Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время специалисты выделяют несколько типов экономики: традиционный, командно-административный, рыночный и смешанный. Традиционный тип характеризуется ручным производством и натуральным хозяйством. Каждое государство проходит через эту стадию хозяйственного развития. Командно-административная или плановая экономика отличается монополией государства на принятие различных решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Рыночная система…………………………………………..6
1.1. Сущность рынка…………………………………………………..6
1.2. Функции рынка…………................................................8
1.3. Структура, виды, сегментация рынка……………………….10
Глава 2. Достоинства и недостатки рыночной экономики……13
2.1. Достоинства рыночной экономики…………………………..13
2.2. Недостатки рыночной экономики……………………………15
Глава 3. Рыночная экономика России…………………………….19
Заключение…………………………………………………………….25
Приложения……………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономике.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый  университет)

 

Кафедра «Микроэкономика»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

на тему:

 

 

«Достоинства и недостатки рыночной экономики»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 

студент группы ФК1-4 Нгуен  В.Х.

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент     

Тарасенко С.В.     

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………3

 

Глава 1. Рыночная система…………………………………………..6

1.1. Сущность рынка…………………………………………………..6

1.2. Функции рынка…………................................................8

1.3. Структура,  виды, сегментация рынка……………………….10

 

Глава 2. Достоинства и недостатки рыночной экономики……13

2.1. Достоинства рыночной экономики…………………………..13

2.2. Недостатки  рыночной экономики……………………………15

 

Глава 3. Рыночная экономика России…………………………….19

 

Заключение…………………………………………………………….25

 

Приложения……………………………………………………………26

 

Список литературы…………………………………………………..28

 

Введение.

 

В настоящее  время специалисты выделяют несколько  типов экономики: традиционный, командно-административный, рыночный и смешанный. Традиционный тип характеризуется ручным производством  и натуральным хозяйством. Каждое государство проходит через эту  стадию хозяйственного развития. Командно-административная или плановая экономика отличается монополией государства на принятие различных решений. Особенностями третьего типа экономической системы, рыночного, является: нерегулируемое производство, нерегулируемая цена, свободная конкуренция и частная собственность на средства производства. И, наконец, последний тип – смешанный или, как его называют экономисты, гибридный – включает в себя как частную и корпоративную, так и общественную или государственную собственность.

В своей работе я намерен рассмотреть самую  актуальную экономическую систему  – рыночную.

Для  написания  своей первой курсовой работы я выбрал следующую тему: «Достоинства и недостатки рыночной экономики», потому что она  мне была более привлекательной среди остальных предложенных и, на мой взгляд, эта тема никогда не утратит своей актуальности. Чтобы мои слова не казались кинутыми на ветер, я хочу сказать, что каждая страна стремится к рыночной экономике и каждое государство должно знать о достоинствах, а тем более о недостатках данного типа экономики – это одна из главных причин, почему я выбрал эту тематику для своей работы. Ещё одна немаловажная причина, почему я выбрал эту тему, заключается в том, что в перспективе я собираюсь продолжить бизнес своих родителей, а их деятельность напрямую связана с рынком.

Существует  народная поговорка, она гласит, что корову покупают с рогами, т.е. недостатки и преимущества каждого явления нужно всегда рассматривать вместе1. Рыночная экономика - не исключение.

Сделав эту тему своей курсовой работой, я поставил перед собой цель. Цель курсовой работы – рассмотреть и изучить все достоинства и недостатки российской рыночной системы экономики. Для решения поставленной цели нужно решить ряд задач: ознакомиться с содержанием научных исследований по теме моей курсовой и раскрыть её сущность, овладеть навыками работы с библиотечным каталогом, научиться самостоятельно излагать материал, а в конце делать заключение, овладеть научно-исследовательским стилем письма и т.п. Одной из самых важных задач является рассмотрение перехода России с плановой системы на рыночную экономику.

Свою курсовую работу я исследую эмпирическим методом, простыми словами, наблюдательным методом. Это заключается в следующем: мной будет собран весь возможный материал о рыночной экономике, после чего эта информация будет сжата в, так называемые, «рамки курсовой» и изложена в работе. Но атрибутом эмпирического метода является эксперимент, к которому я не обращусь за время подготовки материала и написания своей курсовой работы.

В данной работе используются как данные монографий и периодических журналов, так  и работы ученых, интернет ресурсы, энциклопедические данные.

К тематике моей курсовой  в свое время проявили интерес следующие ученые: Карл Маркс, Ерих Фромм, Альфред Маршалл, П. Самуэльсон,  Милтон Фридмен и многие другие. Это я привел в пример зарубежных авторов, а в отечественной науке же к «рыночной экономике» имели отношение такие ученые как: Н.Д. Кондратьев, С.Н. Бабурин, М.И. Туган-Барановский, И.Ю. Беляева, Л.И. Абалкин, И.В. Бушмарин и другие.

Таким образом, подводя итоги из выше написанного  мною, данная тема является интересной и актуальной в наше время. 

Глава 1. Рыночная экономика.

 

1.1 Сущность  рынка.

 

 

Рынок – атрибут  товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства – получается некий замкнутый круг. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство - развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночной экономики. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Рынок заставляется продавца быть менее эгоистичным, тобишь удовлетворять потребности покупателей. Помимо этого существует два принципа. Первое гласит, что все ресурсы ограничены, а второе – потребности безграничны. В дополнении к этому существует основные законы рынка, связанные со спросом и предложением. Закон спроса: чем выше цена, тем ниже спрос. Закон предложения: чем выше цена, тем выше больше предложение.

