Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:39, реферат
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение внешнеторговой политики как инструмента регулирования экономики открытого типа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: исследовать понятия внешнеторговой политики, её цели и инструменты; изучить виды внешнеторговой политики и рассмотреть социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования; проанализировать особенности внешнеторговой политики Республики Беларусь.
Содержание
Введение3 1. Внешнеторговая политика: понятие, цели, инструменты.5 2. Виды внешнеторговой политики, социально-экономические последствия внешнеторгового регулирования.14 3. Анализ внешнеторговой политики Республики Беларусь в условиях трансформационного периода.21 Заключение33 Список использованных источников 36
восточноевропейский вектор
внешнеторгового сотрудничества является
приоритетным с токи зрения рынков сбыта
белорусских товаров, участия в корпоративных
связях с российскими ТНК для выпуска
конкурентоспособной на мировом
рынке продукции, устранения дублирующих
производств, оптимизации затрат на выпуск
инновационных продуктов;
западноевропейский вектор
внешнеторгового сотрудничества направлен
на финансовую, интеллектуальную, техническую
подпитку белорусской экономики, покупку
новых и новейших технологий и привлечение
крупнейших европейских международных
компаний для технического обновления
и модернизации белорусских
предприятий, доступа к сбытовым сетям
ТНК, управленческому и маркетинговому
опыту, включения европейскими ТНК предприятий
Беларуси в свой внутрифирменный обмен;
восточноазиатский и
арабский вектор внешнеторгового
сотрудничества направлен на привлечение
инвестиционных ресурсов из
данного региона, создание сборочных,
совместных предприятий по выпуску белорусской
продукции в национальной экономике и
экономике зарубежных стран, расширение
научно-технического сотрудничества;
латиноамериканский вектор
внешнеторгового сотрудничества
направлен на диверсификацию рынков
сбыта белорусской продукции, переход
от экспорта белорусских товаров в страны
данного региона, в силу удаленности их
рынков, к другим формам интернационализации
заграничной деловой активности: сборочным,
совместным предприятиям, продаже лицензий;
создание совместных предприятий
в добывающих отраслях стран данного
региона на взаимовыгодной основе [7, c.112-113].
Внешняя торговля Республики
Беларусь подверглась определенной структурной
трансформации в посткризисный период
развития мировой торговли. Сегодня взят
курс на увеличение доли наукоемкой и
высокотехнологичной продукции в структуре
экспорта, диверсификации поставок на
новые рынки.
Рассмотрим динамику внешнеторгового
оборота Республики Беларусь за 2005-2013
гг. на рисунке 3.1.
Рис. 3.1 Динамика внешнеторгового
оборота Республики Беларусь за 2005 – 2013
гг. (млрд. долл. США) [4, c. 22]
Из рисунка 3.1 видно, что
в Республике Беларусь наблюдается рост
отрицательного сальдо внешнеторгового
баланса, что создает напряженное положение
в платежном балансе страны и не позволяет
сформировать надежные золотовалютные
резервы. В 2013 году сальдо составило -5,8
млрд. долл. США, что меньше с 2012 годом на
5,5 млрд. долл. США.
В январе-июне 2014 годе объем
внешней торговли товарами составил 38,5
млрд. долл. США и по сравнению с январем-июнем
2013 года сократился на 1,5 млрд. долл. США
или на 3,9%.
Экспорт товаров – 18,8 млрд.
долл. США, сократился на 1,5%. Импорт товаров
– 19,7 млрд. долл. США, сократился на 6%.
Сальдо внешней торговли товарами
отрицательное – 0,9 млрд. долл. США [18].
Анализ экспорта и импорта
показывает, что отрицательный торговый
баланс обусловлен в основном
отрицательным чистым экспортом
товаров, но не услуг. Более
того, именно чистый экспорт
товаров описывает четкую циклическую
динамику с 2005 года, отразив нарастание
кризисной ситуации в конце 2006 – начале
2007 гг. и две волны современного кризиса
– в периоды июль 2008 – январь 2009
гг. и апрель 2010 – июль 2011 гг.
Увеличение отрицательного
торгового сальдо товарами с
августа 2012 года настораживает
и дает основание предполагать
приближение фазы спада очередной циклической
волны [9, c.119].
Рассмотрим динамику внешнеторгового
оборота Республики Беларусь со странами
СНГ за 2000 - 2013 гг. на рисунке 3.2.
Рис. 3.2 Динамика внешнеторгового
оборота Республики Беларусь со странами
СНГ за 2000 – 2013 гг. (млрд. долл. США) [4, c.
23]
Из рисунка 3.2 видно, что
в Республике Беларусь экспорт и импорт
в 2013 году значительно увеличился по сравнению
с 2000 годом, экспорт на 19,6 млрд. долл. США,
импорт на 19,1 млрд. долл. США. Но по сравнению
с 2012 годом идет уменьшение импорта на
0,7 млрд. долл. США, экспорта на 4,9 млрд.
долл. США.
Далее рассмотрим динамику
внешнеторгового оборота Республики Беларусь
со странами вне СНГ за 2000 - 2013 гг. на рисунке
3.3.
Рис. 3.3 Динамика внешнеторгового
оборота Республики Беларусь со странами
вне СНГ за 2000 – 2013 гг. (млрд. долл. США)
[4, c.23]
Из рисунка 3.3 видно, что
в Республике Беларусь в 2013 году по
сравнению с 2012 годом идет уменьшение
экспорта на 8,2 млрд. долл. США, увеличение
импорта на 1,5 млрд. долл. США.
Из рисунка 3.4 (Приложение В),
динамика индексов внешней торговли экспорта
и импорта товарами Республики Беларусь
за 2005-2013 гг., видно, что в 2011-2013 гг. идет
снижение индексов физического объема,
средних цен и стоимости.
Экспорт является одним из основных
приоритетов развития белорусской экономики.
В структуре экономики экспорт традиционно
составляет более половины валового внутреннего
продукта, в силу чего является одним из
основных источников обеспечения устойчивого
экономического роста в стране.
Экспорт продукции представлен
широкой номенклатурой. К числу важнейших
экспортных позиций относятся нефтепродукты
и нефть, калийные и азотные удобрения,
металлопродукция, грузовые автомобили,
тракторы, химические волокна и нити, шины,
молочная и мясная продукция, сахар. Следует
отметить значительное увеличение экспорта
(таблица 3.1, Приложение А), азотного удобрения
на 157,7 тыс. т в 2013 году по сравнению с 2012
годом, также идет увеличение экспорта
на сыры и творог, говядину, мебель и др.
Вместе с тем идет снижения экспорта
в 2013 году по сравнению с 2012 годом на нефтепродукты,
черные металлы, телевизоры, мониторы
и проекторы, холодильники, морозильники
и холодильное оборудование и др.
Основу импорта составляют
энергоресурсы (нефть и природный газ),
сырье, материалы и комплектующее (металлы
и изделия из них, сырье для химического
производства, части машин), технологическое
оборудование. В 2013 году по сравнению с
2012 годом увеличился импорт в два раза
на вычислительные машины для автоматической
обработки информации, но значительно
снизился на нефтепродукты и вагоны,
грузовые железнодорожные или трамвайные
(таблица 3.2, Приложение Б).
В товарной структуре экспорта
Республики Беларусь, наибольший удельный
вес занимают минеральные удобрения (33%),
продукция пищевой промышленности и сырье
для ее производства (15,2%), продукция химической
промышленности, включая химические волокна
и нити (15,1%), машины, оборудования и транспортные
средства (19,2%) (рисунок 3.5).
Рис. 3.5 Товарная структура экспорта
Республики Беларусь в 2013 году (в процентах)
[4, c.85]
Основная доля экспорта с Россией
приходиться на машины, оборудования и
транспортные средства (31%), продукция
пищевой промышленности и сырье для ее
производства (27,7%) . С остальными странами
СНГ значительную часть экспорта составляют
минеральные продукты (51,8%). Со странами
вне СНГ основная доля экспорта также
составляют минеральные продукты (56,1%)
(рисунок 3.5).
