На
заключительном этапе - этапе
обобщения и предоставления
оценочных результатов,
выводов и рекомендаций - готовится
итоговый материал (аудиторское заключение),
являющийся отчетом о результатах аудиторской
проверки. Основная цель аудиторского
заключения – баланс сильных и слабых
сторон в работе с персоналом, а также
определение угроз и выявление возможности
их предотвращения. В отчете могут
быть рассмотрены различные пути совершенствования
управления персоналом, включая внедрение
новых технологий (информационной, офисной,
телекоммуникационной), сформулированы
предложения по модификации существующих
процедур управления, совершенствования
документации и т.п.
Чаще
всего аудиторское заключение состоит
из трех частей: для линейных руководителей,
для специалистов службы управления
персоналом, для руководства организации.
В
аудиторском заключении для линейных
руководителей вскрываются проблемы
в области управления персоналом,
выявляются недостатки в методах
управления, на основе этого формулируются
рекомендации в виде целей и обязанностей
линейных руководителей в области управления
персоналом.
Аудиторский
отчет для специалистов службы управления
персоналом содержит информацию об областях
хорошего и недостаточного исполнения,
а также рекомендации по совершенствованию
их работы; отчет также включает сведения
об оценке эффективности кадровой работы
линейными руководителями и сравнительные
данные по другим аналогичным организациям.
Отчет
для руководства организации
содержит всю информацию, необходимую
для улучшения кадровой работы в организации,
включающую сведения относительно:
- мнения работников
и руководителей о пользе от услуг службы
управления персоналом;
- необходимости
корректировки целей и задач службы в
рамках стратегии организации;
- проблем в
социально-трудовой сфере и их значимости;
- рекомендаций
для необходимых изменений.
На
этом же этапе осуществляется оценка
результативности аудита в социально-трудовой
сфере, заключающаяся, прежде всего, в
социально-экономической и социально-психологической
эффективности разработанных по
итогам проведения аудиторской проверки
мероприятий по рационализации организации
труда персонала, а также по совершенствованию
деятельности кадровой службы организации.
4.
Информационное обеспечение
аудита.
Аудит
в социально-трудовой сфере как и любая
другая форма аудита основан на получении
и изучении необходимой информации, определяющей
картину исследуемой проблемы и позволяющий
сформировать подкрепленные фактическими
данными рекомендации.
Аудиторская
информация (доказательства)
могут быть внутренними, внешними, смешанными.
Внутренние
аудиторские доказательства включают
в себя информацию, полученную от аудируемой
организации в письменном или устном виде.
Внешние
аудиторские доказательства включают
в себя информацию, полученную от третьей
стороны в письменном виде (обычно по письменному
запросу аудиторской организации).
Смешанные
аудиторские доказательства включают
в себя информацию, полученную от организации
в письменном или устном виде и подтвержденную
третьей стороной в письменном виде.
Аудиторские
доказательства должны быть достоверными
и достаточными. Их достоверность
в каждом конкретном случае определяют
на основе оценки системы внутреннего
контроля и величины аудиторского риска.
Для составления объективного и
обоснованного заключения аудитор
обязан собрать достаточное количество
качественных доказательств.
