Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом региона (на примере ПГНИУ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 22:31, статья

Краткое описание

Опыт мирового развития свидетельствует о становлении нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях. Известно, что ее эффективность определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора экономики и социальную сферу. В таких условиях одним из основных факторов, определяющим формирование, использование, развитие и наращивание интеллектуального потенциала экономики России и ее регионов является система высшего профессионального образования, которая также нуждается в модернизации, адекватной требованиям экономики, основанной на знаниях.

Вложенные файлы: 1 файл

Базуева, Максименко, Кузьминых (Ставрополь) итог.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом региона (на примере ПГНИУ1)

 

Е.В. Базуева, И.И. Максименко, А.И. Кузьминых

 

Опыт мирового развития свидетельствует о становлении нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях.  Известно, что ее эффективность определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора экономики и социальную сферу. В таких условиях одним из основных факторов, определяющим формирование, использование, развитие и наращивание интеллектуального потенциала экономики России и ее регионов является система высшего профессионального образования, которая также нуждается в модернизации, адекватной требованиям экономики, основанной на знаниях. Неслучайно, одной из основных задач государственной политики РФ в сфере образования стало создание и развитие такой организационно-функциональной модели вуза, которая позволяла бы управлять процессом адаптации образования и науки к условиям формирования рыночных отношений [1]. В этой связи в России федеральные университеты  по результатам конкурсного отбора программ развития, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий [2] стали преобразовываться в  «национальные исследовательские университеты» 2. Напомним, что такие Вузы в области научно-инновационной деятельности должны:

- осуществлять фундаментальные  и прикладные научные исследования  по приоритетным направлениям  науки и техники;

- развивать научные школы, иметь  советы по защите диссертаций  на соискание ученых степеней, иметь целенаправленную систему  воспитания и поддержки талантливой молодежи и ротации кадров, обеспечивающую приток новых сил и идей в науку;

- проводить исследования по  важнейшим направлениям развития  экономики региона, принимать активное  участие в разработке их стратегии  и экономической политики;

- организовывать маркетинг научно-исследовательских  работ;

- усилить участие молодых ученых  в конкурсах грантов для молодых  кандидатов и докторов наук.

Фактически указанные направления деятельности национальных исследовательских университетов определяют уровень их научного потенциала3.  Для его оценки Министерство образования и науки  РФ   разработало спектр различных показателей [См. подробнее в: 3], ключевые из них  систематизированы нами в таблице 1.

Таблица 1

Система показателей, характеризующих научный потенциал вуза

№ пп

Показатель

Ед. изм.

Научно-исследовательская деятельность

1

Численность аспирантов, докторантов, соискателей

Чел

2

Публикации

Ед

3

Патентно-лицензионная деятельность

Ед

4

Число выигранных российских грантов

Ед

5

Число выигранных зарубежных грантов

Ед

Экономическая деятельность

1

Доходы вуза от  выигранных российских грантов

Тыс. руб

2

Доходы вуза от  выигранных зарубежных грантов

Тыс. руб


 

Далее. Напомним, что с точки зрения достигнутого гендерного равенства система образования традиционно считается одной из самых  сбалансированных сфер деятельности. Однако, как показывают данные  таблицы 2 [Составлено нами по: 4, с. 94; 5, с. 93; 6, с. 102], и для данной отрасли характерна вертикальная гендерная сегрегация, когда женщины представлены на низших (преподаватели, ассистенты, старшие преподаватели, доценты), а мужчины на высших уровнях должностной иерархии (профессора, заведующие кафедр, деканы факультетов, проректоры, директора филиалов, ректоры). 

Таблица 2

Распределение мужчин и женщин по уровням должностной иерархии в системе высшего образования в России за 2007-2012 уч.гг.

Должности

2007/2008

2009/2010

2011/2012

мужчины

женщины

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Численность работников, всего, тыс. чел.

156,0

184,4

153,5

189,2

313,0

513,3

Численность работников, всего, %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Ректоры

92,0

8,0

91,0

9,0

89,0

11,0

Проректоры, директора филиалов

74,0

26,0

71,0

29,0

70,0

30,0

Деканы факультетов

64,0

36,0

63,0

37,0

61,0

39,0

Заведующие кафедрами

65,0

35,0

63,0

37,0

61,0

39,0

Профессора

74,0

26,0

72,0

28,0

70,0

30,0

Доценты

48,0

52,0

46,0

54,0

44,0

56,0

Старшие преподаватели

30,0

70,0

29,0

71,0

29,0

71,0

Преподаватели, ассистенты

31,0

69,0

32,0

68,0

33,0

57,0


 

Как показывают данные таблицы 3, ПГНИУ не является исключением из вышеобозначенной негативной тенденции. Для нашего Вуза также характерна вертикальная гендерная сегрегация.

Таблица 3

Распределение мужчин и женщин по уровням должностной иерархии в ПГНИУ за 2009-2012 уч. гг. [Составлено нами по: 7, 8, 9, 10]

Должности

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

Численность работников, чел, всего

516

668

602

641

583

648

611

633

Ректор

1

0

1

0

1

0

1

0

Проректоры

3

1

3

1

4

1

4

1

Деканы факультетов

12

0

12

0

12

0

12

0

Заведующие кафедрами

52

28

52

30

51

31

40

31

Профессора

81

90

86

94

90

98

94

100

Доценты

90

107

101

137

126

173

153

201

Старшие преподаватели

178

227

206

195

171

170

160

112

Преподаватели, ассистенты

168

244

209

215

196

207

204

220


 

Попытаемся далее определить, объективность перманентного воспроизводства вертикальной гендерной сегрегации на примере высшего профессионального образования.  С этой целью определим эффективность управления научным потенциалом4 на примере подразделений (кафедр) одного из национальных исследовательских университетов России — ПГНИУ. При этом, зная о неравномерности представленности мужчин и женщин в естественно-научных и гуманитарных отраслях научного знания, в целях объективизации результатов исследования осуществим многомерную группировку показателей научно-исследовательской деятельности кафедр ВУЗа: 1)  в зависимости от пола руководителя структурным подразделением; 2) по направлениям подготовки.(см. Табл. 4, 5) [Составлено по: 11, 12, 13, 14].

Таблица 4

Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом ПГНИУ по гуманитарным наукам

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

Научно-исследовательская деятельность

1

Численность аспирантов, докторантов, соискателей

111

139

166

162

157

199

185

158

2

Публикации

909

1543

1149

2189

918

1985

1138

1801

3

Патентно-лицензионная деятельность

0

2

6

5

0

4

2

3

4

Число выигранных грантов

31

36

31

41

28

41

37

26

Экономическая деятельность

1

Доходы вуза от  выигранных грантов

7256

9438

7976

10215

8936

10844

12477

10566


 

Как показывает таблица 4, изменение показателей в 2012 г. по сравнению с 2009 г. в гуманитарных науках следующее:

- на кафедрах  возглавляемых мужчинами, численность аспирантов увеличилась на 67%, прирост публикаций составил 25%, патентно-лицензионная деятельность увеличилась в 2 раза, количество выигранных грантов увеличилось на 19%, доходы вуза от выигранных грантов увеличились на 72%.

  • на кафедрах, возглавляемых женщинами, численность аспирантов увеличилась на 14 %, прирост публикаций составил 17%, патентно-лицензионная деятельность увеличилась на 50%, количество выигранных грантов сократилось на 28%, но доходы вуза от  выигранных грантов увеличились на 12%.

 

 

Таблица 5

Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом ПГНИУ по естественным наукам

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

муж-чины

жен-щины

Научно-исследовательская деятельность

1

Численность аспирантов, докторантов, соискателей

168

38

208

54

225

65

255

65

2

Публикации

2020

529

2682

766

2102

805

2234

745

3

Патентно-лицензионная деятельность

64

7

76

17

47

19

33

12

4

Число выигранных грантов

116

37

153

43

127

32

94

31

Экономическая деятельность

1

Доходы вуза от выигранных грантов

81076

15963

103764

11835

148020

14374

85445

11786

Информация о работе Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом региона (на примере ПГНИУ)