Задачи и инструменты государственного регулирования сферы материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть сущность, задачи и инструменты государственного регулирования развития материального производства.
Задачи работы:
1. Изучить сущность и задачи государственного регулирования материального производства.
2. Рассмотреть инструменты государственного регулирования сферы материального производства.
3. Определить цели и задачи государственного регулирования некоторых отраслей производства в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Гос. регулирование Документ Microsoft Word.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий  производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые  для производства товаров (работ, услуг). Иностранные поставщики (исполнители) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство данных товаров (работ, услуг) для государственных нужд в Российской Федерации отсутствует или экономически нецелесообразно. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе не может быть менее 45 дней со дня опубликования извещения о проведении конкурса в официальном издании уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

С поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг), победившем на открытом конкурсе, государственный заказчик заключает государственный контракт. В случае если победитель на конкурсе не подписал государственный контракт, организатор конкурса определяет нового победителя конкурса из числа остальных участников конкурса. Поставщики-монополисты не вправе отказываться от заключения госконтракта в случае, если исполнение госзаказа не влечет за собой убытки. Для казенных предприятий, как правило, вводится режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд.

Государственный контракт - основной документ, определяющий права и обязанности  государственного заказчика и поставщика продукции для государственных  нужд. В государственном контракте  отражаются:

  • объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента;
  • требования, предъявляемые к качеству продукции (работ, услуг);
  • сроки поставок продукции;
  • товарные цены и условия их изменения;
  • объемы финансовых ресурсов, предоставляемые поставщику для закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения государственного контракта.

Контрактом может также предусматриваться: контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание помощи поставщику (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего); экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование). На основе контракта поставщик продукции для государственных служб и покупатель (государственный заказчик) подписывают договор поставки. Изменение и расторжение договора осуществляется по соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением.

В настоящее время формируются  различные виды государственных  заказов:

  • оборонный заказ;
  • заказ на научные исследования;
  • заказ на поставку продукции в государственный материальный резерв;
  • заказ на поставку в федеральный и региональные фонды сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
  • заказ на северный завоз;
  • заказ на подрядные работы.

Оборонный заказ. Его формирование обусловлено необходимостью поддержания на должном уровне обороноспособности и безопасности страны. Основой формирования является: военная доктрина РФ, федеральные программы производства вооружений и военной техники, мобилизационные планы, соглашения о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, проекты Федерального бюджета на соответствующий год.

Проект основных показателей оборонного заказа (количество поставляемой продукции, ее стоимость, сроки поставок, перечень государственных заказчиков, предполагаемые исполнители и др.) формируется в Минэкономразвития России, согласовывается с Минфином России и заказчиками и вносится в Правительство Российской Федерации. Утверждает основные показатели оборонного заказа Президент РФ одновременно с подписанием закона о федеральном бюджете.

 

Оборонный заказ размещается на конкурсной основе. Исполнителями оборонного заказа могут быть любые предприятия  и организации любой формы  собственности, имеющие лицензии на занятие соответствующим видом деятельности. Исполнитель оборонного заказа действует на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем. В контракте могут быть предусмотрены виды и размеры экономического стимулирования выполнения оборонного заказа. К ним относятся: гарантирование фиксированного уровня рентабельности продукции (не выше 25% к себестоимости); индексация средств в связи с инфляцией; авансирование (до 40%); льготное налогообложение и др.

Госзаказ на научные исследования. Цель формирования этого заказа - обеспечить ускорение освоения отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений. Госзаказы в науке формируются по приоритетным направлениям развития науки и техники: фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.

Отбор предложений ученых, потребителей продукции, товаропроизводителей проводится на конкурсной основе. Затем проводится государственная экспертиза отобранных предложений исходя из перспективности исследований, эффективности использования бюджетных средств, потребностей рынка, обеспечения государственной безопасности.

Госзаказ на северный завоз. Формирование этого заказа обусловлено необходимостью восстановления системы государственной поддержки экономического и социального развития Севера. С переходом к рыночной экономике Север выпал из состава государственных приоритетов, сократилась государственная поддержка завоза продукции в северные районы. Государственные закупки продукции для нужд Севера перешли с федерального уровня на региональный.

Ответственность за поставки товаров по северному завозу возложена на органы исполнительной власти 27 субъектов РФ, относящимся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В их функции по организации северного завоза входит: оформление заявок; заключение договоров; финансирование за счет собственных и заемных средств; ведение реестра предприятий, организаций, банков, участвующих в поставках; проведение тендеров для отбора предприятий, осуществляющих централизованные поставки в районы Севера.

Финансирование северного завоза осуществляется за счет средств федерального и регионального финансовых фондов, а также ссуд, выделяемых непосредственно предприятиям и организациям - поставщикам. Региональные фонды образуются за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета., выделяемых им на возвратной основе. Для обеспечения государственной поддержки северного завоза Правительством РФ утвержден перечень товаров, по которым частично возмещаются транспортные расходы. В этот перечень включаются нефть, нефтепродукты, продовольствие (мясо, мясные консервы, масло животное, сыр, сахар, чай, мука, крупа, соль, яйцо, детское питание и др.).

Госзаказ на поставку продукции в государственный  материальный резерв. Государственный резерв является особым федеральным запасом материальных ценностей. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, без которых невозможно эффективное государственное управление.

В соответствии с Федеральным законом  «О государственном материальном резерве» (ст. 3) государственный резерв предназначен для:

  • обеспечения мобилизационных нужд РФ;
  • ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;
  • оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на внутреннем рынке;
  • оказания гуманитарной помощи.

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва  возложено на Российское агентство  по государственным резервам и его  территориальные органы, предприятия, организации. В функции агентства  входят отбор (на конкурсной основе) поставщиков материальных ценностей в госрезерв, заключение государственных контрактов с с поставщиками, определение конкретных получателей материальных ценностей, обеспечение расчетов с поставщикам и в соответствии с контрактом. Объемы госзакупок материальных ценностей, необходимые для формирования, пополнения госрезерва, устанавливаются Правительством РФ в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Госзаказ на подрядные  работы формируется государственным заказчиком на выполнение подрядных работ для государственных нужд. В состав госзаказа входит: возведение объектов, зданий и сооружений для государственных нужд, осуществление строительно-монтажных работ и строительно-ремонтных услуг для госучреждений и бюджетных организаций, строительство жилья.

На основе госзаказа государственный  заказчик заключает с подрядными организациями (победившими на конкурсе) государственные контракты на весь период строительства объектов. В  контрактах отражаются: объемы и стоимость  подлежащих выполнению работ; сроки их начала и окончания; порядок финансирования и оплаты работ; способы обеспечения исполнения обязательств сторонами.

 

Финансирование подрядных строительных работ для удовлетворения государственных  нужд осуществляется за счет средств  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Цели и задачи государственного регулирования некоторых отраслей производства в РФ.

Государственная программа Российской Федерации - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления  и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти. Ниже рассмотрены основные задачи государственного регулирования отраслей производства в РФ в соответствии с программой долгосрочного социально- экономического развития [7].

 

   Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности.

     Цель государственной программы - развитие отечественной обрабатывающей промышленности и увеличение конкурентных преимуществ российской продукции на внутреннем и внешнем рынках.

     Задачи государственной программы:

  • поддержка создания перспективных видов продукции и промышленных технологий;
  • создание условий для ускоренной  модернизации производственных мощностей;
  • поддержка и продвижение российской продукции на внутреннем и внешних рынках;
  • реализация политики по повышению энергоэффективности промышленного комплекса;
  • содействие развитию квалификационного капитала промышленности;
  • обеспечение разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;
  • выполнение международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;
  • повышение эффективности регулирования внутренней торговли и развитие инфраструктуры торговли;
  • развитие системы технического регулирования и стандартизации и Обеспечение единства измерений и развитие эталонной базы.

подпрограммы государственной программы:

  • развитие конкурентоспособности за счет модернизации промышленного комплекса,
  • создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры,
  • развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;

федеральные целевые программы:

  • Национальная технологическая база на 2012-2016 годы;
  • Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации.

     Государственная поддержка отрасли будет способствовать проведению модернизации производственных мощностей промышленного комплекса и увеличению доли импортозамещающей продукции.

     Благодаря этому будет увеличено количество разработанных, внедренных и патентованных технологий в промышленности, а также повышена доля работников высокотехнологичных отраслей промышленности.

     В результате развития научной и технической базы организаций ОПК будет повышена эффективность использования потенциала оборонно-промышленного комплекса.

   Реализация запланированных мероприятий повысит обеспеченность современными торговыми площадями, а также будет способствовать развитию системы технического регулирования [7].

Информация о работе Задачи и инструменты государственного регулирования сферы материального производства