Основными
источниками информации, используемой
для проведения аудита в социально-трудовой
сфере, являются:
- законы, нормативные
документы и инструкции в области управления
трудом и трудовыми отношениями, коллективные
договоры, трудовые соглашения;
- государственные
статистические данные, информация управленческих
ассоциаций, профсоюзов, отраслевых научно-исследовательских
и учебных учреждений;
- опубликованная
информация о деятельности организации:
финансовая отчетность, бизнес-планы,
отчеты правительственным и кредитным
учреждениям, экономические обзоры, рекламные
материалы организации и собираемые ею
материалы о рынке, иная собираемая организацией
информация о внешней ситуации. Опубликованная
информация может освещать следующие
характеристики: условия и тенденции развития
отрасли, включая технологические разработки
и рыночные условия; правила обязательного
соблюдения для клиента; управленческая
практика; трудовые отношения; отношения
между администрацией и профсоюзами;
- Внутренняя
документация (записи и отчеты) организации,
содержащая информацию о ресурсах, целях,
планах, эффективности работы, технологии
и оборудовании и пр. Прежде всего, это
документация и отчетность отдела труда
и заработной платы, планового отдела,
бухгалтерии организации, в том числе
баланс трудовых ресурсов организации,
описание работ и спецификации, должностные
инструкции, данные об издержках на найм,
увольнение, обучение и переподготовку
кадров др.; акты ревизий, проверок; документы
отдела кадров - анкеты и тесты кандидатов
на вакантные должности (рабочие места),
объяснительные записки, протоколы производственных
совещаний, письма, выговоры, заявления
и жалобы работников и т.д.;
- безопасность
и здоровье (определение результатов реализации
программ, нацеленных на снижение уровня
производственного травматизма и проф.заболеваний
);
- жалобы (изучение
причин недовольства, выявление уровня
восприятия персоналом деятельности службы
управления персоналом);
- вознаграждение
(соответствие уровня заработной платы
условиям рынка труда, уровень осознания
персоналом системы премирования, соответствие
системы поощрения работников в организации
аналогичным системам организаций-конкурентов
и пр.);
- кадровая
политика и программы по управлению персоналом
(достижение каждой программой поставленных
целей; следование линейными руководителями
требованиям кадровой политики; интегрированность
программ управления персоналом друг
другу и системе управления);
- права человека
(соответствие требованиям законодательства;
наличие плана действий при несоответствии
требованиям законодательства);
- уровень конфликтов
(оценка степени влияния на число конфликтов
программ управления персоналом);
- текучесть
кадров и абсентеизм, нарушения трудовой
дисциплины;
- программы
повышения квалификации и продвижения
по службе;
- учет работников;
- информационное
обеспечение системы управления персоналом.
- Наблюдения,
специальные записи, специальные отчеты,
результаты анкетирования и интервьюирования
работников.
- Информационная
база аудитора (аудиторской фирмы) – содержит
данные о постоянных клиента или об аналогичных
организациях.
Аудиторская
информация в области управления персоналом
имеет следующие характеристики:
- содержание
информации, имеющее качественный аспект
(используемые понятия и категории) и количественное
измерение (используемые единицы измерения,
точность измерения);
- степень
детализации информации,
которая определяется целями и задачами,
стоящими перед аудиторами;
- временные
характеристики
информации – исследуемый период времени
должен быть достаточно длительный, чтобы
иметь возможность объективно оценить
исследуемую проблему; исследуемые промежутки
времени сопоставимы; периоды работы с
отклоняющимися от повседневной нормы
условиями (например, освоения новой продукции
или прекращения выпуска старой), рассматриваются
отдельно;
- полнота
охвата - в зависимости от целей аудита
может собираться вся информация
в масштабах всей организации, имеющая
отношение к исследуемой проблеме, или
только некоторые ее элементы в разрезе
отдельных продуктов, групп сотрудников,
подразделений, процессов.
Предмет аудиторского задания
(проблема) в области управления персоналом
может быть определен с помощью следующих
основных информационных характеристик:
- сущность
или содержание проблемы, под которой
понимается расхождение (различие) между
тем, что происходит (или будет происходить)
в действительности, и тем, что должно
(или может) происходить. Следовательно,
постановка проблемы предполагает определение
действительной (текущей) ситуации, идеальной
(нормативной) ситуации и степени расхождения
между ними;
- организационное
местонахождение, характеризующее,
в каких организационных подразделениях
выявлена проблема, какие подразделения
она затронула и насколько широко распространилась
в организации;
- круг лиц,
более всего заинтересованных в решении
проблемы и обладающих информацией, касающейся
проблемы. Следует определить «настоящих
клиентов» и обеспечить тесное взаимодействие
с ними;
- абсолютная
и относительная значимость проблемы,
характеризующая важность для организации
решения проблемы;
- временная
перспектива, характеризующая временную
протяженность существования проблемы,
постоянство или периодичность ее возникновения,
частоту возникновения, тенденцию изменения
(стабилизация, усиление или ослабевание)
и прогнозируемую эволюцию проблемы.
Фактическая
информация может быть получена в
трех формах:
- записи - это
данные в форме, пригодной для считывания
или преобразования. К ним относятся документы,
отчеты, публикации, компьютерные файлы,
фильмы, магнитные ленты, рисунки, фотографии,
графики и т.д.;
- события и
условия - это поддающиеся наблюдению
действия и сопутствующие им обстоятельства;
- память –
это вся информация, хранящаяся в памяти
людей, работающих в организации, связанных
с ней или просто могущих дать полезную
информацию. Эта информация охватывает
бесспорные доказанные факты, опыт, мнения,
убеждения, впечатления, догадки.
5.
Оценка эффективности
аудиторской проверки.
Эффективность
аудита в социально-трудовой сфере
определяется теми выгодами, которые
дает аудиторская проверка социально-трудовой
сфере и всей организации в
целом. Эффективность аудита в социально-трудовой
сфере связана с тем, что аудит:
- показывает
вклад кадровой службы в достижение конечных
целей организации;
- повышает
профессиональный имидж службы управления
персоналом, помогает прояснить роль данной
службы, что приводит к большей стабильности
внутри организации;
- стимулирует
рост ответственности и профессионализма
работников службы управления персоналом;
- уточняет
права и обязанности службы управления
персоналом;
- обеспечивает
соответствие кадровой
стратегии и политики и практики ее
реализации;
- выявляет
основные кадровые проблемы;
- гарантирует
постоянное соблюдение трудового
законодательства;
- обеспечивает
оптимизацию затрат на осуществление
кадровых мероприятий и содержание службы
управления персоналом;
- стимулирует
прогрессивные нововведения в
области управления персоналом;
- осуществляет
оценку системы информационного обеспечения
кадровой работы организации.
Названные
социально-экономические и организационные
выгоды объясняют увеличение интереса
к аудиту в социально-трудовой сфере
во многих странах в последние годы.
Кроме
того, эффективность аудита в социально-трудовой
сфере как одного из направлений
управленческого аудита необходимо
оценивать и с точки зрения
аудиторских рисков.
Аудит
в социально-трудовой сфере имеет
следующие риски неэффективности:
• потеря
цели аудиторского исследования;
• применение
неэффективных (несоответствующих
ситуации проведения управленческого
аудита) методов исследования;
• получение
недостоверной информации;
• сбор
интересных, но ненужных фактов;
• упущение
существенной информации;
• использование
несоответствующих ситуации стандартов
оценки получаемой информации, критериев
эффективности системы управления персоналом;
• неправильное
решение под влиянием взглядов персонала
организации.
Существует
следующая модель аудиторского риска,
разработанная для целей финансового
аудита1, применение которой, может
помочь управлять риском неэффективности
управленческого аудита в области персонала:
AR=IR x CR x
AP x TD
где
AR
- общий риск неэффективности аудита. При
проведении управленческого аудита
в области персонала риском неэффективности
может выступать формирование несоответствующих
сложившимся условиям и целям организации
выводов и рекомендаций;
IR
- риск существования неэффективной работы
в оцениваемой области; для аудита в социально-трудовой
сфере – это риск неэффективности системы
управления персоналом;
CR
- риск того, что существующая неэффективность
не будет вскрыта внутренними силами
организации-клиента, или риск неэффективности
внутреннего контроля. При управленческом
аудите неэффективность внутреннего контроля
определяется неэффективностью контроля
управляющей системы в отношении себя
самой (т.е. заранее может быть признан
высокий уровень риска);
АР-
риск того, что аналитические аудиторские
процедуры не вскроют существующую неэффективность,
или риск неэффективности аудиторских
аналитических процедур;
TD
- риск того, что в ходе выборочного сбора
информации будут пропущены существенные
характеристики исследуемой ситуации,
т.е. риск выборочной проверки, влияющий
на достоверность собираемой информации.