Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 22:31, статья
Опыт мирового развития свидетельствует о становлении нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях. Известно, что ее эффективность определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора экономики и социальную сферу. В таких условиях одним из основных факторов, определяющим формирование, использование, развитие и наращивание интеллектуального потенциала экономики России и ее регионов является система высшего профессионального образования, которая также нуждается в модернизации, адекватной требованиям экономики, основанной на знаниях.
Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом региона (на примере ПГНИУ1)
Е.В. Базуева, И.И. Максименко, А.И. Кузьминых
Опыт мирового развития свидетельствует о становлении нового типа экономики – экономики, основанной на знаниях. Известно, что ее эффективность определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные сектора экономики и социальную сферу. В таких условиях одним из основных факторов, определяющим формирование, использование, развитие и наращивание интеллектуального потенциала экономики России и ее регионов является система высшего профессионального образования, которая также нуждается в модернизации, адекватной требованиям экономики, основанной на знаниях. Неслучайно, одной из основных задач государственной политики РФ в сфере образования стало создание и развитие такой организационно-функциональной модели вуза, которая позволяла бы управлять процессом адаптации образования и науки к условиям формирования рыночных отношений [1]. В этой связи в России федеральные университеты по результатам конкурсного отбора программ развития, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий [2] стали преобразовываться в «национальные исследовательские университеты» 2. Напомним, что такие Вузы в области научно-инновационной деятельности должны:
- осуществлять фундаментальные
и прикладные научные
- развивать научные школы, иметь
советы по защите диссертаций
на соискание ученых степеней,
иметь целенаправленную
- проводить исследования по
важнейшим направлениям
- организовывать маркетинг
- усилить участие молодых
Фактически указанные направления деятельности национальных исследовательских университетов определяют уровень их научного потенциала3. Для его оценки Министерство образования и науки РФ разработало спектр различных показателей [См. подробнее в: 3], ключевые из них систематизированы нами в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей, характеризующих научный потенциал вуза
№ пп |
Показатель |
Ед. изм. |
Научно-исследовательская деятельность | ||
1 |
Численность аспирантов, докторантов, соискателей |
Чел |
2 |
Публикации |
Ед |
3 |
Патентно-лицензионная деятельность |
Ед |
4 |
Число выигранных российских грантов |
Ед |
5 |
Число выигранных зарубежных грантов |
Ед |
Экономическая деятельность | ||
1 |
Доходы вуза от выигранных российских грантов |
Тыс. руб |
2 |
Доходы вуза от выигранных зарубежных грантов |
Тыс. руб |
Далее. Напомним, что с точки зрения достигнутого гендерного равенства система образования традиционно считается одной из самых сбалансированных сфер деятельности. Однако, как показывают данные таблицы 2 [Составлено нами по: 4, с. 94; 5, с. 93; 6, с. 102], и для данной отрасли характерна вертикальная гендерная сегрегация, когда женщины представлены на низших (преподаватели, ассистенты, старшие преподаватели, доценты), а мужчины на высших уровнях должностной иерархии (профессора, заведующие кафедр, деканы факультетов, проректоры, директора филиалов, ректоры).
Таблица 2
Распределение мужчин и женщин по уровням должностной иерархии в системе высшего образования в России за 2007-2012 уч.гг.
Должности |
2007/2008 |
2009/2010 |
2011/2012 | |||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины | |
Численность работников, всего, тыс. чел. |
156,0 |
184,4 |
153,5 |
189,2 |
313,0 |
513,3 |
Численность работников, всего, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Ректоры |
92,0 |
8,0 |
91,0 |
9,0 |
89,0 |
11,0 |
Проректоры, директора филиалов |
74,0 |
26,0 |
71,0 |
29,0 |
70,0 |
30,0 |
Деканы факультетов |
64,0 |
36,0 |
63,0 |
37,0 |
61,0 |
39,0 |
Заведующие кафедрами |
65,0 |
35,0 |
63,0 |
37,0 |
61,0 |
39,0 |
Профессора |
74,0 |
26,0 |
72,0 |
28,0 |
70,0 |
30,0 |
Доценты |
48,0 |
52,0 |
46,0 |
54,0 |
44,0 |
56,0 |
Старшие преподаватели |
30,0 |
70,0 |
29,0 |
71,0 |
29,0 |
71,0 |
Преподаватели, ассистенты |
31,0 |
69,0 |
32,0 |
68,0 |
33,0 |
57,0 |
Как показывают данные таблицы 3, ПГНИУ не является исключением из вышеобозначенной негативной тенденции. Для нашего Вуза также характерна вертикальная гендерная сегрегация.
Таблица 3
Распределение мужчин и женщин по уровням должностной иерархии в ПГНИУ за 2009-2012 уч. гг. [Составлено нами по: 7, 8, 9, 10]
Должности |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины | |
Численность работников, чел, всего |
516 |
668 |
602 |
641 |
583 |
648 |
611 |
633 |
Ректор |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Проректоры |
3 |
1 |
3 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
Деканы факультетов |
12 |
0 |
12 |
0 |
12 |
0 |
12 |
0 |
Заведующие кафедрами |
52 |
28 |
52 |
30 |
51 |
31 |
40 |
31 |
Профессора |
81 |
90 |
86 |
94 |
90 |
98 |
94 |
100 |
Доценты |
90 |
107 |
101 |
137 |
126 |
173 |
153 |
201 |
Старшие преподаватели |
178 |
227 |
206 |
195 |
171 |
170 |
160 |
112 |
Преподаватели, ассистенты |
168 |
244 |
209 |
215 |
196 |
207 |
204 |
220 |
Попытаемся далее определить, объективность перманентного воспроизводства вертикальной гендерной сегрегации на примере высшего профессионального образования. С этой целью определим эффективность управления научным потенциалом4 на примере подразделений (кафедр) одного из национальных исследовательских университетов России — ПГНИУ. При этом, зная о неравномерности представленности мужчин и женщин в естественно-научных и гуманитарных отраслях научного знания, в целях объективизации результатов исследования осуществим многомерную группировку показателей научно-исследовательской деятельности кафедр ВУЗа: 1) в зависимости от пола руководителя структурным подразделением; 2) по направлениям подготовки.(см. Табл. 4, 5) [Составлено по: 11, 12, 13, 14].
Таблица 4
Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом ПГНИУ по гуманитарным наукам
№ |
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины | ||
Научно-исследовательская деятельность | |||||||||
1 |
Численность аспирантов, докторантов, соискателей |
111 |
139 |
166 |
162 |
157 |
199 |
185 |
158 |
2 |
Публикации |
909 |
1543 |
1149 |
2189 |
918 |
1985 |
1138 |
1801 |
3 |
Патентно-лицензионная деятельность |
0 |
2 |
6 |
5 |
0 |
4 |
2 |
3 |
4 |
Число выигранных грантов |
31 |
36 |
31 |
41 |
28 |
41 |
37 |
26 |
Экономическая деятельность | |||||||||
1 |
Доходы вуза от выигранных грантов |
7256 |
9438 |
7976 |
10215 |
8936 |
10844 |
12477 |
10566 |
Как показывает таблица 4, изменение показателей в 2012 г. по сравнению с 2009 г. в гуманитарных науках следующее:
- на кафедрах возглавляемых мужчинами, численность аспирантов увеличилась на 67%, прирост публикаций составил 25%, патентно-лицензионная деятельность увеличилась в 2 раза, количество выигранных грантов увеличилось на 19%, доходы вуза от выигранных грантов увеличились на 72%.
Таблица 5
Гендерный анализ эффективности управления научным потенциалом ПГНИУ по естественным наукам
№ |
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины |
муж-чины |
жен-щины | ||
Научно-исследовательская деятельность | |||||||||
1 |
Численность аспирантов, докторантов, соискателей |
168 |
38 |
208 |
54 |
225 |
65 |
255 |
65 |
2 |
Публикации |
2020 |
529 |
2682 |
766 |
2102 |
805 |
2234 |
745 |
3 |
Патентно-лицензионная деятельность |
64 |
7 |
76 |
17 |
47 |
19 |
33 |
12 |
4 |
Число выигранных грантов |
116 |
37 |
153 |
43 |
127 |
32 |
94 |
31 |
Экономическая деятельность | |||||||||
1 |
Доходы вуза от выигранных грантов |
81076 |
15963 |
103764 |
11835 |
148020 |
14374 |
85445 |
11786 |