Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:53, курсовая работа
В настоящее время в России действует весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.
В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.
Введение ………………………………………..…………………………………3
Гл. 1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности …...5
Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика………………………………………..………………………………….5
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность……………………………………………………………………...10
Гл. 2. Анализ действующего порядка налогообложения внешнеэкономической деятельности в РФ……………………………………13
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций…………………..13
2.2. Особенности налогообложения налогом на прибыль внешнеэкономической деятельности….……………………………………….21
2.3. Особенности налогообложения акцизом внешнеэкономической деятельности ……………….……………………………………………………31
Гл. 3. Проблемы и перспективы налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности в РФ …………………………………..38
3.1. проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности…………………………………...38
3.2. перспективы развития налогового законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности……………….…………………………40
Заключение ………………..…………………………………………………….44
Список использованной литературы …………………………………………47
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие:
"О государственном
регулировании внешнеторговой
Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.
Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
2. Анализ действующего порядка налогообложения ВЭД в РФ.
2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций.
Экспорт и импорт услуг всегда были одними из наиболее спорных операций при исчислении НДС. Это связано с тем, что в отличии от реализации товаров на экспорт и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Правильное определение места оказания услуги важно как для иностранной, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга (на территории РФ или за ее пределами), зависит, будет ли эта услуга облагается НДС. Экспорт и импорт услуг достаточно часто используют международные группы компаний в своей хозяйственной деятельности. Это может быть необходимо как для реальной деятельности, так и для взаимного финансирования или внутрихолдингового налогового планирования. Чаще всего оказание услуг иностранной организации используется в качестве одного из способов перемещения дохода российской компании за границу.[17]
Экспорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов | ||||||
2010 | ||||||
всего |
Государства-участники СНГ |
Страны Дальнего зарубежья | ||||
январь |
21456 |
3064 |
18392 | |||
февраль |
23561 |
3501 |
20060 | |||
январь-февраль |
45017 |
6565 |
38452 | |||
март |
26434 |
4028 |
22406 | |||
январь-март |
71451 |
10594 |
60857 | |||
апрель |
27277 |
4148 |
23129 | |||
январь-апрель |
98728 |
14741 |
83987 | |||
май |
29794 |
4426 |
25368 | |||
январь-май |
128522 |
19167 |
109355 | |||
июнь |
26969 |
4082 |
22887 | |||
январь-июнь |
155492 |
23249 |
132242 | |||
июль |
29845 |
4566 |
25279 | |||
январь-июль |
185337 |
27815 |
157521 | |||
август |
30866 |
4700 |
26166 | |||
январь-август |
216203 |
32515 |
183687 | |||
сентябрь |
26641 |
4403 |
22239 | |||
январь-сентябрь |
242844 |
36918 |
205926 | |||
Импорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов | ||||||
2010 | ||||||
всего |
Государства-участники СНГ |
Страны Дальнего зарубежья | ||||
январь |
9847 |
1818 |
8029 | |||
февраль |
12376 |
2032 |
10344 | |||
январь-февраль |
22224 |
3850 |
18373 | |||
март |
15141 |
2304 |
12837 | |||
январь-март |
37365 |
6155 |
31210 | |||
апрель |
14983 |
2369 |
12613 | |||
январь-апрель |
52347 |
8524 |
43823 | |||
май |
15723 |
2486 |
13237 | |||
январь-май |
68071 |
11010 |
57061 | |||
июнь |
16765 |
2595 |
14170 | |||
январь-июнь |
84836 |
13605 |
71231 | |||
июль |
17373 |
2543 |
14830 | |||
январь-июль |
102209 |
16149 |
86061 | |||
август |
17975 |
2742 |
15233 | |||
январь-август |
120184 |
18891 |
101294 | |||
сентябрь |
16601 |
2514 |
14087 | |||
январь-сентябрь |
136785 |
21405 |
115380 |
Естественно, что при экспорте услуги выгоднее перенести место ее оказания за пределы России. Зачастую это выгодно и при импорте услуг, чтобы у российской стороны не возникли обязанности налогового агента. Однако при импорте услуг нужно предварительно рассчитать, что будет выгоднее: не выполнять функции налогового агента и не получить при этом вычет НДС или перечислить налог в бюджет и поставить его сумму к вычету.
Понятие “место реализации” в налоговом законодательстве используется только применительно к НДС. И если с местом реализации товаров, как правило, ошибок не возникает, поскольку статья 147 НКРФ дает однозначную трактовку рассматриваемого понятия, то реализация работ и услуг по договорам с иностранным контрагентами зачастую ставит перед налогоплательщиками множество вопросов.
Налоговый кодекс предписывает определять место реализации услуг в соответствии со следующими категориями:
Чтобы в каждом конкретном случае определить, каким образом российской компании выгоднее всего оформить свои отношения с иностранной, рассмотрим несколько типичных ситуаций подробнее.
Место реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, зависит от местонахождения этого имущества. Таким образом, если имущество находится в России, то и связанные с ним работы (услуги) следует считать произведенными на территории России вне зависимости от того, зарегистрирована на территории РФ компания, их выполняющая. И наоборот, если российская компания, являющаяся плательщиком НДС, будет осуществлять работы (услуги) с движимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства, платить НДС по такому договору не нужно.
Прежде всего это касается организаций, которые являются заказчиками или исполнителями по договорам с иностранными контрагентами на монтаж, сборку, переработку, ремонт и техническое обслуживание движимого имущества. Зачастую, приобретая импортное оборудование, российский покупатель заказывает у иностранного поставщика его сборку и монтаж на месте (на территории РФ), что в результате приводит к необходимости платить НДС.
Компаниям, занимающимся импортом или экспортом услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, следует внимательно изучить предмет договора, прежде чем его подписывать. Указанные виды деятельности также следует рассматривать для целей исчисления НДС с точки зрения места их фактического оказания: на территории РФ или за пределами территории РФ. Таким образом, если компания не заинтересована в уплате НДС по данным видам услуг, ей нужно доказать, что услуги фактически оказываются за пределами России. Если же компании выгодней заплатить НДС и применить вычеты, надо доказать, что договор оказания услуг был заключен и исполнялся на территории РФ.
Все рассмотренные выше примеры касались ситуаций, когда определение места реализации зависело непосредственно от места оказания услуг. В то же время в некоторых случаях место реализации услуг определяется по местонахождению покупателя. Это значит, что экспорт подобных услуг не облагается НДС, поэтому их чаще всего и используют в налоговом планировании.
Это такие услуги, как:
Чтобы без риска споров квалифицировать услуги в качестве маркетинговых, можно руководствоваться письмом ФНС России от 20.02.06 № ММ-6-03/183, в котором дан довольно большой перечень процедур по исследованию рынка. Относительно консультационных услуг такого перечня налоговики не издали, поэтому зачастую налогоплательщикам приходится доказывать принадлежность конкретных консультационных услуг в суде.
Во избежание споров
целесообразно оформлять
Перемещение товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ является объектом обложения НДС. Экспортные поставки облагаются НДС по налоговой ставке О %, что предполагает не только освобождение от обложения НДС реализации продукции на экспорт, но и возмещение НДС, уплаченного поставщикам. [1; ст. 143, 164]
Освобождение НДС по ставке 0% производится при реализации: [1; ст. 164]
Для подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) зарубежному контрагенту российский экспортер должен представить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт. [1; ст. 165].
В общем случае в пакет включаются:
B случаях перевозки российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте товаров за рубеж для подтверждения экспорта услуг таможенная декларация представляться не должна. [1; ст. 165]. Вместо нее для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы должны быть представлены:
Документы, подтверждающие экспорт, представляются экспортерами в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с
даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов. [1; ст. 165]. Вышеуказанный порядок не распространяется на российских перевозчиков, осуществляющих экспорт своих услуг на железнодорожном транспорте. Поскольку они не обязаны представлять таможенную декларацию, для них момент определения налоговой базы по НДС устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). Начиная с 1 января 2008 года такие налогоплательщики применяют ставку НДС в размере 0% после представления в налоговый орган в срок не , позднее 180 календарных дней соответствующего пакета документов, включающего вместо таможенной декларации товаросопроводительные документы с отметкой пограничного таможенного органа.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика