Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:39, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение внешнеторговой политики как инструмента регулирования экономики открытого типа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
исследовать понятия внешнеторговой политики, её цели и инструменты;
изучить виды внешнеторговой политики и рассмотреть социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования;
проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.

Содержание

Введение3
1. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты.5
2. Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования.14
3. Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода.21
Заключение33
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Жени макроэкономика.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

В современных условиях в подавляющем большинстве стран сложился обширный государственный рынок, спрос на котором оказывает большое влияние на развитие национальной экономики и, в частности, на ввоз иностранных товаров. Государство в лице различных организаций и ведомств превратилось в крупного покупателя как отечественных, так и импортных товаров. Расширение деятельности государства в качестве покупателя на национальном и мировом рынках сопровождалось появлением законов, определявших порядок размещения государственных заказов и подрядов на приобретение товаров. Законодательство большинства стран предусматривает преимущественную покупку товаров национального производства, в том числе, когда закупки производятся государственными организациями или финансируются государством [8, c. 139 -140].

Для освоения международных рынков нужна дальновидная политика в области внешней торговли. Более открытые, ориентированные на внешний рынок экономики неизменно опережают страны, где действуют ограничения в области торговли и иностранных инвестиций. Политика, направленная на улучшение условий внешней торговли, входит в число наиболее важных факторов, способствующих экономическому росту в развивающихся странах и их конвергенции с развитыми государствами.

 Внешнеторговая политика  любой страны должна формироваться  с учетом уровня ее экономического  развития. При этом экономическое  развитие влияет на политику  в области внешней торговли, что  свидетельствует о наличии между  ними очевидной взаимосвязи. Следовательно, экономическое развитие может  иметь существенное положительное  влияние на международную торговлю. Обеспечивая экономическое развитие  в своих странах, правительства  используют политику свободной  торговли, которая усиливает конкуренцию  с импортом на внутреннем и  внешних рынках, способствует транснациональной  промышленной интеграции и поощряет  экономические реформы в других  странах.

Сторонники свободы международной торговли для доказательства ее преимуществ ссылаются на экономический и социальный прогресс тех стран, которые дальше других продвинулись по пути либерализации внешнеэкономических связей. При этом в качестве доводов приводится то, что свободная торговля:

  • позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможность использовать международную специализацию производства и обмен на основе принципа сравнительных преимуществ;
  • облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства среди производителей;
  • воткрывает возможность расширения рынков и, следовательно, международной концентрации производства и массового выпуска товаров;
  • оптимизирует процесс распределения производственных ресурсов.

Протекционизм, напротив, с точки зрения адептов фритредерства, вреден, так как:

  • подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка;
  • снижает благосостояние потребителей, которым приходится покупать товары по более высоким ценам из-за введения протекционистских мер;
  • усиливает международное соперничество государств и создает угрозу стабильности мирового хозяйства.

Вместе с тем опыт практически всех стран показывает, что политика правительственного контроля над внешней торговлей имеет и свои достоинства. Благодаря протекционизму удается:

  • поддерживать государственную безопасность страны;
  • защитить более высокие уровень жизни и заработную плату в стране;
  • сохранить некоторые социальные классы и виды деятельности;
  • добиться определенных политических целей в отношениях с другими странами.

В защиту протекционистских мер приводятся и экономические аргументы:

  • возможность улучшения условий торговли и увеличения экономического выигрыша;
  • поддержка национальной промышленности на этапе ее зарождения и становления;
  • повышение уровня занятости национальных ресурсов;
  • смягчение кризиса в отраслях, испытывающих экономические трудности;
  • преодоление кризиса платежного баланса;
  • введение мер в отместку за ограничительные действия другой стороны;
  • ограждение национальной экономики от кризисных явлений в мировом хозяйстве [10, c. 305-307].

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они используются практически всеми странами мира. Это объясняется с одной стороны, наличием эффекта перераспределения доходов, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна:

1) Стимулирование производства  и увеличение занятости. Сторонники  протекционизма утверждают, что  ограничение импорта позволяет:

  • поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность;
  • увеличить совокупный спрос в стране, что приведет к росту производства и занятости.

В тоже время политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, может привести к тому, что отечественное производство перестанет развиваться. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость связную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции;

2) Защита молодых отраслей.

Сторонники протекционизма приводят такой аргумент что, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться.

Противники протекционизма считают, что:

  • достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны;
  • протекционизм в отношении молодых отраслей может значительно снизить стимулы к повышению их эффективности;

3) Увеличение доходов  государственного бюджета.

Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при недостаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия:

1) Обострение государственных  противоречий. Следствием сокращения  импорта в результате введения  страной тарифных и нетарифных  ограничений внешней торговли, скорее  всего, станет сокращение и ее  экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса  и т.д. Экономические противоречия  между странами могут обостриться  до такой степени, что начнутся  настоящие торговые войны, которые  могут иметь очень серьезные  отрицательные последствия для  всех вовлеченных в них сторон.

2) Сокращение экспорта  и ухудшение торгового баланса. Протекционистская внешнеторговая  политика, сокращая импорт и увеличивая  чистый экспорт страны, неизбежно  оказывает влияние на уровень  обменного курса национальной  валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного  курса стимулирует импорт и  сдерживает экспорт. В результате  происходит ухудшение состояния  платежного баланса страны, что  имеет серьезные отрицательные  макроэкономические последствия [5, c.134-146].

Беларусь является участницей многих интеграционных объединений (СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, Союзное государство  России  и  Беларуси).  В  настоящее  время  на постсоветском  пространстве  впервые  за  20  лет  был

сформирован  Таможенный  союз  (далее  ТС),  который является  крупнейшим  интеграционным  объединением, включающим в себя население 170 млн. человек, площадь более 20 млн км2, 15 % мировой суши [6, c.95-98].

Формирование Таможенного союза, дальнейшее укрепление его позиции на международной арене свидетельствуют о том, что данная форма  межгосударственной  интеграции  приносит  существенные  экономические,  политические,  социальные и иные выгоды для его участников. Союз способствует развитию  национальных  экономик,  делает  их  значительно сильнее, позволяет выступать странам единым интегрированным  экономическим  и  политическим блоком  в  международных  отношениях,  увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает большие перспективы для частных субъектов хозяйствования [6, c.95-98].

В настоящее время иностранные инвестиции оказывают огромное влияние на экономики многих государств мира. Объемы иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного  производства  в  мировой  экономике.  В современном мире иностранным инвестициям, и прежде всего, прямым иностранным инвестициям, отводится одна из основных ролей среди факторов, влияющих на экономическое развитие страны. В  современной мирохозяйственной  системе прямые иностранные инвестиции выступают одним из главных факторов устойчивого экономического развития для большинства стран.

Мировой опыт доказывает, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами привлечения капитала. Во-первых, они дают дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, способствуют передаче прогрессивных технологий, ноу-хау, новейших методов управления, проведению структурных изменений в экономике, позволяют обновить отечественную производственную базу и  диверсифицировать  экспортную  деятельность.  Во-вторых, прямые иностранные инвестиции в основном не ложатся бременем на государственный бюджет и не приводят к увеличению долговой нагрузки на экономику (за исключением внутрифирменного  кредитования  между  материнской компанией и дочерними структурами).

Необходимость  привлечения  прямых  зарубежных инвестиций чрезвычайно актуальна для стран с переходной экономикой, так как без прямых иностранных инвестиций затруднительно завершить  рыночную  реструктуризацию,  обеспечить непрерывный экономический рост и эффективно интегрироваться в мировую экономику [12, с.81-82].

Выводы:

1. Основными формами внешнеторговой политики государства являются свобода торговли и протекционизм. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в определенных пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

2. Внешнеторговая политика любой страны должна формироваться с учетом уровня ее экономического развития. При этом экономическое развитие влияет на политику в области внешней торговли, что свидетельствует о наличии между ними очевидной взаимосвязи. Следовательно, экономическое развитие может иметь существенное положительное влияние на международную торговлю.

3. В целом, какими бы весомыми не казались аргументы в пользу распространения протекционизма, в конечном счете, вместо защиты экономики и увеличения занятости возникает ущерб. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

4.Формирование Таможенного союза, дальнейшее укрепление его позиции на международной арене свидетельствуют о том, что данная форма  межгосударственной  интеграции  приносит  существенные  экономические,  политические,  социальные и иные выгоды для его участников.

5. Необходимость  привлечения  прямых  зарубежных инвестиций чрезвычайно актуальна для стран с переходной экономикой, так как без прямых иностранных инвестиций затруднительно завершить  рыночную  реструктуризацию,  обеспечить непрерывный экономический рост и эффективно интегрироваться в мировую экономику

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода

 

 

 

Внешнеторговая политика Республики Беларусь представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер, направленных на развитие внешнеторговых связей страны с учетом сравнительных преимуществ и инновационного пути развития национальной экономики с целью максимального использования выгод от участия в системе международного разделения труда.

Таким  образом,  внешнеторговая  деятельность Республики  Беларусь  как  малой  открытой  экономики предполагает многовекторный характер развития внешнеторговых связей с различными странами  и  регионами  в  системе  мирового  хозяйства, характеризующихся  гибкостью  и  адаптивностью, сбалансированностью,  а  также  имеющих  свою специфику и приоритеты внешнеторгового взаимодействия, которые заключаются в следующем:

Информация о работе Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты