Задачи и инструменты государственного регулирования сферы материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и инструменты государственного регулирования развития материального производства.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и задачи государственного регулирования материального производства.
2. Рассмотреть инструменты государственного регулирования сферы материального производства.
3. Определить цели и задачи государственного регулирования некоторых отраслей производства в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Гос. регулирование Документ Microsoft Word.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Мировой опыт свидетельствует, что для функционирования эффективной рыночной  экономики прежде всего необходимы такие меры, как перевод капитала из сферы излишнего потребления во внутренние инвестиции, увеличение массового спроса, разумный протекционизм собственной продукции, опора на внутренние и сокращение внешних займов, т.е. целенаправленное регулирование сферы материального производства, этим обусловлена актуальность исследования.

     К материальному производству относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы — здравоохранения, просвещения и т.д. Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.).

     Государственное регулирование в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

     Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и инструменты государственного регулирования развития материального производства.

     Задачи работы:

1. Изучить сущность и задачи государственного регулирования материального производства.

2. Рассмотреть инструменты государственного регулирования сферы материального производства.

 3. Определить цели и задачи государственного регулирования некоторых отраслей производства в РФ

 

1. Сущность, задачи и инструменты государственного регулирования материального производства.

Сфера материального производства — важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Государственное регулирование материального  производства осуществляется в разрезе  крупных отраслей, подотраслей, предприятий, межотраслевых комплексов, а также  в разрезе добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности [3].

В соответствии с классификацией отраслей экономики в состав материального  производства включены 14 крупных отраслей — промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Классификационной единицей отрасли  является предприятие как юридическое  лицо, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. Если предприятие  занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности. В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Так, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей — электроэнергетика, машиностроение, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность и др.

В составе материального производства выделяют также межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, военнопромышленный, химико-лесной, транспортный и др.

        Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве.

Основными задачами государственного регулирования сферы материального производства в настоящее время являются:

  • стабилизация основных показателей промышленности, сельского хозяйства и других отраслей;
  • структурная перестройка общественного производства в направлении его социальной ориентации, изменения соотношений между добывающими и обрабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств и особенно восстановления позиций машиностроительного комплекса как обязательного условия поступательного движения экономики;
  • техническое перевооружение отраслей материального производства;
  • вхождение в мировой экономический процесс в качестве равноправного партнера развитых стран мира, изменение направленности экспорта российских производителей с продукции сырьевых на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности;
  • повышение качества продукции российских предприятий до уровня требований мирового рынка;
  • рационализация размещения производства по территории России;

 

  • обеспечение безопасности производства, и особенно экологической безопасности, энергетики, химической, металлургической промышленности.

Государственное регулирование материального  производства осуществляется различными методами, которые можно условно  разделить на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия проявляются  чаще всего в форме административных рычагов:

  • установление законодательных рамок самостоятельности предприятий;
  • регистрация предприятий (юридических лиц);
  • предоставление лицензий и свидетельств на виды деятельности;
  • различные формы кадровой политики;
  • размещение заказов на поставку продукции;
  • директивное определение номенклатуры выпускаемой продукции;
  • использование органами государственного права «вето» на принимаемые руководством АО решения при наличии фондов имущества «золотой акции» и др.

     В отношении некоторых групп отраслей и производств осуществляется прямое государственное управление (атомная энергетика, производство оружия, государственные и муниципальные унитарные предприятия, предприятия, находящиеся на стадии банкротства и т.п.)[4].

     Методы косвенного воздействия на предприятия принимают разнообразные формы в зависимости от состояния хозяйственного законодательства, юридической самостоятельности предприятия, действенности, приемлемости и обработанности различных форм воздействия на юридические лица, характера объекта регулирования, задач, стоящих перед органами власти. Методы косвенного регулирования базируются на экономическом стимулировании. Государство использует для этого как собственные финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма.

    Под государственным регулированием материального производства понимаются определенные в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления регулирования материального производства, обеспечивающей государственные задачи регулирования материального производства.

     Материальное производство  в России регулируется как  общим государственным законодательством,  так и системой специальных  нормативных актов. 

