Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Выбирая ту или иную стратегическую зону хозяйствования для удовлетворения потребностей множества входящих в нее субъектов рынка, предприниматель должен учитывать интересы всего множества потенциальных потребителей его продукции. Порой это множество быть представлено целой отраслью народного хозяйства , либо отраслью промышленности, либо значительной социальной группой индивидуальных покупателей. Следовательно, принимая то или иное стратегическое решение, в частности, выбирая ту или иную цель стратегического характера для своей фирмы, предприниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, представляющих интересы других субъектов рынка и могущих принести ему в стратегической перспективен определенный эффект.

Содержание

1.Сущность стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.
2.Факторы, оказывающие влияние на внешнеэкономическую деятельность фирмы.
3.Сущность внешнеэкономической политики.
4.Способы достижения стратегических целей внешнеэкономической деятельности фирмы.
5.Этапы выработки стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.
6.Тестовое задание
7.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность предприятия.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

    Многие  страны (Австрия, Болгария, Венгрия, Ирак, КНР, Канада, Норвегия, Россия, США, Украина, Франция, Германия, Эстония и др.) являются участниками Конвенции  ООН о договорах международной  купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.). В соответствии с ней, для признания контракта заключенным необходимо внести в него минимум условий, а все остальное определяется нормами Конвенции.

    Из  вышесказанного следует, что важную роль в регулировании экономических  отношений между партнерами из двух стран играют международные договоры, а также специальные нормы внутри государственного законодательства - валютного, таможенного, банковского, о контроле за экспортом и импортом.

    Серьезными  побудительными мотивами для осуществления капиталовложений является выход фирмы на новый рынок, в те страны, где более низкие издержки производства или более низкие налоговые ставки.

    Для оценки вариантов, в том числе  для сравнения по выходу на рынок  разных стран, принимаются во внимание следующие критерии:

    • политическая и экономическая стабильность;
    • издержки производства;
    • транспортная инфраструктура;
    • государственные льготы и стимулы;
    • наличие как квалифицированной, так и относительно дешевой неквалифицированной рабочей силы;
    • емкость рынка данной страны;
    • наличие торговых ограничений;
    • наличие требуемых поставщиков сырья, материалов и т.п.

    Весьма  существенное значение при анализе  предпочтительности того или иного  варианта выхода фирмы на новый международный  рынок имеет потенциальная величина трансакционных издержек. Здесь нужна особая тщательность в выборе предпочтительных партнеров по трансакциям, изучении конкурентов, знании юридических аспектов трансакций. В противном случае чрезвычайно высокие трансакционные издержки сделают неэффективным принятие того или иного, казалось бы на первый взгляд выгодного, варианта выхода фирмы на новый рынок.

    При анализе альтернативных вариантов, относящихся к долгосрочным целям, возникает необходимость принятия стратегических инвестиционных решений. Все страны мира, даже самые промышленно развитые, поощряют инвестирование иностранного капитала в своей стране, так как новые капиталовложения иностранных фирм создают рабочие места, они являются импортом ноу-хау и современной технологии. Прямые иностранные инвестиции являются эффективным средством развития экономики страны, если предприятие, созданное в результате таких инвестиций, превосходит предприятие страны по уровню производительности. Польза иностранных инвестиций зависит также и от таких факторов, как масштабы научных исследований и разработок и масштабы кооперации с фирмами и исследовательскими институтами в данной стране.

    Для принятия стратегического инвестиционного  решения важно, конечно, знать и  ответы на следующие вопросы:

  1. почему фирмы данной страны не смогли и не могут удовлетворить спрос на конкретные виды продукции;
  2. иностранные фирмы в состоянии захватить значительную часть или весь рынок;
  3. почему фирмы данной страны не создали систему взаимодействия с иностранными фирмами по производству конкретного товара (не создали совместное предприятие, не стали поставщиком своей продукции транснациональным корпорациям)?

    При принятии стратегического инвестиционного  решения учитываются существующие государственные льготы и стимулы, которые практически во всех странах мира используются для привлечения иностранного капитала.

        Широко распространены в мировой  практике следующие льготы:

      • предоставление земельных участков иностранным фирмам под строительство заводов или бесплатно, или по очень низким ценам;
      • создание государством необходимой инфраструктуры или бесплатно, или по очень низким ценам;
      • осуществление прямых государственных субсидий.

    В экономической литературе, посвященной  анализу проблем иностранных  инвестиций, отмечается, что иностранные капиталовложения в малоразвитые в промышленном отношении страны имеют небольшой эффект для страны, а во многих случаях эффект отрицательный. При строительстве каких-то объектов в малоразвитых странах единственным преимуществом для страны является импорт дополнительных рабочих мест. При строительстве таких объектов импортируются строительные материалы и даже продовольствие, необходимое для иностранных специалистов. Вся прибыль при этом уходит за границу. Особенно хорошо такое положение прослеживается на примере строительства гостиниц. Импортируются строительные материалы, мебель, продовольствие, техника, вода. Для фирмы, выбравшей такую стратегию, эффект очевиден. Сложно определить эффект от инвестирования иностранного капитала в экономику развивающихся стран и, тем более, в экономику промышленно развитых.

    Важнейшим внутренним фактором является организационная  структура. Фирмы вынуждены постоянно приспосабливать ее к меняющимся потребностям рынка. Эта структура существенно усложняется, если фирма имеет филиалы или дочерние предприятия за рубежом. Большое значение имеет то, какую долю занимает внешнеэкономическая деятельность или, другими словами, какая часть мощностей фирмы задействована на внешнем рынке. Крупные транснациональные корпорации достаточно часто меняют свою организационную структуру.

    Управленческая  структура фирмы, активно занимающейся внешнеэкономической деятельностью, должна быть в высшей степени четкой, чтобы предприятие своевременно изменяло цели и приспосабливалось в соответствии с измененными целями к меняющейся ситуации в сфере внешнеэкономической деятельности.

               Успех  фирмы  этой   в   сфере   во  многом  зависит   также   и   от  принципов   деятельности менеджеров. В наиболее  преуспевающих фирмах они придерживаются  следующих принципов: 

  • предприимчивость и готовность идти на строго рассчитанный риск;
  • интуитивное восприятие требований рынка;
  • способность больше работать, чем подчиненные;
  • подробное знание своего дела;
  • хорошая мотивация сотрудников;
  • контроль за расходами и прибылью.
 

    5. Изложив кратко факторы влияния на выбор стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы и на претворение в жизнь выбранного варианта, представим процесс выбора стратегии в виде следующей последовательности.

    Этап  1. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы. При этом необходимо:

    1) анализировать ее положение на рынке с теми товарами и услугами, которые она    выпускает в данный момент;

              2) осуществлять анализ деятельности фирмы с позиций потребителя товаров и слуг;

              3) анализировать деятельность фирмы с позиций рынка.

    Этап 2. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения). Предприятию важно определить, каким рынок будет в ближайшем будущем, в каком направлении этот рынок развивается и что ждут потребители от предприятия в будущем. При этом необходимо:

    1. сопоставить положение фирмы с емкостью будущего рынка;
    2. проанализировать колебания конъюнктуры рынка. 
      Этап 3. Анализ возможностей фирмы:
    3. анализ увеличения объема внешнеэкономической деятельности;
    4. анализ переброски фирмы на другие рынки;
    5. анализ деятельности в новой сфере и прекращение деятельности в старой сфере.

        Этап 4. Анализ бюджетно-налоговой политики:

    1. данная политика внутри страны и ее влияние на фирму;
    2. данная политика за рубежом и ее влияние на фирму.

        Этап 5. Влияние тенденций в мировой экономике:

    1. анализ мирового рынка ссудного капитала;
    2. анализ внешнеторговой политики различных стран.

        Этап 6. Разработка долгосрочной стратегии  внешнеэкономической деятельности6

    1. формулировка ее глобальной долгосрочной цели;
    2. декомпозиция глобальной цели на подцели;
    3. формулировка вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности;
    4. сравнение этих вариантов.

               Таким образом, выработка стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы – это процесс сканирования мирового рынка, определение глобальной и локальных целей внешнеэкономической деятельности, выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в большей мере позволит достичь выбранных целей, приведение экспортного потенциала фирмы в соответствие этим целям, выбор предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с целью предотвращения неэффективных международных рыночных трансакций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тестовое  задание.

11. –  А 

12. - А 

13. - Б 

14. - В 

15. - А 

16. - В 

17. - Б 

18. –  А, Б 

19. - А 

20. –  А 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

              1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика  и статистика фирм. М.: Финансы  и статистика, 2000.

              2. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая  деятельность: Учебное пособие. –  М.: Дашков и К, 2004.

              3. Писаная Н.В. Экономическая стратегия предпринимательства: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2008.

              4. Управление внешнеэкономической  деятельностью хозяйствующих субъектов  в России  / под ред. Э.Э. Батизи. – М.: «Инфра-М», 1998.

              5. Хоскинг А. Курс предпринимательства:  Практ. Пособие: Пер. с англ.- М.: Международные отношения, 1993. 

              6. Чечевицина Л.Н. Экономика предприятия. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

  1. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. –СПБ.: Спецлит, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия