Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 22:31, статья
Опыт мирового развития свидетельствует о становлении нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях. Известно, что ее эффективность определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора экономики и социальную сферу. В таких условиях одним из основных факторов, определяющим формирование, использование, развитие и наращивание интеллектуального потенциала экономики России и ее регионов является система высшего профессионального образования, которая также нуждается в модернизации, адекватной требованиям экономики, основанной на знаниях.
Как показывает таблица 5, изменение показателей в 2012 г. по сравнению с 2009 г. в естественных науках следующее:
- на кафедрах возглавляемых мужчинами, численность аспирантов увеличилась на 52%, прирост публикаций составил 11%, патентно-лицензионная деятельность сократилась на 49%, количество выигранных грантов сократилось на 19%, доходы вуза от выигранных грантов увеличились на 5%.
Итак, результаты нашего анализа не выявили существенных различий в изменении показателей научно-исследовательской деятельности кафедр ПГНИУ в зависимости от пола руководителя5. Следовательно, воспроизводство вертикальной гендерной сегрегации в современных ВУЗах сокращает возможности эффективного управления его научным потенциалом, следовательно, не является объективно обоснованным. Не случайно, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения мнения о различиях в умственных возможностях, способности к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности. В общем виде они представлены в таблице 6 [15].
Таблица 6
Гендерные отличия в управленческой деятельности
Характеристики |
Женщины |
Мужчины |
Способ преодоления препятствий |
хитрость, ловкость |
интеллект, сила |
Ориентированность на проблемы |
текущая |
перспективная |
Потребность в эмоциональных стимулах |
повышенная |
пониженная |
Преобладающий тип мышления |
наглядно- действенный |
словесно-логический |
Объект внимания |
форма |
содержание |
Наблюдательность и точность |
повышенные |
пониженные |
Ориентированность |
личная |
деловая |
Отношение к другим |
гибкое |
прямолинейное |
Основа решений |
чувственность |
рассудочность |
Характер |
открытый |
замкнутый |
Отношение к внешнему миру |
идеализированное |
реалистичное |
Поведение |
эмоциональное |
сдержанное |
Реакция на критику |
спокойная |
агрессивная |
Действие словесного поощрения |
возбуждающее |
расслабляющее |
В целом, приходится констатировать, что воспроизводство гендерных стереотипов в условиях современной экономики будет сокращать не только возможности эффективного управления научным потенциалом современного ВУЗа, а значит негативно влиять на его конкурентные преимущества, но и, как следствие, будет отражаться на эффективности управления научным потенциалом и уровне конкурентособности других уровней экономической иерархии (экономики нашего региона и экономики России в целом) [См. об этом подробнее 16]. Последнее определяет одну из возможных траекторий ускорения перехода экономики России к экономике, основанной на знаниях.
Примечания
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 Напомним, что данная категория устанавливается Правительством РФ на 10 -летний период.
3 Научный потенциал вуза, на наш взгляд, – это совокупность научных знаний, результатов научно-технической деятельности, итогов научных исследований, полученных на разных стадиях научно-технического цикла, различных инноваций и высокотехнологичного производственного комплекса, неиспользуемые резервы новой техники и технологий, все разновидности интеллектуальной собственности.
4 Критерии оценки научного потенциала ВУЗа были представлены в таблице 1.
5 Выяснение причин разнонаправленности динамики некоторых показателей по кафедрам, возглавляемыми как руководителями женщинами, так и руководителями мужчинами, требует дополнительных исследований.