    Принципиальное значение имеют такие законы, как Конституция РФ, Гражданский и Налоговый кодексы, законы об акционерных обществах, о собственности, о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др.

Принят ряд постановлений Правительства  РФ, которые направлены на повышение роли материального производства, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития материального производства страны.

    В целом, государственное  регулирование осуществляется через такие инструменты как:

  • Налоговая политика. В руках государства она может быть мощным рычагом воздействия на материальное производство. Льготное налогообложение, снижение налоговых ставок непосредственным товаропроизводителям, налоговые кредиты и тому подобные меры могли бы способствовать развития материальной сферы.
  • Дифференциация налоговых ставок (прежде всего на прибыль, добавленную стоимость, за пользование природными ресурсами) может использоваться государством для регулирования структуры производства. Налоговые ставки для производителей особо дефицитной продукции на период необходимого подъема этого производства могут снижаться до предельно возможного низкого уровня
  • Государственный заказ
  • Реализация соответствующей финансово- кредитной политики. Выделяя из бюджета средства на государственные закупки (например, размещение заказа на продукцию ВПК), государство стимулирует рост как в отраслях- исполнителях заказа, так и в сопряженных производствах. Размещением своих заказов государство влияет не только на объемы, но и на структуру производства

     Рычагами воздействия  на материальное производство так же могут рассматриваться регулирование процентной ставки за кредитные ресурсы, изменение резервной нормы для коммерческих банков, государственная политика доходов, формирование покупательского спроса населения.

Наиболее радикальным средством  влияния на производство является регулирование процентных ставок за кредиты. Решение об изменении ставки рефинансирования Центробанка РФ автоматически отражается на процентных ставках коммерческих банков. Чем выше уровень процентных ставок, тем менее привлекательными оказываются кредиты, и наоборот

Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов  регулирования сферы материального  производства является владение им материальными факторами производства. Важнейшие из них: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, ресурсы континентального шельфа, энергетические ресурсы и др. Все перечисленные факторы производства являются государственной собственностью. Они не могут быть объектами приватизации, предметами купли-продажи или иных действий, меняющих их правовой статус. Государство сохраняет за собой важные рычаги воздействия на весь сырьевой комплекс страны. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности государству, им же и осуществляется. В то же время государство заинтересованно в привлечении инвесторов (пользователей недр и ресурсов) в сырьевые отрасли. Эксплуатация недр требует больших инвестиций, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях экономики.

 

 

 

2. Государственный заказ и сфера его применения

Одним из способов воздействия государства  на сферу материального производства является система государственного заказа [1].

Государственный заказ - один из важнейших  инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает  крупнейшим прямым заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный  заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика. В развитых странах госзакупки составляют 20 - 30% ВВП, причем особо значительная доля госзакупок в продукции военно-промышленного комплекса - свыше 50%.

Государственные закупки продукции (работ, услуг) осуществляются для удовлетворения важнейших государственных нужд, имеющих два уровня: федеральный и региональный (субъектов РФ).

Поставки продукции для федеральных  государственных нужд осуществляются в целях:

  • создания и поддержания государственных материальных резервов;
  • поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;
  • обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических обязательств страны;

 

  • реализации федеральных целевых программ, частично или полностью финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также привлекаются внебюджетные источники.

Для организации работы по обеспечению  поставок для государственных нужд Правительство Российской Федерации  утверждает государственных заказчиков. Ими могут быть федеральный орган  исполнительной власти, федеральное  казенное предприятие, государственное учреждение, орган исполнительной власти субъекта РФ, коммерческие и некоммерческие организации, корпорации [3].

Одной из основных функций государственного заказчика является выбор поставщиков  продукции, то есть размещение госзаказов на поставку продукции для государственных нужд. Как правило, госзаказы размещаются на конкурсной основе, то есть путем проведения открытых или закрытых конкурсов, которые состоят из двух этапов. Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. Закрытые конкурсы проводятся в случае закупки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну. Некоторые виды продукции (драгоценные металлы и драгоценные камни, музейные ценности, редкие книги, рукописи, архивные документы и др.) закупаются для государственных нужд без проведения конкурсов [5].

Информация о работе Задачи и инструменты государственного регулирования сферы материального производства