Инвестиционная политика в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявление и изучение роли информации в современном государственном управлении.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
определения понятия и роли информации в контексте государственного управления;
выявление сущности информационного обеспечения и информационного общества в государственном управлении;
изучение внедрения информационных технологий в государственное управление Казахстана на современном этапе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ…………………4
Информационное общество-фактор развития государственного
управления…………………………………………………………………………4
1.2 Информационные технологии в органах государственной власти…………5
1.3 Зарубежный опыт внедрения информационных технологий в систему госу-
дарственного управления………………………………………………………….8

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РК…………………………………………………………..12
2.1 Внедрение информационных технологий в государственное управление..12
2.2 Электронное правительство………………………………………………….14
2.3 Проблемы реализации электронного правительства………………………19

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН…………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиционная политика.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Суть электронного правительства заключается не в информационных технологиях, как таковых, а в удовлетворении потребностей граждан с учетом того, что сегодняшний мир очень широко использует эти технологии.[10]

Создание "электронного правительства" в Казахстане имела долгосрочную перспективу, и его реализация предусматривалась в несколько этапов. Государственная программа по формированию "электронного правительства" в основном была ориентирована на формирование базовой инфраструктуры е-правительства. Реализация концепции "электронного правительства" требовала наличия, по крайней мере, следующих стартовых условий:

  • соответствующего уровня компьютеризации государственных органов;
  • определенного уровня развития рынка информационно-коммуникационных технологий в стране;
  • наличия или присутствия профессионалов IT как у заказчиков в лице госорганов, так и у поставщиков товаров и услуг способных реализовать поставленные задачи;
  • приемлемой нормативно-правовой базы;
  • достаточного уровня финансирования;
  • политической воли не только у главы государства, но и у всех участников этого процесса.

В рамках создания "электронного правительства" осуществлялась автоматизация деятельности государственных органов. Главным здесь является создание таких информационных систем государственных органов, которые позволят предоставлять гражданину востребованные и достаточно актуальные для его повседневной жизни и работы электронные сервисы. И в этом заложена основная идея "электронного правительства" в Казахстане - это "обеспечение граждан быстрым и качественным доступом к электронным услугам государственных органов".[10]

При разработке данной Программы был изучен опыт стран, в которых достигнуты значительные успехи в развитии технологий е-правительства: Корея, Сингапур, Эстония и другие. На сегодняшний день все госорганы имеют собственные веб-сайты и предоставляют информацию населению, что говорит о том, что Интернет-инфраструктура уже сформирована.

12 апреля 2006 г. состоялся запуск веб-портала "электронного правительства" в Интернете - www.e.gov.kz.Веб-портал "электронного правительства" является практическим механизмом реализации концепции предоставления государственных услуг по принципу "одного окна".

В настоящее время на портале реализовано более 1500 информационных услуг, охватывающих деятельность министерства образования и науки, труда и социальной защиты населения, индустрии и торговли, юстиции, финансов, здравоохранения, энергетики и минеральных ресурсов, Агентства по делам государственной службы и Национальный банк, свои услуги оказывают как государственные органы Генеральная прокуратура, Конституционный совет, Налоговый комитет МФ РК, Комитет национальной безопасности и другие, так и частные предприятия АО "Казпочта", АО "НК "КазМунайГаз", ТОО "КаР-Тел" (Beeline), ТОО "GSM Казахстан АО "Казахтелеком" (Kcell) и другие.[11]

В основу дизайна и структуры веб-портала положена идея "электронного правительства", которая заключается в сервисном подходе к обслуживанию граждан.

Информационные услуги сгруппированы на веб-портале в соответствии с основными жизненными циклами человека: детство, учеба, юность, семья, работа, старость, и бизнес-циклами предприятия: планирование, открытие, ликвидация. Построение структуры предоставления электронных услуг вокруг жизненных циклов человека и бизнеса, направлено на максимальное облегчение поиска и получения необходимой информационной услуги.

Помимо информационных услуг на портале реализован ряд сервисов: "Электронная почта", "Сервис контактов", "Сервис календарного планирования", "Сервис подписки".Веб-портал поддерживает три языка (казахский, русский, английский). На веб-портала "электронного правительства" реализован новостной блок.Если портал "электронного правительства", является лицом внешнего контура, то основным достижением внутреннего контура G2G "правительство для правительства" - будет перевод на электронное взаимодействие между госслужащими.[11]

В Казахстане порядка 675 государственных услуг, из них 77 можно получать через интернет. Согласно предварительному анализу 11,4% государственных услуг Казахстана сегодня предоставляется через интернет. Для сравнения — в Эстонии этот показатель составляет более 70%. Всего же на портале www.egov.kz в рамках проекта «Электронное правительство» предоставляются более 236 электронных услуг.[12] 
 Казахстан — страна богатая и имеет большой бюрократический аппарат, по сравнению с Эстонией. Понимая необходимость изменения ситуации, 19 марта 2004 года Президент Республики Казахстан, обратился в Ежегодном Послании к народу с требованием создать электронное правительство к исполнительным властям. 
 По данным рейтинга ООН по глобальной готовности к электронному правительству в 2012 году Казахстан занимает 38 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2012 году Казахстан находится на 2 месте. 
 Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций опубликовал новый рейтинг готовности стран к использованию технологий «электронного правительства». Согласно опубликованной информации, Казахстан в 2010 году по развитию «электронного правительства» занял 46-е место, поднявшись на 35 позиций по сравнению с 2008 годом, когда он занимал 81-е место. При этом Украина занимает-54место,Россия-59место.[12] 
 Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО «Национальные информационные технологии» (АО НИТ), дочерней компанией АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде». Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» позиционируется как крупнейшая казахстанская государственная компания, созданная для развития современных инфокоммуникационных технологий. Холдинг образован в сентябре 2008 года согласно постановлению Правительства Республики Казахстан, являющегося его единственным акционером. 
 Также в состав Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» входят группа компаний:

-АО «Национальные информационные технологии», которое является национальным оператором в сфере информационных технологий РК;

-АО «Национальная компания «Kazsatnet», которое является ответственным исполнителем по развитию Единой транспортной среды государственных органов РК путем организации защищенных каналов передачи данных для государственных органов, охватывающих областные и районные центры РК; 
-ТОО «Центр электронной коммерции», которое является единым оператором в сфере электронных государственных закупок в РК; 
-АО «Казконтент», деятельность которого направлена на формирование развитого национального сегмента глобальной информационной сети интернет в Казахстане, в том числе развитие сетевых информационных ресурсов, организация ИТ инфраструктуры, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в этой сфере; 
-АО «Национальный процессинговый центр»;

-АО «Международный университет информационных технологий». 
 В период с 2007-2009 гг, АО «НИТ» разработало программу документооборота, инфраструктуру выдачи и распознавания электронных ключей, а также единую информационную среду, по аналогу с эстонским x-Road, и национальные регистры идентификационных номеров. 2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги можно получать уже через интернет. 
 С 1 января 2010 года заработал портал государственных электронных закупок www.goszakup.gov.kz, оператором этой системы является ТОО «Центр электронной коммерции». К 2011-му году создана система «электронное лицензирование» для частных компаний и фирм, единая система «Е-Нотариат» и «Е-Акимат» для автоматизации работы районных администраций. 
 Возможность оплачивать государственные услуги через интернет появилась в 2010 году, теперь через портал электронного государства Казахстана можно оплатить налоги, государственные сборы и пошлины, штрафы за нарушения ПДД, также можно оплачивать услуги ЖКХ. 
 В 2012-м году, на сайте www.egov.kz осуществляется интеграция баз данных ЗАГСа, Минздрава и МВД. Сейчас на этом портале предлагается 77 государственных услуг, оплата 21 вида госплатежей, 16 госпошлин, 4 вида налоговых платежей и оплата всего перечня штрафов за нарушение ПДД. 
 Идентификация гражданина в системе. Каждая ЭЦП — электронно-цифровая подпись, может быть выдана на внутренний паспорт гражданина Казахстана, и записана на его идентификационный номер на ID-карте нового образца.Информация записывается на микрочип через стандартный и недорогой считыватель карт с помощью портала www.egov.kz. 
 В апреле 2012 года выдана миллионная электронно-цифровая подпись — ЭЦП. Обладателем «исторической» электронной подписи (ЭЦП) стал 21-летний житель города Алматы. С начала текущего года Национальным удостоверяющим центром (НУЦ) было выдано свыше 100 000 ЭЦП. Для сравнения в 2010 году выдано 316 000 ЭЦП, а в 2011 478 292 ЭЦП ключей.[13] 
 Перечень государственных услуг портала по видам www.egov.kz:

1. Приобретение недвижимости; 
2. Ипотека; 
3. Коммунальные тарифы; 
4. Адресная справка; 
5. Проверка адресных данных физического лица 
6. Выдача актов гражданского состояния (рождение, брак, развод, смерть) 
7. Пенсионное обеспечение 
8. Выдача прав на вождение 
9. Регистрация доверенностей 
10. Налогообложение и аудит 
11. Выдача актов на право земельного пользования 
12. Медицинская регистратура, база данных лекарств и рецептов, перечень медтехники 
13. Получение гражданства, прописки 
14. Постановка на учет СМИ 
15. Сертификат о культурной ценности 
16. Регистрация и защита интеллектуальной собственности 
17. Регистрация контрактов на геологическую разведку, добычу и переработку полезных ископаемых 
18. Регистрация воинской обязанности 
19. Регистрация радиочастотных устройств 
20. Регистрация недвижимости земельных наделов 
21. Регистрация гарантийного обязательства для таможни 
22. Выдача удостоверений на водный транспорт 
23. Регистрация ЖД транспорта 
24. Справки и заверения нотариуса 
25. Получение школьного аттестата, управления собственностью и имуществом несовершеннолетних 
26. Регистрация сельхозтехники 
27. Выдача архивных справок, архивные справки от КНБ 
28. Выдача лицензий на производство стройматериалов и строительство 
29. Хранение IT-технологий и прав на них в депозитарии 
30. Начисление пособий на детей и специальных пособий[14] 
 

Однако, несмотря на созданный портал и E-государство, в Казахстане существует проблема с пользованием данными государственными ресурсами. 
 По данным статистической государственной информационной системы «Талдау», менее 1 миллиона людей пользуются фиксированным подключением к интернету и при этом большая часть интернет-пользователей находится в Алматы.[12] 
 Проникновение интернета.На май 2012 года общее количество интернет-пользователей в Казахстане превысило 9,4 млн человек, количество сайтов в зоне KZ составил порядка 62000.Абонентов фиксированного интернета согласно системе электронной государственной статистики Казахстана «Талдау» — всего около 1 млн и в основном сконцентрированы в г. Алматы. 
 Количество активных пользователей портала www.egov.kz выросло в 122 раза, средняя посещаемость портала в сутки составляет порядка 25-30 тысяч пользователей. Услугами постоянно пользуются около 1 млн человек. Охват электронным государством населения в Казахстане равен 6%, однако отмечается активный интерес казахстанцев к порталу eGov, и идет постепенный рост пользователей электронных государственных услуг. 
 Финансовое обеспечение проекта «Электронного правительства» 
Общие затраты, предусмотренные в республиканском бюджете на реализацию Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010 — 2014 годы, которая утверждена Правительством РК 29 сентября 2010 года (по курсу на 28.09.2012 1 доллар США = 150,01 тенге). Всего до конца 2014 года на реализации программы ИКТ планируется потратить из госбюджета порядка 480 млн долларов США. 
 Представленная информация показывает, что в Казахстане идет уверенный рост развития ИКТ в государственном секторе и Правительство РК инвестирует крупные средства в реализацию проекта «Е-правительство». Политика и планы развития ИКТ в госсекторе четко обозначены в Программе Правительства РК по развитию информационных и коммуникационных технологий в на 2010 — 2014 годы. Министерство связи и информации является центральным органом Правительства, осуществляющим управление проектами eGOV, а также создан Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» — государственная компания для развития современных инфокоммуникационных технологий, в составе которой функционируют 6 акционерных обществ в сфере ИТ. Госхолдинг Зерде позиционирует себя как надежный партнер государства в развитии «электронного правительства». 
 Опыт соседней республики по создания проекта eGOV является достаточно интересным c точки зрения изучения опыта реализованных проектов для госсектора. Большинство крупных проектов по созданию eGOV были реализованы международными ИТ-компаниями, поставщиками ПО и оборудования и потрачены достаточно большие финансовые средства из госбюджета. В результате построена мощная технологическая база для будущих проектов, появились новые методы взаимоотношений чиновников и граждан посредством электронных систем.[13] 
 На практике, внедрение «Е-правительства» столкнулось с проблемой отсутствия критической массы граждан, готовых полноценно использовать сервисы eGOV. В Казахстане, по сравнению с Эстонией, не было уделено должного внимания вопросам повышения навыков пользования новыми и непривычными для людей системами и увеличения уровня компьютерной грамотности населения, особенно в регионах.

 

2.3 Проблемы реализации электронного правительства  в РК

 

Так же, как и в большинстве других стран, среди проблем, встающих на пути реализации электронного правительства в Казахстане, можно выделить, по крайней мере, три приоритетные группы: политические, социально-экономические и технические проблемы.

Первая группа политических проблем охватывает сложные и в то же время самые важные проблемы, от решения которых в наибольшей степени зависит процесс создания в Казахстане электронного правительства. Тем не менее, для реального продвижения в этом направлении и решения политических проблем необходимо осуществить целый ряд серьезных мероприятий. В частности, формированию электронного правительства должна предшествовать подготовительная работа, решающая такие задачи, как оценка готовности и потребности населения в услугах электронного правительства, определение достижимых целей по структуре предоставляемых населению услуг и по обеспечению преимуществ для обеих участвующих сторон, определение принципов и механизмов финансирования перехода на электронное правительство, выбор альтернативных источников финансирования и ряд других задач. Большое значение имеют инвестиции в создание информационных инфраструктур, оборудования, в развитие сервиса и услуг. При этом известно, что практически во всех развитых и во многих развивающихся странах основные инвестиции в информационные и коммуникационные технологии идут со стороны частного сектора. Даже в странах Центральной и Восточной Европы, которые практически одновременно с Казахстаном начали движение в сторону рыночной экономики, вопросы инвестиций находятся под контролем государства и им стимулируются, для чего созданы специальные полномочные органы власти или структуры, подотчетные правительствам. Поэтому главная задача казахстанского правительства состоит в создании реальных стимулирующих условий для роста объемаинвестиций. 
 К группе политических проблем следует отнести также проблемы разработки стратегии и основных принципов государственной политики в сфере формирования электронного правительства. Накопленный развитыми странами опыт позволил сформулировать ряд ключевых принципов для онлайнового распространения и обсуждения общественно значимой информации правительствами, гражданами и другими членами общества.  Концептуальное содержание этих принципов состоит в следующем: 
• демократическое обсуждение любой правительственной или общественной инициативы достигает наибольшей эффективности только при условии, когда оно проводится в рамках и под эгидой общественно нейтральной и полностью независимой по отношению к обсуждаемой инициативе сторонней организации; 
• предоставление каждому члену общества правительственной или иной необходимой ему общественной информации и возможность реально обсуждать проблемы, являющиеся жизненно важными для граждан, должны рассматриваться как сфера общественного обслуживания, причем контроль и управление этой службой не должны находиться в руках правительства; 
• стремление к открытости является серьезным шагом для повышения эффективности деятельности правительства, особенно, если такая открытость подкрепляется реальными актами, демонстрирующими влияние предложений, идей и опыта граждан на законодательные решения; 
• вне зависимости от уровня доступа правительство должно предоставлять своим гражданам и иным членам общества два типа информации; к первому типу относится информация, необходимая для улучшения качества жизни всех граждан общества, и она должна предоставляться правительством свободно и бесплатно; второй тип информации, обеспечивающий специфические потребности отдельных граждан или организаций, может предоставляться за плату.  
 В идеале модель участия граждан в процессе принятия решений должна объединять элементы электронной и представительской демократии и строиться на определенных базовых принципах. Эти принципы определяют, что граждане принимают участие в определении базовых ценностей и формировании целей, а также в создании совместного кодекса поведения посредством интерактивного диалога с правительством. Все эти действия предполагают активное воздействие на процессы принятия решений вместо прежнего пассивного созерцания. Далее, каждый гражданин может принять участие в определении приоритетности решения проблем национального и местного уровня и в их экспертизе. Наконец, весь накопленный опыт, а также прогнозы перспективных потребностей граждан должны регулярно анализироваться с позиций совершенствования технологий интерактивного взаимодействия с властями и расширения сферы их последующего распространения.  
 Использование информационных технологий изменяет парадигму процесса принятия решений, поскольку этот процесс смещается на уровень граждан, наделенными новыми для них возможностями и полномочиями. Сам процесс становится интерактивным, а источник принятия решений децентрализуется. Переход к новой парадигме вызывает ряд новых серьезных проблем, главная из которых заключается в том, что обе участвующие стороны – граждане и власти – должны переосмыслить свои действия в условиях интерактивной сетевой структуры и сформировать соответствующие кодексы поведения, определяющие их права и обязанности. Не менее важно также создать условия, при которых использование информационных сетей становится доступным и привлекательным для всех граждан. При этом не должны возникать предпосылки для появления неравенства между отдельными гражданами, так называемого «цифрового расслоения». 
При переходе на новые технологии интерактивного взаимодействия обе участвующие стороны должны быть готовы к изменению привычных традиционных форм своей деятельности. В частности, и граждане, и правительственные служащие должны повысить уровень своей компьютерной грамотности. Облегчение доступа к правительству предъявляет серьезные требования к структуре и составу правительственной информации и к персоналу, который ее готовит. Поддержка доступности информационных технологий подразумевает развитие стандартизации и унификации пользовательских средств и оборудования, таких как общие ресурсы, формы и типы стандартных программ просмотра и т.д. Наконец, большое значение для развития онлайнового взаимодействия и населением имеют качество правительственной информации с пользовательской точки зрения, а также ее сохранность и конфиденциальность. 
 Электронизация, являясь несомненно позитивным фактором, несет, однако, в себе и серьезный негативный потенциал в виде возможного усугубления существующего расслоения общества. В дополнение к экономическому, социальному и другим видам неравенства добавляется «цифровое неравенство», причем оно присуще, естественно, в различных масштабах всем без исключения странам мира, начиная от США и до самых отсталых стран. Основная трудность преодоления этой проблемы связана с большим разнообразием форм и уровней проявления цифрового расслоения и необходимостью активного международного сотрудничества и взаимопомощи. 
 Как показывает накопленный опыт, большинство проблем, которые встречаются в конкретных ситуациях, в основном одинаковы. Это позволяет достаточно уверенно использовать накопленный опыт. Перечень встречающихся барьеров на пути развития электронных правительств также достаточно типичен, а различия начинаются на уровне выбора путей их преодоления. При этом однозначно отмечается очень сильная зависимость этого выбора от политической воли правительства, а также от текущего экономического состояния конкретной страны. 
 В рассматриваемой группе социально-экономических проблем, затрагивающих все казахстанское общество, в первую очередь необходимо в максимально возможной степени наращивать усилия по повышению компьютерной грамотности и росту осведомленности о преимуществах использования информационных технологий в повседневной жизни каждого человека и прежде всего представителей молодого поколения, а также тех граждан, которые по роду своих занятий далеки от этой сферы.    Одним из эффективных путей повышения компьютерной грамотности заинтересованности в использовании компьютеров и информационных технологий являются содействие и поддержка домашней компьютеризации, которая служит мощным рычагом формирования информационного общества и эффективности которой в развитых странах давно не подвергается сомнению.  
 В группе технических проблем одной из основных является проблема развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Несмотря на достигнутые в последние годы в этой области определенные успехи Казахстан отстает не только от развитых стран мира, но и от многих развивающихся стран и от стран Центральной Европы. Так же, как и в других странах, темпы движения Казахстана к информационному обществу, а также к реальному распространения электронного правительства принципиально зависят от степени распространенности и доступности Интернета. Существующее состояние хотя и нельзя назвать катастрофическим. Однако реальной основы для решения проблемы пока не создает. Интернет должен быть доступен всему населению и всем организациям во всех регионах страны. 
 Развертыванию работ по практическому переходу на электронное правительство должны предшествовать всесторонние оценки готовности всех сторон, задействованных в новых формах взаимодействия.      Эти оценки должны проводиться по многим направлениям и охватывать в качестве первоочередных следующие моменты: 
• оценку организационной готовности правительственных структур, которая, в частности, включает анализ управляющей структуры, ее ориентированность на взаимодействие с населением, наличие квалифицированных специалистов среди правительственных служащих, уровень общей культуры, присущей всем структурам правительства; 
• оценку технической готовности правительственных структур, учитывающую возможности применяемых в деятельности правительства приложений Интернета и информационных технологий, инфраструктуру веб-сайтов и веб-приложений, готовность своих ключевых партнеров к организации интерактивного взаимодействия, степень расширения вопросов обеспечения безопасной работы в Интернете и других информационных приложениях, возможность интеграции с существующими традиционными технологиями; 
• анализ фактора готовности населения к техническому использованию информационных технологий, заинтересованности и потребности граждан в интерактивном взаимодействии со своим правительством или местными органами власти, а также состояния решения проблемы цифрового расслоения в обществе. 
 Немаловажное значение имеет организация международного сотрудничества в области создания электронных правительств. Опыт организации совместного пилотного проекта стран «Большой восьмерки» в 1998-2000гг. продемонстрировал высокую эффективность сотрудничества различных организаций в сфере формирования электронных правительств.  Результативность проводимой работы напрямую связана и возможностью использования накопленного опыта и широкого распространения разработанных технических решений и достигнутых результатов, а также с возможностью объединения усилий и ресурсов, особенно странами. Находящимися на приблизительно одинаковых уровнях своего развития. Кроме того, международное сотрудничество в области создания электронных правительств имеет большое значение для развивающихся стран. Речь идет о возможности как распространения современных электронных технологий на спонсорской основе среди непосредственных участников проекта, так и передачи членами проекта имеющихся у них достижений и технологий в развивающиеся страны. Этим создаются хорошие возможности для распространения накопленного опыта и знаний в вопросах организации онлайновых правительств и, следовательно, для демонстрации развивающимся странам несомненных преимуществ массового использования информационных технологий в государственном управлении. [15]

Информация о работе Инвестиционная политика в Казахстане