Измерение и оценка социальных последствий проектов в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 00:35, реферат

Краткое описание

В последние два десятилетия среди заметных тенденций в деятельности современных компаний отмечается их ориентация в сторону социальной ответственности, что явилось следствием целого ряда факторов. Бизнес, вследствие усугубления демографических, социально-экономических проблем, стал одним из ключевых (наряду с государством) агентов социального развития. В условиях старения населения, уменьшения доли занятых в ряде секторов экономики, дифференциации условий и оплаты труда, нарастающей социальной поляризации требуется активное вмешательство коммерческих структур в социальную политику. Причем речь идет не только о национальном, но все чаще о международном масштабе принятий решений, направленных на формирование социально ответственной политики компаний, которая выражается и в положительном воздействии на общество, и в уменьшении негативных последствий от своей деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная эффективность.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

5. Производство. Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции, и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков, оценить примерную стоимость этих работ.

К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг.

Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним и. необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, предприятию необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.

На данной стадии реализации проекта  следует оценить окончательные  издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.

 

3. Измерение  и оценка социальных последствий  проекта

 

Оценка социальных результатов  инвестиций предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат. Основные виды социальных результатов инвестиций, подлежащие отражению в проектах:

  • изменение количества рабочих мест в регионе;
  • улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
  • изменение условий труда работников;
  • изменение структуры производственного персонала;
  • изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией - для проектов топливно-энергетического комплекса; продовольствием - для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.);
  • изменение уровня здоровья работников и населения;
  • экономия свободного времени населения.

Часто социальный эффект измеряется в результате деления  натуральных показателей, отражающих социальный результат, на затраты, требуемые для его достижения. Социальными результатами могут выступать улучшение физического здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, улучшение условий труда, поддержание экологического равновесия, сохранения памятников культуры, природных объектов и пр. И часто, когда социальный эффект в денежной форме измерить невозможно (поскольку многие социальные процессы не удается полностью формализовать), многие социальные результаты могут быть измерены с той или иной степенью верности, что позволяет компаниям оценить полезность или, напротив, вред своих действий социальной среде.

И здесь важно отметить, что действительно социальный эффект несет как положительный, так  и отрицательный результат. Так, если, с одной стороны, деятельность компании приводит к созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения, поддержанию экологического равновесия вследствие модернизации производства и проведения природоохранных мероприятий, повышению образовательного и культурного уровня, снижению социальной напряженности, то, с другой стороны, можно наблюдать прямо противоположный результат – сокращение рабочих мест (вследствие модернизации производства) и рост безработицы, снижение уровня жизни населения, ухудшение экологической обстановки, возникновение социальной напряженности и социальных конфликтов (из-за увеличения плотности застройки, роста миграционных потоков). Поэтому некоторые технологии учета социального эффекта построены на сопоставлении положительных и отрицательных результатов деятельности компаний на региональном и национальном уровнях. Так, каждый вид эффекта оценивается по нескольким критериям: направлению воздействия (положительное – отрицательное), степени выраженности эффекта (слабый, умеренный, значительный) и масштабам охвата населения. Затем обозначенные эффекты оцениваются по балльной школе. После подсчета баллов выводится интегральная оценка социального эффекта.

Часто измеряется социальный эффект отдельных мероприятий. Так, к примеру, эффективность действий по улучшению охраны труда определяется сопоставлением данных производственного травматизма, которые характеризуются коэффициентом частоты травматизма - КЧ (количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный период) и коэффициентом тяжести - КТ (усредненное количество дней нетрудоспособности по одному больничному листу за рассматриваемый период).  Или пример из области здравоохранения: социальной эффективностью деятельности лечебного учреждения (как государственного, так и коммерческого) может выступать сокращение заболеваемости населения вследствие осуществления вакцинации против того или иного заболевания. Денежная оценка социального эффекта в данном случае измеряется разницей стоимости медицинских услуг района, в котором была проведена вакцинация и района, где она не проводилась. При этом затраты на осуществление социального эффекта измеряются расходами на проведение вакцинации.

Социальный эффект природоохранных  мероприятий определяется в снижении заболеваемости населения, улучшении условий труда, сохранении природных ресурсов: «Социальный эффект… сопровождается целым рядом экономических результатов: экономией затрат на социальное страхование и лечение больных, ликвидацией потерь продукции за дни болезни и из-за снижения производительности труда и т.п». Следовательно в общем виде социальный эффект можно определить через экономические показатели и представить в виде формулы:

 

Э = Эч.п. + Эс.с. + Эз.л. + Эп.т                                           (1)

 

где Э – социальный эффект,

Эч.п. – эффект от предотвращения потерь чистой продукции вследствие заболеваемости трудящихся из-за загрязнения среды;

Эс.с. – эффект от сокращения выплат из фонда социального страхования (по больничным листам) в результате тех же причин;

Эз.л. – эффект от сокращения затрат на лечение трудящихся в результате тех же причин;

Эп.т. – эффект от повышения производительности труда вследствие нормализации экологической обстановки.