Отойдем немного  назад и поговорим не о какой-то конкретной системе, а экономике  в целом. Экономика не просто наука о распределении заданного объема редких ресурсов. Существует ещё и проблема оптимального использования неполного знания о редких ресурсах. Мало того, что ресурсов объективно не хватает для удовлетворения потребностей, не хватает одновременно и знаний о наличии ресурсов, о сути потребностей и обо всем спектре способов их оптимального удовлетворения.

С проблемой сталкивались все экономические организации во все времена, она носит всеобщий характер. Поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как способ распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями, или кратко – как менеджмент, или управление редкостью.

Конкретизацией  проблемы выбора являются три фундаментальные  проблемы, которые жизнь ставит перед  любым обществом, будь то первобытное  племя или современное развитое государство: что производить? как  производить? для кого производить?

Вернемся  обратно к рынку теперь.

Рынок многолик, так же и определение рынка  – разнообразно. Я приведу несколько толкований рынка. Рынок – система экономических отношений, обеспечивающая эффективное функционирование народного хозяйства на основе заинтересованности товаропроизводителей в получении прибыли. В узком смысле, рынок – сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Рынки принимают  самые разные формы. К примеру, аукцион, организаторы сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей и т.д. Многие развозят свой товар по домам и квартирам в удобное для заказчика время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам высших учебных заведений получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер.

Рынок возник ещё на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что неконкурентноспособный предприниматель  терпел крах, а преуспевающий становился ещё сильнее, ещё богаче. Неумелые, мало знающие или нерадивые работники отсеивались из трудового процесса. Механизм рынка – это некий механизм процесса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

Итак, рынок  заставляет всех участников экономической жизни стремиться производить продукцию или предоставлять услугу высокого качества, чтобы лучше удовлетворить запросам клиента. Рыночным отношениям присуща свободная предпринимательская деятельность, их полная самостоятельность, возможность по своему усмотрению реагировать на требования рынка, недопустимость государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

 

1.2 Функции  рынка.

 

Сущность  рынка хорошо проявляется в его функциях. К функциям рынка относятся: регулирующая функция, информационная, стимулирующая, посредническая, ценообразующая, санирующая, дифференцирующая, созидательно-разрушительная. Итак, начнем по порядку:

    • Регулирующая функция, данная функция заключается в том, что рынок регулирует производство под влиянием спроса и предложения.
    • Информационная функция, эта функция состоит в том, что цена является носителем информации как для покупателя, так и для продавца. Данные о ценах ведут к применению каких-либо мер или же к бездействию со стороны субъектов экономики.
    • Стимулирующая функция, под влиянием цен рынок стимулирует производителей улучшать качество продукции и снижать издержки производства по средствам научно-технического прогресса, а так же это ведет к расширению ассортимента и услуг.
    • Посредническая функция, рынок играет роль посредника между производителем и потребителем. В результате этого продавцы и покупатели «находят друг друга»: у каждого покупателя есть возможность найти подходящего продавца, а у продавцов – покупателя.
    • Ценообразующая функция, при взаимодействии покупателя и продавца, спроса и предложения, на рынке формируется цена.
    • Санирующая функция, рынок, на подобии санитара, убирает слабые хозяйства и расчищает путь высокоэффективным хозяйствам.
    • Дифференцирующая функция, рынок расслаивает товаропроизводителей, иными словами обогащает одних и одновременно разоряет других2
    • Созидательно-разрушительная функция, рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами.

 

Без данных функций  рынок не сможет полноценно функционировать.

 

1.3 Структура,  виды, сегментация рынка.

 

Под структурой рынка понимаются основные характерные  черты рынка, в число которых  входят: количество  и размеры  представленных на рынке субъектов, степень, в которой товары разных субъектов схожи между собой; легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность рыночной информации. По степени развития конкуренции в экономической теории выделяются четыре основных типа рынка: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции в свою очередь подразделяется на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Характеристика данных структур рынка можно посмотреть в Приложении №1.

 Рынок как токовой можно  рассматривать более детально в нескольких видах и типах. Например:

    • По объектам рынка (рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок труда, финансовый рынок, рынок информации);
    • По географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой);
    • По механизму функционирования (рынок свободной конкуренции, монополизированный рынок, регулируемый рынок);
    • По степени насыщенности (равновесный рынок, дефицитный рынок, избыточный рынок);
    • С соответствием действия законодательства (легальный и нелегальный рынки).

Чтобы было более  понятно, данную структуру рынка  я сделал в виде схемы (см. Приложение №2). В добавок к этому, я хочу описать ещё несколько разновидностей структур рынка.

Дуополия  – это частный случай олигополии, когда на рынке господствуют две фирмы.

Олигопсония – это ситуацию, когда на рынке  стоит много продавцов, но мало покупателей.

Естественная  монополия – монополия, в которой  эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний.

Монопсония  – рынок, на котором присутствует только один потребитель.

В первой главе  я изложил краткое, но доступное читателю описание рыночной системы, а точнее: сущность, функции, структура, виды и сегментации рынка.

 

Глава 2. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики