Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 18:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть суть и значение государственного регулирования инновационной деятельностью в Республике Беларусь, а также рассмотреть положительный опыт государственной деятельности в данной сфере в зарубежных странах.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности
1.1 Формы поддержки инновационной деятельности, типы моделей научно-инновационного развития зарубежных стран…………………………………..6
1.2 Особенности регулирования инновационной деятельности в США……...8
1.3 Особенности регулирования инновационной деятельности в Японии……9
1.4 Государственное регулирование инновационной деятельности в ведущих странах Евросоюза (Германия, Франция, Англия)……………………………11
2 Анализ государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности
2.1 Роль государства в регулировании инновационной деятельности……….13
2.2 Методы государственного управления инновационной политикой……..17
2.3 Количество инновационных предприятий Республики Беларусь………..19
3 Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.1 Направления совершенствования инновационной политики…………….21
3.2 Приоритетные задачи и направления инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. ……………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………..............27
Затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации организаций республики в 2012 году составили Br3,538 трлн. Для организаций промышленности наиболее актуальными и результативными являются технологические (продуктовые и (или) процессные) инновации. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на инновации составил 99,3%, на организационные инновации - 0,2%, на маркетинговые инновации - 0,5%. Затраты на технологические инновации организаций промышленности в 2012 году увеличились по сравнению с 2011 годом на 3,4%. Анализ данных по видам затрат на технологические инновации показывает, что в их структуре преобладали затраты на приобретение машин и оборудования. Их доля в 2012 году составила 65,1%, в то же время расходы на приобретение новых и высоких технологий занимают незначительную долю - 0,4%. Доля затрат на исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов выросла с 11,6% в 2011 году до 21,4% в 2012 году.
Удельный вес затрат организаций промышленности республики на производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов или методов их производства в 2012 году по сравнению с 2011 годом не изменился и составил 9,3%. Объем затрат на технологические инновации в 2012 году определялся условиями финансирования инновационной деятельности организаций промышленности. Удельный вес собственных средств организаций, являющихся основным источником финансирования затрат на технологические инновации, уменьшился в 2012 году до 38,9% против 52,8% в 2011 году. Одновременно имело место снижение объемов финансирования технологических инноваций за счет средств республиканского бюджета с 14,7% в 2011 году до 6,5% в 2012 году.
Таким образом, в условиях недостаточного финансирования из названных источников для обеспечения дальнейшего инновационного развития предприятия промышленности были вынуждены использовать кредиты и займы, доля которых в 2012 году составила 36,9% от общей суммы затрат на технологические инновации. Доля средств иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы, увеличилась с 4,5% в 2011 году до 16% в 2012 году. По данным Белстата существенно (на 84,4%) увеличился в 2012 году по сравнению с 2011-м объем отгруженной инновационной продукции, работ, услуг организациями промышленности. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2012 году составил 14,5%. При этом в производстве транспортных средств и оборудования этот показатель достиг 38,1%, в производстве машин и оборудования - 38%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 18,5%. За пределы Беларуси поставлено 50,7% общего объема инновационной продукции. В страны СНГ отгружено инновационной продукции на сумму Br5,465 трлн., в том числе в Российскую Федерацию - на Br3,812 трлн. В страны, не входящие в СНГ, экспортировано инновационной продукции на Br3,969 трлн.
3 Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь
3.1 Факторы, препятствующие развитию инноваций
Формирование инновационной экономики является приоритетным направлением развития для Беларуси, при этом первоочередной задачей становится преодоление факторов, сдерживающих разработку и внедрение инновационных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата.
Представленная в 2012 г. Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь оценка факторов, препятствующих развитию инноваций в организациях промышленности, показала, что наиболее очевидными преградами на пути инновационной деятельности являются:
недостаток собственных денежных средств (48,93% промышленных организаций Республики Беларусь, принимавших участие в опросе, охарактеризовали этот фактор как основной или решающий; 34,68% – как значительный);
высокая стоимость нововведений (32,08% опрошенных определяют фактор как решающий; 51,75% рассматривают его как довольно существенный);
значительный экономический риск (21,63% организаций промышленности считают принципиально невозможным коммерциализацию инноваций в условиях нестабильности функционирования производственно-хозяйственной системы; 46,84% отмечают существование значительных угроз и барьеров для получения потенциальной прибыли);
длительные сроки окупаемости нововведений (обусловлены, как правило, взаимодействием второго и третьего факторов; 20,07 и 49,63% опрошенных организаций полагают, что указанная причина играет решающую и значительную роль в препятствовании инновациям);
недостаток поддержки со стороны государства (в большинстве случаев основным источником финансирования нововведений в промышленности остаются собственные средства в виде чистой прибыли и амортизационного фонда; 18,58% опрошенных организаций отмечают решающее значение господдержки; 46,02% – что она может оказать значительную помощь в реализации инновационных проектов);
низкий инновационный потенциал организаций, нехватка квалифицированного персонала, невысокий платежеспособный спрос на новые виды продукции, неразвитость рынка технологий.
Вместе с тем, несмотря на существующие ограничения, Беларусь обладает достаточными возможностями для преодоления негативных явлений и становления инновационной экономики. Однако для построения грамотной и экономически обоснованной инновационной политики, выбора приоритетов инновационного развития и механизмов их реализации в первую очередь необходимо провести анализ инновационной деятельности предприятий республики и ее отдельных регионов на современном этапе хозяйствования.
3.2 Приоритетные задачи и направления инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.
Главным направлением преобразований производственного потенциала Республики Беларусь в 2011-2015 годах должно стать внедрение новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энерго- и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов.
За счет создания новых и модернизации действующих производств в 2015 году вклад секторов, производящих наукоемкую продукцию, в экономику Республики Беларусь должен стать сопоставимым со вкладом традиционных секторов.
Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011-2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.
К 2015 году в стране получат развитие следующие высокотехнологичные направления: индустрия информационных технологий; авиакосмическая промышленность; фармацевтическая промышленность; микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий; приборостроение и электронная промышленность; наноиндустрия; ядерная энергетика.
Достижение этой цели предусматривается обеспечить за счет реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:
– организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;
– формирование институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и технологического развития;
– привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов; обучение и подготовка кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями.
Организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных производств национальной экономики включает:
– разработку концепции формирования и развития нового направления с обязательным отражением вопросов организации управления;
– прогнозирование объема инвестиций, необходимого для развития направления в течение пятилетнего периода, а также предполагаемые источники финансирования;
– определение количества специалистов с высшим образованием по профильным специальностям, которых планируется подготовить в течение пятилетнего периода.
При формировании институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, предусматривается:
– изменение модели государственного управления промышленностью и переход к формированию государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода;
– формирование в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий (далее - ПВТ). В составе научно-технологического парка будут сконцентрированы научные организации НАН Беларуси и исследовательские подразделения учреждений высшей школы, осуществляющие исследования и разработки в сфере нано- и биотехнологий, организации фармацевтической и микробиологической промышленности. Предусматривается создание Республиканского центра генно-инженерных исследований, Республиканского центра трансфера и коммерциализации нано- и биотехнологий, учебного центра по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере биотехнологий, инкубатора малого и среднего бизнеса в сфере биотехнологий. Развитие научно-технологического парка предполагает организацию стратегического альянса с рядом крупных международных (транснациональных) компаний России, Индии, КНР, Кубы в целях последующей организации совместных предприятий по производству фармацевтической, нано- и биотехнологической продукции на территории Республики Беларусь, а так же приглашение на постоянное место жительства перспективных исследователей из государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Европейского союза, формирование на этой основе новых научных школ и направлений в сфере нано- и биотехнологий;
– содействие формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора, включая: химический кластер в г. Гродно (ядро - ОАО «Гродно Азот», ОАО «ГродноХимволокно», УО «Гродненский государственный университет», БГУ, УО «Белорусский государственный технологический университет»);
– нефтехимический кластер в г. Новополоцке (ядро - ОАО «Нафтан» и УО «Полоцкий государственный университет», Научно-исследовательский институт физико-химических проблем БГУ);
– агромашиностроительный кластер в г. Гомеле (ядро - РУП «Гомсельмаш» и УО «Гомельский государственный технический университет имени П.П.Сухого»);
– автотракторостроительный кластер в г. Минске (ядро - РУП «Минский тракторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», РУП «Минский моторный завод», БНТУ, ГУВПО «Белорусско-Российский университет», УО «Белорусский государственный технологический университет»);
– химико-текстильный кластер в г. Могилеве (ядро - ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Моготекс», УО «Могилевский государственный университет продовольствия», УО «Белорусский государственный технологический университет»);
– ИТ-кластер в г. Минске (ядро - резиденты ПВТ, ГНУ «Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси», БГУ, УО «БГУИР», БНТУ).
Привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов включает установление ежегодных заданий заказчикам по:
– привлечению прямых иностранных инвестиций;
– установлению долгосрочных партнерских отношений с международными (транснациональными) компаниями, работающими в сфере новых и высоких технологий, в целях реализации масштабных инновационных проектов;
– увеличению объема экспорта высокотехнологичной продукции.
При обучении и подготовке кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями, устанавливаются контрольные цифры приема студентов в государственные учреждения образования, обеспечивающие получение высшего образования, на 2012-2015 годы: в области информационных технологий - 12,5 тыс. человек; в области биотехнологий - 3,2 тыс. человек; в области нанотехнологий - 1,65 тыс.человек.
Для реализации комплекса указанных мероприятий предусматривается принятие: нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь по развитию новых высокотехнологичных направлений и стимулированию развития кластеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основными целями государственной инновационной политики должны быть: повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства экономических благ; обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта; замещение импортной продукции на внутреннем рынке на отечественную и перевод на этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического роста; расширение государственной поддержки инновационной деятельности; повышение эффективности использования государственных ресурсов; создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной среды.
Глобальная конкуренция на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции требует постоянной корректировки разрабатываемой научно-технической стратегии той или иной страны в направлении активного использования методов государственного регулирования в решении проблем экономического роста и структурных преобразований. Государства во все большей мере вовлекаются в процесс отбора стратегических приоритетов и стимулирования решения важнейших, с точки зрения перспективы, научных и технологических проблем. Указанная тенденция в стратегии государственного регулирования экономики обеспечивается переходом от практически независимой научной, образовательной и промышленной политики к интегрированной инновационной политике, основанной на комплексной поддержке сферы науки и технологий и предусматривающей прямую помощь различным этапам реализации инновационного процесса.
Информация о работе Венчурные фонды как источник финансирования инновационной деятельности