нелюбино» организован на базе СПК (колхоз) «Родина» на основании разделительного баланса методом выделения. Зарегистрировано муниципальным учреждением «Регистрационная палата Томского района» 25.06.02г., № 829. Центральная усадьба СПК (колхоза) «Нелюбино» находится на территории села Нелюбино Томского района Томской области и расположена в 28 км от областного центра г. Томска. В состав хозяйства входят два населенных пункта: с. Нелюбино, с. Кудринка.

Организационно - правовая форма - частная. Вид деятельности - сельское хозяйство (растениеводство и животноводство). Площадь хозяйства 7181 га.

Реализация продукции  по направлениям идет не равномерно, что  говорит о нестабильном положении  в СПК (колхоз) «Нелюбино», это четко  прослеживается в таблице 1

Специализация сельскохозяйственной зоны или отдельного предприятия заключается в выделении главной отрасли и создании условий для её преимущественного развития. Оно характеризует производственное направление и определяет отраслевую структуру зоны или хозяйства. В животноводстве возможна более узкая специализация, чем в растениеводстве, так как производство ряда видов продукции животноводства может быть прямо не связано с землей.

Экономическое значение рациональной специализации сельскохозяйственного производства состоит в том, что она создает условия для более эффективного использования главного средства производства -земли. Увеличение на этой основе количества и улучшения качества продукции растениеводства и животноводства, является главной задачей сельского хозяйства. Специализация открывает широкие возможности для дальнейшего улучшения использования трудовых ресурсов села, существенно меняет профессиональную структуру работников растениеводства и животноводства, повышает квалификацию и специализацию кадров, что, в конечном счете, способствует повышению производительности сельскохозяйственного труда. Специализация является решающим условием повышения эффективности использования капитальных вложений и основных средств, внедрение в производство достижений научно - технического прогресса и передового опыта, а также интенсивных технологий. При специализации достигается снижение издержек и повышение рентабельности производства продукции.

Основным показателем, характеризующим специализацию  сельскохозяйственных предприятий, является структура товарной продукции.

Из анализа данных таблицы 1 следует, что в целом  по предприятию выручка от реализации продукции увеличилась по сравнению с 2007г на 12510 тыс. руб. (на 20,1 %) в 2009г.

Выручка увеличилась  за счет увеличения сумм выручки таких  видов продукции как молоко – на 10173тыс.руб (на 24,5%), прироста живой массы скота – на 851 тыс.руб (на 15,5%), продукции животноводства в переработанном виде – на 2310тыс.руб (на 311%).

Наибольший удельный вес в общей выручке занимает выручка от реализации молока (в среднем за три года на 84,48%), на долю прироста живой массы КРС приходится 10,13%, 2,98% от общей выручки приходится на продукцию животноводства, реализованную в переработанном виде. Остальные виды продукции имеют незначительный удельный вес.

 

 

Таблица 1 - Специализация (по структуре выручки за реализованную продукцию)

Вид продукции и отрасли

Выручка от реализации, тыс. руб.

Структура выручки, %

Средн.

уд. вес, в %

Ранг

2007

2008

2009

2007

2008

2009

1

3

4

5

7

8

9

10

11

Зерновые и зернобобовые

1307

187

478

2,63

0,28

0,77

1,23

4

Прочая продукция раст-ства

137

108

48

0,28

0,16

0,08

0,17

6

Итого продукции растениеводства

1444

295

526

2,9

0,44

0,84

-

-

Молоко цельное

41476

57454

51649

83,37

87,12

82,96

84,48

1

Скот и птица в  живой массе:

5553

6066

6414

11,16

9,2

10,3

-

-

-КРС

5487

6054

6338

11,03

9,18

10,18

10,13

2

-Лошади

66

12

76

0,13

0,02

0,12

0,09

7

Прочая продукция животноводства

535

456

619

1,08

0,69

0,99

0,92

5

Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

743

1675

3053

1,49

2,54

4,9

2,98

3

Итого продукция животноводства

48307

65651

61735

97,1

99,55

99,16

-

-

Всего по организации

49751

65946

62261

100,0

100,0

100,0

-

-


 

На основании данных таблицы 1 рассчитаем коэффициент специализации и  определим уровень специализации предприятия.

 

Кс = , (1)

 

где Im – удельный вес товарной продукции  в структуре реализованной продукции  по хозяйству;

i – Порядковый номер товарной продукции по удельному весу.

Ксп=100/(1,23*7)+(0,17*11)+(84,48*1)+(10,13*3)+(0,09*13)+(0,92*9)+ (2,98*5)=100/149,7=0,67 – углубленный уровень специализации.

Средний коэффициент  специализации за три года составил 0,67.

СПК (колхоз) «Нелюбино» имеет животноводческую направленность и специализируется на производстве и реализации молока. Уровень специализации за исследуемые три года углубленный, о чем свидетельствует средний коэффициент специализации равен 0,67, т. е. предприятие имеет низкий ассортимент продукции.

 

2.2 Анализ основных  параметров деятельности предприятия

 

Основные производственные ресурсы являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия  и его внеоборотных активов. К  производственным основным ресурсам относятся  те средства труда, которые непосредственно  участвуют в производственном процессе, создают условия для его нормально существования и служат для хранения и перемещения предметов труда.

Основные экономические  показатели рассмотрены в таблице 2.

 

 

Таблица 2 - Основные экономические параметры деятельности предприятия

Показатели

2007

2008

2009

Абсол.

отклонения

Темп прироста,%

1

2

3

4

5

6

1. Общая земельная  площадь, га

7114

7103

7103

-11

-0,15

- в т.ч. площадь  сельскохозяйственных угодий, га

4083

4004

4004

-79

-1,93

2. Среднесписочная численность  работников предприятия, всего,  чел.

190

188

185

-5

-2,63

- в т.ч. среднесписочная  численность работников, занятых  в сельскохозяйственном производстве, чел.

188

186

183

-5

-2,66

3. Среднегодовая стоимость  основных средств, всего, тыс.  руб.

53289

72117

91124

37835

71

4. Наличие на конец  года, всего, шт.

         

 тракторов

29

30

31

2

6,9

 комбайнов

14

15

10

-4

-28,6

- зерноуборочных

7

7

8

1

14,29

- силосоуборочных

7

8

2

-5

-71,43

5. Наличие энергетических  мощностей, л.с.

20066

20245

20170

104

0,52

6. Отпущено электроэнергии  на производственные цели, тыс. кВт. ч

1786

1980

2108

322

18,03

7. Среднегодовой остаток  оборотных средств, тыс. руб.

42895

50725

60351

17456

40,69

8. Вся посевная площадь,  га

3710

3510

3510

-200

-5,39

9. Посевная площадь,  га

3710

3510

3510

-200

-5,39

зерновых и зернобобовых культур

2100

2100

2200

100

4,76

многолетние травы

934

900

900

-34

-3,64

однолетние травы

676

510

410

-266

-39,35

10. Среднегодовое поголовье  КРС, голов 

1998

1944

1889

-109

-5,46

11. Всего скота в  переводе на условные головы

2045

2224

2107

62

3,03

12. Объем производства  основных видов продукции, ц

         

зерна (в массе после  доработки)

32740

42940

58406

25666

78,39

молока

63477

68724

73544

10067

15,86

КРС

905

990

1129

224

24,75

прирост живой массы

2280

2290

2107

-173

-7,6


 

По данным анализируемой таблицы видно, что численность рабочих снизилась на 5 чел. (на 2,63%) в 2009г по сравнению с 2007г. Среднегодовая стоимость ОС увеличилась на 37835 (на 71%) Среднегодовой остаток оборотных средств увеличился на 17456 (на 40,7%). Количество комбайнов сократилось на 4 шт. (на 28,6%).

Общая земельная площадь в 2009г. уменьшилась на 11га (на 0,15%), в т.ч. площадь с/х угодий на 79га (на 1,93%) по сравнению с 2007г. Среднегодовое поголовье КРС уменьшилось на 109гол. (на 5,5%). За исследуемый период возросло валовое производство молока на 10067 ц (на 15,9%), зерна на 25666 ц (на 78,4%), а прирост живой массы снизился на 173ц. (на 7,6%)

 

2.3 Анализ финансовых  результатов деятельности предприятия

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыль, тем лучше его финансовое состояние.

Рентабельность производства продукции растениеводства и  животноводства складывается под воздействием двух показателей: среднего уровня закупочных цен на произведенную продукцию  и себестоимости продукции. Объем  реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.[7]

Финансовые результаты деятельности предприятия рассмотрены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Показатель

2007

2008

2009

Абс. откл., (+;-)

Темп прироста,

(+,-),%

1

3

4

5

6

7

1. Выручка от реализации, тыс. руб.:

50846

68516

64370

13524

26,6

2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.:

40859

64781

73607

32748

80,2

3. Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб.:

9988

3735

-9237

-19225

-192,5

4. Прочие доходы, тыс.руб.

14334

25232

24231

9897

69

в том числе дотации

14009

24648

22654

8645

61,7

5. Прочие расходы, тыс.руб.

4785

3249

3218

-1567

-32,7

6. Прибыль (убыток) до налогообложения без дотаций,тыс.руб.

5585

1070

-10878

-16463

-294,8

7.Прибыль (убыток) до налогообложения с дотациями,тыс.руб

19594

25718

11776

-7818

-39,9

8. Уровень рентабельности (убыточность), %

         

- по прибыли от реализации

19,6

5,45

-14,35

-33,95

-173,2

- по прибыли до налогообложения  без дотаций

10,98

1,56

-16,9

-27,88

-253,9

- по прибыли до налогообложения  с дотациями

38,54

37,54

18,29

-20,25

-52,5

Информация о работе Анализ финансовой отчетности предприятия