Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 18:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть суть и значение государственного регулирования инновационной деятельностью в Республике Беларусь, а также рассмотреть положительный опыт государственной деятельности в данной сфере в зарубежных странах.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
1.1 Формы поддержки инновационной деятельности, типы моделей научно-инновационного развития зарубежных стран…………………………………..6
1.2 Особенности регулирования инновационной деятельности в США……...8
1.3 Особенности регулирования инновационной деятельности в Японии……9
1.4 Государственное регулирование инновационной деятельности в ведущих странах Евросоюза (Германия, Франция, Англия)……………………………11
2 Анализ государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности
2.1 Роль государства в регулировании инновационной деятельности……….13
2.2 Методы государственного управления инновационной политикой……..17
2.3 Количество инновационных предприятий Республики Беларусь………..19
3 Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.1 Направления совершенствования инновационной политики…………….21
3.2 Приоритетные задачи и направления инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. ……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………..............27
вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
1. страны, ориентированные
на лидерство в науке, реализацию
крупномасштабных целевых
2. страны, ориентированные
на распространение
3. страны, стимулирующие
нововведения путем развития
инновационной инфраструктуры, обеспечения
восприимчивости к достижениям
мирового научно-технического
1.2 Особенности регулирования инновационной деятельности в США
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования);
Американский научный совет (курирует промышленность и университеты);
НАСА(Национальное космическое агентство);
Национальное бюро стандартов;
Министерство обороны;
Национальный центр промышленных исследований;
Национальная академия наук;
Национальная техническая академия;
Американская ассоциация содействия развитию науки.
Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные - из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.
Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
1.3 Особенности регулирования инновационной деятельности в Японии
Япония также имеет свои особенности в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.
На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.
МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:
целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях;
содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии;
контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.
Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
1.4 Государственное регулирование инновационной деятельности ведущих стран Евросоюза (Германия, Франция, Англия)
Теперь рассмотрим государственное регулирование инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.
Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.
К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:
выработка единого антимонопольного законодательства;
использование системы ускоренной амортизации оборудования;
льготное налогообложение НИОКР;
поощрение малого наукоемкого бизнеса;
прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии;
стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.
С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.
В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:
ЭСПРИТ - Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем;
РАСЕ - исследование передовых способов связи в Европе (цель - проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи);
ЭВРИКА - комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
Таким образом, можно сделать вывод, что за рубежом государства уделяют достаточно много внимания развитию инновационной деятельности, ее поддержке. Данное направление является для них одним из приоритетных, поскольку напрямую связано с развитием этих стран в целом и с повышением их конкурентоспособности на международной арене.
2 Анализ государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности
2.1 Роль государства в регулировании инновационной деятельности
При инновационной модели развития устойчивый экономический рост обеспечивается за счет активной инновационной деятельности. В свою очередь, инновационное развитие направлено, как правило, на реализацию и достижение перспективных целей и имеет долговременные ориентиры, связано с высокими затратами, длительностью научно-производственного цикла и неопределенностью конечного результата. Как объект инвестирования, инновационная деятельность не является привлекательной для частного бизнеса, поскольку многие компании в своей рыночной стратеги стремятся максимально избежать риска и неопределенности. Кроме того, в краткосрочном периоде она может принести частным компаниям определенные потери. Поэтому инновации, требующие привлечения серьезных инвестиций, и, прежде всего, со стороны частного бизнеса, часто остаются «недоинвестированными», что, собственно, и составляет основу провалов рынка в сфере научно-технического прогресса.
Нежелание идти на финансирование рискованных проектов одной фирмы может привести в худшем случае к утрате ею своих конкурентных позиций на внутреннем или внешнем рынке. Однако в масштабе страны отсутствие стимулов для частного бизнеса к инвестированию в инновационные разработки может обернуться снижением ее конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции и более того создает риск для страны оказаться на периферии НТП.
Глобальная конкуренция на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции требует постоянной корректировки разрабатываемой научно-технической стратегии той или иной страны в направлении активного использования методов государственного регулирования в решении проблем экономического роста и структурных преобразований. Государства во все большей мере вовлекаются в процесс отбора стратегических приоритетов и стимулирования решения важнейших, с точки зрения перспективы, научных и технологических проблем. Указанная тенденция в стратегии государственного регулирования экономики обеспечивается переходом от практически независимой научной, образовательной и промышленной политики к интегрированной инновационной политике, основанной на комплексной поддержке сферы науки и технологий и предусматривающей прямую помощь различным этапам реализации инновационного процесса.
В развитых странах усиление государственного регулирования научно-технического развития признается экономически обусловленным и совершенно необходимым, поскольку при всей мощи рыночных механизмов самоорганизации научно-техническая сфера во многих аспектах своей деятельности очень плохо сопрягается с рынком. Создавая условия для реализации полного инновационного цикла от создания нового продукта до его производства, государство должно обеспечить стимулирование тех стадий, где рыночных механизмов недостаточно, и предоставление свободы деятельности там, где вмешательство государства излишне.
Таким образом, преодолеть многочисленные барьеры и компенсировать «провалы рынка» может лишь активная позиция государства, выступающего в роли эффективного субъекта, направляющего и регулирующего НТП и инновационную деятельность. В частности, академик А.Д. Некипелов считает, что «если общество хочет модернизации в высоком смысле слова, оно должно быть готово пожертвовать темпами краткосрочного роста жизненного уровня, который потенциально способна обеспечить чисто либеральная политика. Но тогда тем более необходимо очень жесткое определение целей, средств и возможностей. На базе здоровой рыночной экономики необходимы очень серьезная промышленная политика, выявление определенных приоритетов в отечественной экономике и создание для них на определенный период времени в известном смысле тепличных условий, чтобы они могли укрепиться».
Информация о работе Венчурные фонды как источник финансирования инновационной деятельности