В товарной структуре импорта
Республики Беларусь, наибольший удельный
вес занимают минеральные продукты (30,1%),
машины, оборудования и транспортные средства
(27,1%),%), продукция химической промышленности,
включая химические волокна и нити (13,7%)
(рисунок 3.6).
Рис. 3.6 Товарная структура импорта
Республики Беларусь в 2013 году(в процентах)
[4, c.182]
Основная доля импорта с Россией
приходиться на минеральные продукты(54,5%).
С остальными странами СНГ значительную
часть импорта составляют продукция пищевой
промышленности и сырье для ее производства
(27,1%), черные и цветные металлы (22,6%). Со
странами вне СНГ основная доля импорта
включает машины, оборудования и транспортные
средства (47,9%), продукция химической промышленности,
включая химические волокна и нити (20,2%)
(рисунок 3.6).
Далее целесообразно рассмотреть
географическую структуру экспорта и
импорта Республики Беларусь.
Рис. 3.7 Распределение экспорт
товаров по странам – основным торговым
партнерам в 2013 году (в процентах к общему
объему экспорта) [4, c. 46]
Наибольший удельный вес среди
стран-партнеров по экспорту Республики
Беларусь в 2013 году занимает Росcия (45,3%),
Украина (11,3%), Нидерланды (9%) и Германия
(4,7%) (рисунок 3.7) .
Рис. 3.8 Импорт товаров по странам
– основным торговым партнерам в 2013 году
(в процентах к общему объему импорта)
[4, c. 46]
Наибольший удельный вес среди
стран-партнеров по импорту Республики
Беларусь в 2013 году занимает Росcия (53,2%),
Германия (7,1%), Китай(6,6%), Украина (4,8%)
(рисунок 3.8).
В 2013 году наблюдается снижение
экспорта внешней торговли Республики
Беларусь по инвестиционным и промежуточным
товарам и увеличение по потребительским.
В этом же году идет снижение импорта внешней
торговли Республики Беларусь по промежуточным
и увеличение по инвестиционным и потребительским
товарам (рисунок 3.9, рисунок 3.10).
Рис. 3.9 Индексы внешней торговли
Республики Беларусь по инвестиционным,
промежуточным и потребительским товарам
в 2013 году (в процентах к предыдущему году)
[4, c. 30]
Рис. 3.10 Динамика индексов средних
цен и физического объема экспорта и импорта
товаров Республики Беларусь за 2005-2013
гг. (в процентах к предыдущему году) [4,
c. 29]
Особую роль в процессе внешнего
инвестирования экономики играют прямые
иностранные инвестиции. Страны с переходной
экономикой испытывают потребность в
значительных вложениях в основной капитал
при недостаточности внутренних сбережений.
Прямые иностранные инвестиции служат
дополнением к внутренним сбережениям
и участвуют в общих капиталовложениях
в экономику, не вызывая при этом увеличения
внешнего долга и оттока бюджетных средств,
как это бывает с другими видами иностранных
инвестиций, по которым из бюджета осуществляются
выплаты дивидендов, процентных платежей
и погашение основной части внешнего государственного
долга.
Проблема иностранных инвестиций
жизненно необходима экономике
Республике Беларусь по следующим причинам:
1. В производстве
продукции народнохозяйственного
комплекса преобладало планирование
и рост производства по нарастающему
итогу.
2. Интенсивно развивающиеся
международные контакты и торговля,
общественный прогресс привел
к преобладанию импорта перед
экспортом в экономике Беларуси.
3. Выйти на положительное
сальдо во внешней торговле
и наполнить внутренний рынок
современной продукцией невозможно без
технологического перевооружения производств
за счет наукоемких технологий, требующих
значительных инвестиций.
4. В связи с невозможностью
решить эту проблему за счет
собственных инвестиций в устаревшие
технологии, актуально создать условия
для привлечения иностранных [11, c.74].
В структура инвестиций Республики
Беларусь в 2013 году, основную долю занимают
прямые инвестиции (74%), которые на протяжении
2010-2012 гг. постепенно увеличивались.
Рис. 3.11 Структура инвестиций
Республики Беларусь, поступивших
от иностранных инвесторов за 2010-2013 гг.
(в % к итогу) [2, c. 64]
Основную долю поступивших
иностранных инвестиций составляют торговля
(34,8%), транспорт и связь (32,3%), промышленность
(23,4%) (рисунок 3.12).
Рис. 3.12 Поступление иностранных
инвестиций по видам экономической
деятельности в 2013 году (в % к итогу) [ 2,
c. 65]
По результатам анализа текущих
позиций Беларуси в ведущих мировых инвестиционных
рейтингах были выявлены наиболее
проблемные сферы, за счет которых Беларусь
во многом проигрывает другим странам.
Среди них можно выделить
следующие: защита прав собственности
и инвестиций, доступ к земельным ресурсам,
налогообложение, условия осуществления
международной торговли и доступ к финансовым
ресурсам.
В первую очередь, за счет улучшения
ситуации в данных сферах можно
значительно повысить привлекательность
Беларуси в глазах иностранных инвесторов.
Таким образом, в результате
повышения конкурентоспособности Беларуси
в привлечении прямых инвестиций (посредством
совершенствования инвестиционной политики
и улучшения инвестиционного климата)
страна сможет претендовать на рост объемов
прямых иностранных инвестиций в отечественную
экономику, а также на улучшение своих
позиций в ведущих мировых инвестиционных
рейтингах[12, c.84].
На протяжение 2011-2013гг.
наблюдаеться дальнейшее снижение экспорта
и импорта товарами и услугами Республики
Беларусь (рисунок 3.13).
Рис. 3.13 Динамика внешней торговли
товарами и услугами Республики Беларусь
за 2010 – 2013 гг. (в % к предыдущему году) [2,
c. 69]
Сальдо внешней торговли услугами
положительное – 0,7 млрд. долл. США в январе-июне
2014 года объем внешней торговли товарами
и услугами составил 43,4 млрд. долл. США
и по сравнению с январем-июнем 2013 года
сократился на 1,3 млрд. долл. США или на
2,8%.
Экспорт товаров и услуг – млрд.
долл. США, сократился на 1,1%. Импорт товаров
и услуг – 21,4 млрд. долл. США, сократился
на 4,5%.
Сальдо внешней торговли
товарами и услугами положительное
– 0,6 млрд. долл. США [18].
Государственные услуги
(0,6 % в 1998 г. и 0,6
% в 2012 г.), равно как и
транспортные, практически не изменили
своей позиции в структуре
экспорта услуг (от 53,5 % в 1998 г. до 56,8
% в 2012 г.). Несмотря на зна-чительную
теневую трудовую миграцию белорусского
населения в РФ для оказания
строительных услуг, официальная
доля последних в экспорте
страны практически не изменилась (от
7,5 % в 1998 г. до 7,2 % в 2012 г.).
Значительному изменению
подверглась доля компьютерных и информационных
услуг: их доля с 1998 г. по 2012 г. возросла
в 14 раз (от 0,6 % до 6,5 %).
Сократился удельный вес таких
услуг в общем их экспорте: услуги связи
(4,6 % в 1998 г. и 2,9 % в 2012 г.), страховые (2,2 %
в 1998 г. и 0,3 % в 2012 г.), финансовые (1,2 % в 1998
г. и 0,36 % в 2012 г.) [9, c. 119].
Выводы:
1. В Республике Беларусь наблюдается
рост отрицательного сальдо внешнеторгового
баланса, что создает напряженное положение
в платежном балансе страны и не позволяет
сформировать надежные золотовалютные
резервы. В 2013 году сальдо составило -5,8
млрд. долл. США, что меньше с 2012 годом на
5,5 млрд. долл. США.