Антимонопольные органы и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

В соответствии с Законом о конкуренции государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный орган исполнительной власти — федеральный антимонопольный орган. Таким образом, федеральный антимонопольный орган фактически действует в двух основных направлениях. Во-первых (и это основная цель его деятельности), он проводит государственную политику, направленную на демонополизацию экономики Российской Федерации на федеральном уровне, в отдельных отраслях и регионах, на формирование, развитие и эффективное функционирование товарных рынков в их многообразных продуктовых и географических границах.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)

 

Особую роль в формировании правового поля конкурентных рыночных отношений играет совершенствование  федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

 

3. Выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев

  • об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
  • о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
  • о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;
  • о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

 

4. Направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий в случае, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;

5. Привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

6. Обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:

  • о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
  • о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
  • об обязательном заключении договора;
  • об изменении или о расторжении договора;
  • о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
  • о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
  • о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
  • о признании торгов недействительными;
  • о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;

7. Участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;

8. Ведет:

  • реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр). Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;
  • реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Сведения, включенные в указанный реестр, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок формирования и ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;

 

Обязанность представления информации в антимонопольный  орган

 

1. Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

2. Центральный банк Российской  Федерации обязан представить  по запросу в письменной форме  федерального антимонопольного  органа принятые Центральным  банком Российской Федерации  нормативные акты, а также информацию (за исключением информации, составляющей  банковскую тайну), необходимую для  проведения федеральным антимонопольным  органом анализа состояния конкуренции  на рынке услуг кредитных организаций  и осуществления контроля за ее состоянием.

3. Информация, составляющая  коммерческую, служебную, иную охраняемую  законом тайну, представляется  в антимонопольный орган в  соответствии с требованиями, установленными  федеральными законами.

Проведение государственной  политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  осуществляется федеральным антимонопольным  органом,* который создает свои территориальные  органы.

Таким образом, можно подвести итого и сделать такие выводы основными задачами этих органов являются:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Сотрудники этих органов  в целях выполнения возложенных  на них функций имеют право  беспрепятственного доступа в федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в  другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами, а также получения письменных и устных объяснений и другой информации с соблюдением ими коммерческой тайны.

Основными направлениями  содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства  и демонополизации, по которым федеральный  антимонопольный орган разрабатывает  свои рекомендации органам исполнительной власти, являются:

  • предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
  • определение сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
  • создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  • привлечение иностранных инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
  • лицензирование экспортно-импортных операций и установление таможенных тарифов;
  • определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и порядка их лицензирования.

Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются:

1. Контроль за созданием,  реорганизацией, ликвидацией коммерческих  организаций и их объединений,  а именно за:

  • созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
  • слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
  • ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Информация о работе Антимонопольные органы и их компетенция