Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсового проекта является поиск резервов повышения эффективности использования научно-технического потенциала предприятия.
Для достижения поставленной цели и всестороннего изучения темы исследования в курсовом проекте были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты сущности научно-технического потенциала предприятий и пути повышения его эффективности
- Провести оценку экономической эффективности использования научно-технического потенциала ОАО «ПромАгрегат»
Ведение
1. Теоретические аспекты сущности научно-технического потенциала предприятий и пути повышения его эффективности
1.1 Сущность научно-технического потенциала и его роли в инновационном процессе
1.2 Структура научно-технического потенциала предприятия
1.2.1 Материально-техническая база науки
1.2.2 Научные кадры
1.2.3 Информационная система
1.2.4 Организационно-управленческая структура научной среды
1.3 Показатели научно-технического потенциала
1.3.1 Основные проблемы и принципы оценки научно-технического потенциала
1.3.2 Методологические подходы к оценке научно-технического потенциала
1.3.3 Основные оценочные показатели продуктивности и результативности научно-технической деятельности
Заключение
Библиография
-
информационно-методическое
-
организационное обеспечение.
Коробейников
О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. отмечают,
что для осуществления
- интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);
- материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);
- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);
- кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);
-
инфраструктурные (собственные подразделения
НИОКР, отдел главного
-
иные ресурсы, необходимые для
осуществления инновационной
Более
детально к вопросу оценке ИПП
подошли Косолапое О.В., Гиренко-Коцуба
О.А. Их точка зрения заключается
в том, что инновационный потенциал
организации в общем виде включает
предполагаемые или уже мобилизованные
ресурсы и организационный
Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса (исследования - разработки - производство - распространение (использование на практике), но и вне его, в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей.
Научно-техническая деятельность, как и остальные виды человеческой деятельности, основаны на использовании и потреблении определенных видов ресурсов.
Понятие
НТП отражает соответствующим образом
организованную систему указанных
ресурсов, придающую данному набору
элементов требуемую для
Наиболее признанной и распространенной в настоящее время является структуризация потенциала по видам научно-технических ресурсов, соответствующим составным элементам процесса научно-технической деятельности, а именно - учет таких составляющих как:
- кадровая;
- материально-техническая;
- информационная;
- организационная;
- финансовая.
Следует
учитывать, что границы между
различными составляющими НТПл достаточно
условны. Так, владение информацией
можно считать компонентом
Кроме того, составляющие НТПл в какой-то мере взаимозаменяемы. Так, недостаточные уровни квалификации кадров, организации или управления до некоторой степени могут быть компенсированы избыточным расходованием кадровых и материальных ресурсов.
Каждая из выделенных основных составляющих НТПл представляет собой крупную подсистему науки и техники со своими закономерностями функционирования и развития.
1.2.1 Материально-техническая база науки
Материально-техническую
составляющую НТПл образуют средства
научного труда, создающие необходимые
объективные условия для
Материально-техническая составляющая включает в себя основные фонды, расходные материалы и другие компоненты, необходимые для выполнения исследований и разработок, их информационного обеспечения, организационного управления всеми работами, и отражает как объем этих компонентов, так и их качественный состав.
В
качестве ресурсного потока, поддерживающего
существование и
1.2.2 Научные кадры
Кадровая
составляющая является важнейшим специфичным
компонентом НТПл, что определяется
особой ролью живого творческого
труда в научной и научно-
В основе новой концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия. Учебный процесс не ограничивается передачей обучающимся необходимой суммы знаний и навыков по определенной профессии, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями. В процессе обучения усиливается творческий элемент.
Важной составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Такое обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы.
Уровень
использования кадрового
1.2.3 Информационная система
Информационная
составляющая (информационная основа
научно-технической
1.2.4 Организационно-управленческая структура научной среды
Организационная
составляющая НТПл включает в себя
совокупность методов и способов
организации использования
1.3 Показатели научно-
1.3.1 Основные проблемы и принципы оценки научно-технического потенциала
Значительные
роль и место научно-технической
деятельности в современном общественном
производстве настоятельно диктуют
необходимость
Очевидно,
что инструментом, с помощью которого
выявляются закономерности процессов
и явлений в области
В
настоящее время оценка НТПл - уже
укоренившийся инструмент научно-инновационной
политики, причем обладающий большим
будущим. Однако к оценке НТПл до сих
пор нет единого подхода. Существует
в частности, и такая точка
зрения, что объективная оценка НТПл
вообще невозможна вследствие «расплывчатости»,
неопределенности многих категорий
науковедения (в частности, отсутствия
однозначности в самой
Необходимо
отметить, что задача объективной
оценки научно-технической
Однако большая часть специалистов исходит из того, что на практике важны не столько методы оценки НТПл, а, прежде всего, влияние оценки НТПл на управление научными исследованиями, и, вследствие этого, не только правомерно, но и целесообразно производить оценку НТПл для дальнейшего принятия управленческих решений в области организации научной (научно-технической) деятельности.
Отсутствие
же единых подходов к оценке НТПл во
многом объясняется тем
Методическую общность оценки НТПл должно обеспечивать следование следующим ключевым системным принципам:
-
комплексность как
-
получение оценки НТПл, как непосредственно
неизмеримой величины, через систему
индикаторов (т.е. через
-
необходимость и достаточность
выбранной системы показателей
(индикаторов) для отображения
существенных факторов
-
возможно более широкое
-
представление графико-
1.3.2 Методологические подходы к оценке научно-технического потенциала
Выбор
системы индикаторов (показателей),
возможно более адекватно (прямо
или косвенно) отражающих НТПл исследуемой
научно-технической системы, производится
на основе выявления наиболее существенных
сторон и особенностей ее деятельности
с учетом требований согласованности
друг с другом целей системы, набора
показателей и периода оценки,
а также возможностей достоверного
измерения или расчета
Информация о работе Инновации и научно -технический потенциал предприятия