Определяют также социальный эффект от роста производительности труда в результате улучшения экологической ситуации. Он рассчитывается по приросту чистой продукции в отраслях материального производства, а в непроизводственной сфере - по сокращению затрат на обслуживание.  

Но все эти методы учета социального эффекта применяются, как правило, крупными компаниями, которые не только заинтересованы в измерении этого показателя деятельности, но и могут себе позволить вкладывать средства в подобные исследования. В отличие от них, субъектам малого предпринимательства подобная практика не  свойственна, - прежде всего, в силу ограниченности финансовых ресурсов. При этом социальный эффект от деятельности этого сектора весьма велик. Так, он проявляется в "развитии таких форм занятости, как самозанятость; развитии занятости по найму для тех, кто нуждается в работе; создании трудозатратных рабочих мест, обусловленных ориентацией малого бизнеса на индивидуализированный продукт; создании системы рабочих мест с гибким режимом оплаты и работы, что позволяет получать доход социально уязвимых группам населения: студентам, женщинам с маленькими детьми, инвалидами; укреплении и использовании различных типов социальных связей (родственных, дружеских, соседских и т.д.) в целях мобилизации ресурсов; развитии системы ученичества как одной из форм получения профессиональной подготовки для некоторых видов квалифицированных и полуквалифицированных работ; создании условий для приобретения и закрепления навыков предпринимательства и управления; уменьшении диспропорций в доходах различных социальных групп; росте доходов, сбережений и капиталовложений населения; обеспечении более полного удовлетворения потребительского спроса". Однако, несмотря на столь значимые для общества результаты, методики получения их количественных показателей до сих пор не выработаны. Следовательно, оценка социального эффекта от деятельности малого предпринимательства затруднена.

Нередко и в других случаях, когда те или иные проявления социального эффекта не поддаются  количественному измерению, для  их оценки используются качественные методы: «Чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку. Для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, а другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Очевидно, целесообразна разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность показателей общественного благосостояния, а также использование экспертных методов оценки». В случае, когда необходимы качественные оценки социального эффекта, к работе привлекаются независимые эксперты (в некоторых отраслях их число достигает нескольких десятков).

 

Оценка социальных последствий проекта относится к числу наиболее сложных в методологическом аспекте проблем эффективности инновационной деятельности. С одной стороны, социальные цели и соответственно социальная эффективность должны выступать в качестве основных критериев оценки любого проекта, поскольку конечная цель инновационного проекта выражается в улучшении жизни общества, его гармоничном развитии. И поэтому именно социальные цели проекта должны превалировать в формировании государственной инновационной политики. Результатами ее реализации должны стать:

  • достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, отвечающих самым высоким нормативным требованиям;
  • качественно новый уровень жизни населения в результате роста продуктивности и эффективности общественного производства, совершенствования бытовой предметной среды обитания городского и сельского населения;
  • качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижения материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в направлении разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличения вклада обрабатывающих отраслей;
  • преодоление технического отставания страны;
  • реализация социальных гарантий, базирующихся на новом, более высоком уровне экономического развития;
  • элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате коренной перестройки и переоснащения системы здравоохранения, сферы отдыха и досуга.

Однако многие проявления социального эффекта трудно или невозможно измерить, ограничиваясь лишь качественным их описанием. Как правило, чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку.

Помимо экономических  последствий инновационный проект может вызвать и социальные изменения — как положительные, так и отрицательные. Задача заключается в том, чтобы, сохранив все положительное, ценное, нейтрализовать отрицательные социальные результаты, что требует дополнительных затрат (в отдельных случаях они могут быть столь значительными, что в целом вариант проекта окажется неэффективным).

Сложность учета социальных результатов заключается в том, что только часть из них может  быть представлена в стоимостном  выражении (тогда их легко учесть при определении экономической эффективности). Остальные результаты не поддаются измерению в денежном выражении, а представляются в физических единицах (например, единицах измерения вибрации, загазованности, запыленности, мощности излучения).

Оценка социальных результатов предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусмотренные проектом мероприятия по созданию нормальных условий труда и отдыха, обеспечению продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры относятся к обязательным условиям его реализации.

Основные изменения  — социальные результаты проекта, подлежащие отражению в расчетах эффективности:

  • число рабочих мест в регионе;
  • жилищные и культурно-бытовые условия работников;
  • условия труда работников;
  • структура производственного персонала;
  • надежность снабжения населения регионов или населенных пунктов социальными видами товаров (для проектов в топливно-энергетическом комплексе — топливо и энергия, для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности — продовольствие);
  • состояние здоровья работников и населения;
  • увеличение продолжительности свободного времени населения.

Увеличение продолжительности  свободного времени работников предприятия  и населения — важный социальный показатель.

Экономия свободного времени (в человеко-часах) определяется по проектам, предусматривающим:

  • повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;
  • выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);
  • производство новых видов и марок транспортных средств;
  • строительство новых автомобильных или железных дорог;
  • изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
  • совершенствование размещения торговой сети;
  • улучшение торгового обслуживания покупателей;
  • развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи;
  • улучшение информационного обслуживания граждан.

Информация о работе Измерение и оценка социальных последствий проектов в бизнесе