Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 22:11, реферат
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия - минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.
Государственные
и муниципальные унитарные
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Уставный фонд государственного или муниципального предприятия - минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
Унитарные предприятия
представляют собой организационно-правовую
форму, посредством которой
От иных коммерческих
организаций унитарные
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками.
В Российской
Федерации создаются и
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее - государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее - казенное предприятие).
Правоспособность
унитарных предприятий в
Данное положение
нашло отражение и в судебно-
Необходимо
также учитывать, что действующее
законодательство ограничивает деятельность
унитарных предприятий в
На начальном
этапе проведения рыночных преобразований
в России возобладала точка зрения
о необходимости прекращения
создания новых федеральных
Однако дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации, практика формирования законодательной основы рыночной экономики свидетельствуют об ошибочности указанной выше позиции. Законодатель направил усилия на создание механизма управления унитарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной деятельности, а также отдачи от имущества, переданного унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.
Если до середины
90-х гг. можно было говорить об отсутствии
адекватной нормативной правовой базы
деятельности унитарных предприятий,
то в настоящее время такая
база в значительной мере создана
и служит хорошей основой для
развития государственного сектора
экономики*(262), подтверждением чего является
принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный
закон "О государственных и
муниципальных унитарных
Государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской эпохи.
Среди видов
предпринимательской
В 1913 г. казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями и складами) занимали 2,7% в общей сумме доходов госбюджета. Среди этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн руб. на долю горных заводов приходилось 17 млн руб. (свыше 75%). Государство стремилось перевести их на "коммерческие основания". Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости "назначать" до 15% на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на премирование администрации*(264).
Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие", или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.
Унитарные предприятия
могут быть участниками (членами) коммерческих
организаций, а также некоммерческих
организаций, в которых в соответствии
с федеральным законом
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности имущества последних.
Закон о государственных
и муниципальных предприятиях (ст.8)
устанавливает примерный
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
необходимости
осуществления деятельности в целях
решения социальных задач (в том
числе реализации определенных товаров
и услуг по минимальным ценам),
а также организации и
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
необходимости
осуществления научной и
необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей ее безопасность;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
если преобладающая
или значительная часть производимой
продукции, выполняемых работ, оказываемых
услуг предназначена для
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
необходимости
осуществления деятельности по производству
товаров, выполнению работ, оказанию услуг,
реализуемых по установленным государством
ценам в целях решения
необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
необходимости
осуществления отдельных
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных предприятий является примерным.
Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.
Решение об учреждении
государственного предприятия субъекта
Российской Федерации или муниципального
предприятия принимается
Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления, которым в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.
Устав унитарного
предприятия является его единственным
учредительным документом. В Законе
о государственных и
Устав государственного
или муниципального предприятия
кроме сведений, указанных в п.3
ст.9, должен содержать сведения о
размере уставного фонда
Устав казенного предприятия должен, кроме того, содержать сведения о порядке распределения и использования доходов предприятия.
Государственная
регистрация унитарных
Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия