Диагностика финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом причин. Во-первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка. Во-вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1. Понятие банкротства предприятия....................................................................4
2. Признаки банкротства.........................................................................................6
3. Причины банкротства.......................................................................................10
4. Реакция предприятия на кризисное состояние...............................................12
5. Подбор стратегии предотвращения банкротства...........................................18
6. Диагностика финансового состояния предприятия.......................................26
6.1 Краткая характеристика предприятия...........................................................27
6.2 Расчёт финансовых коэффициентов..............................................................27
6.3 Анализ финансовой устойчивости.................................................................29
6.4 Анализ платежеспособности и ликвидности................................................30
6.5 Анализ расчетных коэффициентов и рекомендации по стабилизации финансового положения предприятия................................................................32
Выводы...................................................................................................................34
Перечень используемой литературы...................................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

мой реферат.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение...................................................................................................................2

1. Понятие банкротства предприятия....................................................................4

2. Признаки банкротства.........................................................................................6

3. Причины банкротства.......................................................................................10

4. Реакция предприятия на кризисное  состояние...............................................12

5. Подбор стратегии предотвращения  банкротства...........................................18

6. Диагностика финансового состояния  предприятия.......................................26

6.1 Краткая характеристика предприятия...........................................................27

6.2 Расчёт финансовых коэффициентов..............................................................27

6.3 Анализ финансовой устойчивости.................................................................29

6.4 Анализ платежеспособности и  ликвидности................................................30

6.5 Анализ расчетных коэффициентов  и рекомендации по стабилизации  финансового положения предприятия................................................................32

Выводы...................................................................................................................34

Перечень используемой литературы...................................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских  структур, гарантируя одновременно экономические  интересы кредиторов, а также государства  как общего регулятора рынка.

В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось  по двум принципиально различным  направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая  рассматривала банкротство как  способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал.

В любой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов  механизма правового регулирования  рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Существующая до 1999 г. нормативно-правовая база (опирающаяся  в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в Украине занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена  рядом причин. Во-первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка. Во-вторых, с проблемой банкротства предприятий юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое  прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в  римском праве. Поскольку у древних  отсутствовали развитые хозяйственные  и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: “...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”. В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.

В Украине истоки зарождения института несостоятельности можно  найти в “Русской Правде”. Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда  у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служила продажа должника на “торгу”, но при условии, что несостоятельность должника возникла вследствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.

Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности  содержится только в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически  повторяет то, что было заложено в “Русской правде”.

Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности  стал ХVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.

Устав, состоящий из двух частей: “Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями” и “Для дворян и чиновников”, выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав».

Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.

После революции понятие  несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать  иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 года. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

1. Понятие банкротства  предприятия

С момента возникновения  частной собственности, существующие законы никогда не были милосердны к несостоятельным должникам. В  древние и феодальные времена, например, длительное время в качестве гаранта обеспечения возвратности долга было нс имущество, а сам должник: его жизнь, личная свобода и неприкосновенность. Так, в Римском праве еще в 12 столетии было записано, что кредиторы, не получившие удовлетворение своих претензий, имеют право разрубить должника на части.

Постепенно в гражданском  и торговом законодательстве большинства  стран были введены нормы, которые  направлены не на телесные покарания  банкрота, а на взыскание его имущества  с целью удовлетворения исков и претензии кредиторов. Эти вопросы регулируются, как правило, специальным законом о банкротстве.

Закон "О банкротстве" должен выполнять три основные функции:

1. Служить в качестве  механизма предотвращения непродуктивного  использования активов предприятий.

2. Быть инструментом  реабилитации предприятий, которые  оказались на грани банкротства,  однако имеют существенные резервы  для успешной финансово-хозяйственной  деятельности в будущем. Как  правило, такая реабилитация предусматривает  финансовую реорганизацию.

3. Способствовать полной  оплате долгов кредиторам.

В переходный к рыночной экономике период положения Закона "О банкротстве" относительно государственных предприятий должны быть несколько лояльными, чтобы  предотвратить в данном периоде  большую волну банкротств. Распространить лояльный подход на частный сектор (приватизированные предприятия) не представляется целесообразным, поскольку в этом кроется определенная опасность. Если частные предприниматели не будут в полной мере ограничены действием закона о банкротстве, то может существенно пострадать финансовая дисциплина (рассчетно-платежная дисциплина), а это, в свою очередь, снизит доверие к частному предпринимательству и снизит темпы его развития.

Согласно статьи 1 Закона Украины "О банкротстве", под банкротством понимается связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме неспособность юридического лица - субъекта предпринимательской деятельности - удовлетворить в установленный срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

В законодательной и  финансово-экономической практике различают такие виды банкротства  предприятий:

· Реальное банкротство, которое характеризует полную несостоятельность  предприятия обновить в ближайший  период свою финансовую стабильность через потерю капитала, то есть юридическое банкротство;

· Техническое банкротство - это несостоятельность предприятий, которая возникла в результате существенной просрочки его дебиторской задолженности. При этом сумма активов значительно превышает финансовые обязательства предприятия, а размер дебиторской задолженности превышает кредиторский. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении, как правило, не приводит к юридическому банкротству предприятия;

· Преднамеренное банкротство - это несостоятельность предприятия, которая создана искусственно его руководством или владельцем;

· Фиктивное банкротство - характеризуется неправдивым оглашением предприятия о своём банкротстве  с целью получения отсрочки по выполнению своих кредитных обязательств.

Закон Украины «О банкротстве» принят ещё 14 мая 1992 года. Этот нормативный  акт был подготовлен в условиях отсутствия реального практического  опыта и в основном по заграничным  аналогам. Поэтому много процедур не были обеспечены механизмом их практической реализации. Как следствие в 1993 году судовых процессов по делам про банкротство практически не было.

В конце августа Леонидом Кучмой был подписан фактически новый  закон о банкротстве, хотя документ и назывался "О внесении изменений к Закону Украины "О банкротстве". Он вступил в силу с 31 августа, согласно информации "Интерфакс-Украина" Объем "изменений" 50 страниц значительно превышает объем расплывчатых понятий, изложенных на 5 страницах существовавшего с 1992г Закона, в 8 раз.

Прогнозировать появление обновленного Закона было несложно: этого требовали не только правила существования рынка, которые без отработанной процедуры банкротства просто не действуют, но и устоявшееся развитие Украины по "российскому сценарию". По данным статистики, только на конец прошлого полугодия размер кредиторской задолженности украинских предприятий составлял 207,1 млрд. грн, а дебиторский достиг 155,8 млрд. гривен. С начала года кредиторская задолженность увеличилась на 34,9%, дебиторская - на 44,4%.Так что был бы "повод, а потенциальный банкрот найдется, тем более, что и процесс приватизации подходит к концу, что не только позволит снять запреты на про ведение процедуры банкротства, но и создаст новую ситуацию в борьбе за собственность, что до сих пор, из-за несовершенства законодательной базы, было проблематичным.

Предусмотрена финансовая помощь государственным предприятиям. Однако, общий объем этой помощи должен предусматриваться в бюджете. Обязательным также есть списание налоговыми и другими государственными органами части задолженности в случае, если это предусмотрено мировым соглашением.

Впервые вводится и понятие  моратория на удовлетворение требований кредиторов. В новом документе, в  отличие от предыдущего, детально описан не только процесс рассмотрения дел о банкротстве, но и все четыре судебные процедуры, которые применяются к должнику: распоряжение имуществом должника, мировое соглашение, санация (обновление платежеспособности) должника, ликвидация банкрота.

Отдельный раздел посвящен особенностям банкротства специальных категорий субъектов предпринимательской деятельности, в том числе, предприятий, которые создают места и особенно опасных объектов (с возможностью продления срока санации до 10 лет): сельскохозяйственных производителей, страховиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, обычных предпринимателей.

2. Признаки  банкротства

Ранними признаками банкротства  являются:

а) задержки с представлением отчетности, которые могут свидетельствовать  о плохой работе финансовых служб  предприятия;

б) резкие изменения в  структуре баланса и отчета о  финансовых результатах, особенно:

Информация о работе Диагностика финансового состояния предприятия