Государственное унитарное предприятие как форма организации деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
рассмотреть сущность и виды государственных унитарных предприятий, а также методы управления ими;
изучить характеристики государственных предприятий в Республике Беларусь и проанализировать особенности функционирования государственных предприятий
разработать предложения по совершенствованию управления государственными предприятиями в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и виды государственных унитарных предприятий
1.2 Управление государственными унитарными предприятиями
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Нормативно-правовое регулирование деятельности государственных предприятий
2.2 Анализ особенностей функционирования государственных унитарных предприятий и управления ими…
Глава 3 Предложения по совершенствованию управления государственными УНИТАРНЫМИ предприятиями в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное унитарное предприятие.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность деятельности государственного унитарного предприятия.

Для того чтобы управлять  эффективностью, необходимо четко определить, что такое эффективность именно государственного унитарного предприятия, а также уметь измерять значение эффективности функционирования. Для измерения эффективности функционирования можно применять ресурсный показатель – общую рентабельность предприятия – рассчитываемый по формуле:

,

где     Э – эффективность функционирования предприятия;

П – чистая прибыль предприятия;

ВА – валовые активы предприятия.

Сравнивая полученное расчетное  значение с плановым, можно сделать  вывод о том, насколько предприятие  отклонилось от плановых показателей  в ту или иную сторону.

Диспетчирование деятельности государственного унитарного предприятия.

Для повышения эффективности  необходимо четко определить приоритеты управления, то есть разделить решаемые задачи на первоочередные и второстепенные. Следовательно, в процессе управления возникает структура решаемых задач (рисунок 1.1), с помощью которой управляющая команда может своевременно и полно проводить весь цикл управляющих мероприятий.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 - Структура решаемых задач


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Процесс диспетчирования  деятельности предприятия

 

Исполнение первоочередных задач возлагается на службу диспетчеров, в компетенцию которых входит регулирование товарных и финансовых потоков по объемам и времени. Основанием для регулирования служит организационный план производства, в котором рассчитаны контрольные объемы и даты проведения операций между предприятиями.

Процесс диспетчирования (рисунок 1.2) представляет собой двухполюсную систему с обратной связью. Обратная связь необходима для получения полной и своевременной информации в обоих направлениях. Таким образом, процесс диспетчирования сопровождает весь цикл управления эффективностью и его этапы повторяются многократно в ходе функционирования государственного унитарного предприятия.

Контроль за деятельностью государственного унитарного предприятия.

Контроль деятельности государственного унитарного предприятия – это неотъемлемый этап процесса управления, который состоит из нескольких последовательных шагов (рисунок 1.3.), включающих анализ финансовой отчетности и факторный анализ предприятия[].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.3 - Схема контроля деятельности государственного унитарного предприятия

Итак, в результате осуществления цикла управления эффективностью государственного унитарного предприятия можно существенно повысить прозрачность его деятельности, и, как следствие, увеличить собираемость налогов, отчисления от прибыли и снизить социальную напряженность на самом предприятии.

 

ГЛАВА 2

Характеристика государственных УНИТАРНЫХ предприятий в Республике Беларусь

2.1 Нормативно-правовое  регулирование деятельности государственных унитарных предприятий

Порядок образования государственных унитарных предприятий.

Для создания унитарного предприятия необходима инициатива и воля его учредителей. Унитарные предприятия являются особой разновидностью коммерческих организаций. Специфика данных субъектов хозяйствования гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной (коммунальной) собственности или в собственности лица и принадлежит только предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такая особенность определяет присущий только унитарным предприятиям способ образования - распорядительный порядок образования.

Распорядительный порядок  характеризуется тем, что юридическое  лицо возникает (создается) на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа.

Для распорядительного  способа образования юридического лица характерны следующие стадии:

1. Обоснование необходимости  образования нового юридического  лица и издание нормативного  правового акта компетентным органом государства.

Например, компетентные органы государства приходят к решению, что на территории Республики Беларусь создание какого-то конкретного предприятия  будет способствовать оздоровлению экономики. На основании решения  издается нормативный акт, регламентирующий образование данного предприятия.

2. Организационная работа. На этой стадии происходит  выделение средств, открытие счетов  для финансирования работ, подборка  кадров, изготовление проектно-сметной  документации.

Руководитель будущего унитарного предприятия назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

3. Подготовка и утверждение устава, разработка учредительных документов, в которых должны быть отражены  специфика и характер деятельности  юридического лица [1, с. 412].

Учредительные документы  государственных унитарных предприятий.

Согласно ст.48 Гражданского кодекса  республики Беларусь юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Учредительные документы унитарного предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, является его  устав, утверждаемый учредителем унитарного предприятия.

Согласно п.2 ст.115 Гражданского кодекса  Республики Беларусь устав государственного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. В фирменном наименовании государственного предприятия должно быть указано, что предприятие является государственным.

Устав разрабатывается и утверждается его учредителями.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь и п. 29 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в уставе унитарного предприятия должны быть указаны наименование предприятия, подчиненность предприятия, внутренняя структура, система органов и их компетенция, место нахождения. Так же в уставе унитарного предприятия обязательно должны быть сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Размер уставного фонда унитарного предприятия определяется его учредителям, но он не может быть менее суммы, определенной законодательством об унитарных предприятиях. Минимальный  размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установлен в размере 800 евро, а для казенных - 400 евро. Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы представляются в регистрирующие органы.

Уставный фонд унитарного предприятия  является гарантией для кредиторов в выполнении предприятием своих  обязательств. Поэтому в случае принятия учредителем унитарного предприятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В таких случаях кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Прекращение деятельности унитарных предприятий

Унитарное предприятие может быть реорганизовано и ликвидировано  в порядке установленном законодательством.

Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) - это преобразование юридического лица без прекращения его деятельности в соответствии с действующим законодательством.

При реорганизации юридического лица должно соблюдаться правопреемства.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена:

1. Путем разделения (выделения)  предприятия с тем, чтобы имущество  предприятий, образованных в результате  реорганизации, не находилось  в собственности двух или более  лиц.

В случае разделения юридического лица к вновь созданным в результате этого разделения юридического лица переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица. Иными словами, разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и на его месте возникает два новых юридических лица.

При выделении из юридического лица одного или нескольких лиц к каждому  из них переходят по разделительному  балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности  реорганизованного юридического лица.

Законодательством предусмотрено, что  реорганизация унитарного предприятия  может быть осуществлена по решению  уполномоченных государственных органов, в том числе при этом четко  определены случаи порядка осуществления  реорганизации юридического лица по решению суда.

Например, в п. 2 ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь сказано, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридического лица. Утверждение судом указанных документов является основанием для регистрации вновь возникающих юридических лиц.

2. Путем преобразования в хозяйственное  товарищество или общество в  порядке, установленном законодательством  и соглашением сторон.

При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все  имущественные права и обязанности прежнего юридического лица в соответствии с передаточным актом. В данном случае происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица.

Передаточный акт и  разделительный баланс должны содержать  данные о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и предоставляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц.

Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования может осуществляться только с согласия уполномоченных государственных органов.

3. Путем выплаты соответствующей  компенсации одним из сособственников  имущества другим сособственникам  их доли в общей собственности.

Унитарное предприятие  считается реорганизованным с момента  государственной регистрации вновь  возникших предприятий.

Так же надо отметить что, если реорганизация или переход  имущества в собственность одного лица будет противоречить законодательству либо окажется невозможным по другим причинам, унитарное предприятие подлежит ликвидации.

Ликвидация - это полное прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация унитарных предприятий может быть добровольной и принудительной.

В добровольном порядке  юридическое лицо ликвидируется  по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами, а  также по истечении срока и достижения тех целей, ради которых юридическое лицо было создано.

В принудительном порядке  юридическое лицо ликвидируется  по решению хозяйственного суда в  случаях:

    • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
    • осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    • систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица;
    • при признании юридического лица несостоятельным (банкротом). Согласно п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь положение о ликвидации юридического лица вследствие экономической несостоятельности (банкротства) не распространяется на учреждения и казенные предприятия [8].

Информация о работе Государственное унитарное предприятие как форма организации деятельности