Доход и прибыль организации (предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение экономической сущности дохода и прибыли, их формирования и максимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить понятия дохода и прибыли,
- дать классификацию и характеристику дохода предприятия,
- определить значение и функции прибыли,
- рассмотреть формирование прибыли на примере организации,
- оценить динамику прибыли на данном предприятии,
- найти основные факторы максимизации прибыли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..5
1. Экономическая сущность дохода и прибыли организации………………6
1.1. Понятие дохода и прибыли……………………………………………….6
1.2. Классификация и характеристика дохода предприятия………………...8
1.3. Значение и функции прибыли……………………………………………11

2. Формирование прибыли на примере ОАО «УЗЭМИК»…………………..15
2.1. Оценка динамики прибыли ОАО «УЗЭМИК»……..……………………15
2.2. Показатели прибыли и рентабельности производства………………….16
2.3. Основные факторы максимизации прибыли…………………………….18
3. Расчетная часть………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список изученной литературы………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ЭО.Доход и прибыль организации.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

Доход в  результате реализации продукции, работ, услуг представляет собой выручку от реализации продукции.

Выручка может определяться следующими методами:

- метод начислений;

- кассовый метод.

При методе начислений доходы от реализации продукции признаются в  момент отгрузки продукции и  предъявления счетов покупателям.

При кассовом методе датой  получения дохода признается день поступления  средств на счета в банках и (или) кассу предприятия, поступления  иного имущества и имущественных  прав. В этом случае продукция считается  реализованной, если предприятие-изготовитель получило за нее деньги.

Выручка от реализации продукции  методом прямого счета определяется по формуле:

В = Ц × Vр ,                                        (1)

где В – выручка от реализации продукции, р.;

Ц – цена единицы  продукции (работы, услуги) без НДС и акцизов, р.;

Vр – объем реализованной продукции (работ, услуг), шт.

Расчетный метод определения  выручки:

В = ТП + ГПнп -  ГПкп,                    (2)

где В – выручка от реализации продукции, тыс. р.;

ГПкп, ГПнп – ожидаемые остатки соответственно на конец и начало планового периода готовой продукции на складе в оптовых ценах, а также для кассового метода -  товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, товаров на ответственном хранении у покупателя, тыс. р.;

ТП – плановый объем товарной продукции в оптовых ценах, тыс. р.

Также принято выделять общий, средний и предельный доход.

Общий  (валовой)  доход  –  это совокупная денежная сумма,  полученная от продажи определенного количества товара.  Он определяется умножением цены товара на его количество.

В условиях чистой (совершенной) конкуренции  фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет  находиться в прямой пропорциональной зависимости от количества проданной  продукции.

Средний доход - это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции. При постоянной цене средний доход равен цене реализации.

Предельный (дополнительный) доход – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

В условиях совершенной конкуренции  фирма продает дополнительные единицы  продукции по постоянной цене, так  как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену.

Доходы фирмы на практике состоят  из 2-х частей:

1. из выручки от реализации  продукции (товаров или услуг);

2. из внереализованных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы.

          Выручка  от реализации продукции представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги, оплаченные покупателем или заказчиком.

Внереализованные доходы непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью.

Их источниками служат:

- дивиденды на вложенные нам или приобретенные акции и другие ценные бумаги;

- штрафы, полученные от контрагентов;

- пени, неустойки;

- проценты за хранение  денежных средств в банке и  другие, не планируемые доходы.

 

1.3. Значение и функции прибыли

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции:

  1. Оценочная функция. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия.
  2. Стимулирующая функция. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  3. Фискальная функция. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.

Значение прибыли состоит в  том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д.

Вместе с тем на величину прибыли  и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия.

Практически вне сферы воздействия  предприятия находится конъюнктура  рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных  отчислений.

В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как  уровень цен на производимую и  продаваемую продукцию и заработная плата.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние  и эффективность производственного  и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль  не прямо, а через объем проданной  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема проданной продукции  и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.

Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия  с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить  невозможно. Именно поэтому при анализе  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности предприятия  используется система показателей.

Содержание стимулирующей функции  прибыли состоит в том, что  прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.

За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников.

Стремление к получению прибыли  ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль  является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего  прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают  ошибки и просчеты в направлении  средств, организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное  положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого  дохода, приводят к стремлению получения  доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного  наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная  система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в  ходе осуществления экономических  реформ.

Наконец, прибыль является одним  из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в  виде налогов и наряду с другими  доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ.

Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль.

Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.

Чистая прибыль — это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две  части. Первая увеличивает имущество  предприятия и участвует в  процессе накопления. При этом не обязательно  всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использована в последующие  годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Такая  прибыль называется нераспределенной. Прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых  лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии  источника для последующего развития.

Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Прибыль, направленная на накопление и потребление, называется распределенной. Направления  распределения и использования  полученной прибыли предприятием определяются самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование  прибыли на примере ОАО «УЗЭМИК»

2.1. Оценка динамики прибыли  ОАО «УЗЭМИК»

Анализ финансового состояния  ОАО "УЗЭМИК" за 3 года представлен в таблицах 2, 3.

«Таблица 2 - Отчёт о прибылях и убытках за 2008-2010гг. ОАО "УЗЭМИК", тыс. руб.»

Наименование показателя

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

Выручка от реализации (без НДС)

2 044 049   

1 802 848

1 293 178

Всего затраты на реализованную  продукцию

1 953 943

1 754 538

1 223 829

Прибыль(убыток) от продаж

90 106

48 310

69 349

Доходы по ценным бумагам и от долевого участия в других организациях

-13 479

-30 997

-55 465

Прочие операционные доходы (+)/расходы (-)

-9 176

-15 798

-13 193

Прочие внереализационные доходы (+)/расходы(-)

0

0

0

Балансовая прибыль (прибыль до налогообложения)

67 451

1 515

691  

Отложенные налоговые активы

354

130

159

Отложенные налоговые обязательства

4 321

7 088

2 988

Текущий налог на прибыль

16 585

1 838

189

Чистая прибыль (прибыль после  налогообложения) за период

46 899

-7 281

-2 327


 

Чистая прибыль ОАО "Уфимский завод эластомерных материалов, изделий и конструкций" (ОАО "УЗЭМИК") на 2008г. составила 46,899 млн. руб. На основе данной таблицы можно сделать вывод о том, что за последние два года предприятие получило значительный убыток, но к 2010г. заводу удалось сократить убыток почти в 3 раза.

Таким образом, задачами ОАО "УЗЭМИК" являются увеличение объема производства товарной продукции; расширение производства резиновых уплотнителей, освоение новых видов для различных профильных систем, увеличение продаж в объеме полной загрузки четырех линий; расширение производства подрельсовых прокладок и организация их поставок; освоение производства новых формовых изделий для сельского хозяйства и т.д.

 

2.2. Показатели прибыли и рентабельности производства

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Производные  от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность капитала (активов) предприятия.

Рентабельность предприятия  — это показатель, который является важной характеристикой факторной  среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого, данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней  рентабельности (доходности) по показателям  прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия, и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым  расходам.

Рентабельность продукции  можно рассчитать по всей проданной  продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи  продукции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представление об эффективности  текущих затрат предприятия и  доходности продаваемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она  зависит от цены, по которой продукция  продается потребителю, и расходов по данному ее виду.

Информация о работе Доход и прибыль организации (предприятия)