Данные по Японии получены из доклада
научно-исследовательского комитета по
прогнозированию технологического развития
до 2010 года. Показательным выглядит анализ технологического уровня на примере
электронной промышленности. Еще недавно
российские ученые прочно удерживали
лидирующие позиции по некоторым направлениям.
К настоящему времени, по
мнению ряда специалистов, Россия
безнадежно отстала от мировых лидеров. Тем не менее, и в электронике
все еще существует значительное количество
боеспособных технологий, конкурентное
преимущество которых заключается не
в низкой стоимости. Эти примеры подтверждают
тезис о том, что практически в любой отрасли
можно найти высокоэффективные технологии,
имеющие хороший экспортный потенциал.
Однако, как и в других сферах человеческой
деятельности, работа в этом сегменте
рынка требует специализации и высокопрофессионального
подхода.
Российские компании могут поставлять
на зарубежный рынок такие наукоемкие соответствующие
мировым стандартам изделия, как электровакуумные
и СВЧ-приборы, полупроводниковые, газовые
и твердотельные лазеры различного назначения,
лазерные гироскопы, ЖК-индикаторы и панели,
электроннооптические приборы, мощные
полупроводниковые приборы, газоразрядные
панели, резисторы, конденсаторы и многое
другое. Можно сделать уверенный вывод
о том, что в России имеется хороший потенциал
для коммерциализации разработок. Однако
значительные препятствия на пути коммерциализации
технологий создает недооценка российскими
технологами, подобно многим технологам
во всем мире, роли финансов и менеджмента
в коммерциализации технологий. Технология,
финансы и менеджмент — вот те три кита,
которые необходимо учитывать при обсуждении
возможности использования российских
технологий.
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В настоящее время инновационная деятельность
в России переживает трудные времена.
Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные
инновации осуществлялись государством.
Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний
день ситуации заключается в том, что в
стране имеются значительные технологические
заделы, уникальная научно-производственная
база и высококвалифицированные кадры,
но в то же время в связи с общим экономическим
упадком существует крайне слабая ориентация
этого инновационного потенциала на реализацию
научных достижений.
Основные трудности в реализации инновационного
потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного
финансирования, в т. ч. заемных и привлеченных
средств, так и с нехваткой собственных
средств у организаций, поскольку спад
производства и постоянный дефицит денежных
средств у организаций не оставляют ресурсов
для инновационной деятельности. В связи
с этим в последние годы в стране резко
упала инновационная активность промышленных
предприятий и в ближайшее время не прогнозируется
ее существенного роста.
Однако дефицит средств является не единственным
фактором спада инновационной активности. Особого
внимания и совершенствования также требует
инновационная инфраструктура (страхование
рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все
то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной
активности
Существуют также проблемы связанные с законодательными
актами, регулирующими инновационную
политику России. В Федеральном законе
РФ "О науке и государственной научно-технической
политике" сформулирована система целей
государственной научно-технической политики.
Это единственная попытка формирования
целостной системы целей, однако результат
этой попытки с позиций системности вряд
ли можно признать удачным.
Более четкий подход использован
при разработке проекта Федерального
закона "Об инновационной деятельности
и государственной инновационной политике в РФ".
В нем определены ключевые моменты государственной
инновационной политики: цели, принципы,
инструменты государственного влияния
на инновационные процессы. Однако если
рассмотреть данный проект более внимательно,
с тех же позиций системности он хотя и
несколько лучше, но имеет тоже недостатки.
Безусловно, цели государственной
политики в той или иной области должны
быть сформулированы четко, и это необходимо
сделать таким образом, чтобы из них логично
вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти.
В нашем же случае в ключевых разделах,
определяющих цели политики, авторы обоих
актов путают цели и способы их достижения,
но зато очень тщательно подходят к тем
разделам, где определяются порядок и
ответственность при формировании программ,
финансируемых из федерального бюджета.
В настоящее время перед Россией
стоит задача "коренного пересмотра
модели экономического развития и ускоренного
перехода к экономике знаний". Именно это предусмотрено
в документах, определяющих развитие России
в краткосрочной и долгосрочной перспективе,
в частности, в Основных направлениях
деятельности Правительства Российской
Федерации на период до 2012 года , Стратегии
развития науки и инноваций в Российской
Федерации на период до 2015 года ,Концепции
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года. Но переход к экономике инновационного
типа, функционирование инновационной
системы требуют комплекса организационных,
экономических, управленческих и политических
решений. Одним из важнейших условий достижения
поставленной цели является снятие правовых
барьеров на пути разработки научно-технической
продукции и внедрении полученных результатов
в хозяйственную практику. Речь идет о
разработке системного законодательного
обеспечения инновационной деятельности,
установлении обоснованных и долговременных
правил отношений между участниками инновационного
и инвестиционного процесса.
В 2010 году в рамках исследования,
проведенного Экспертами Российской экономической
школы, компании PricewaterhousCoopers в России
и Центром технологий и инноваций PwC, в
сотрудничестве с Российской венчурной
компанией и Российской корпорацией нанотехнологий
был проведен опрос руководителей 100 крупных
предприятий в России, более 50 % из которых
с годовым оборотом свыше 1 миллиарда долларов
в год, оборот остальных - составляет от
100 миллионов до 1 миллиарда в год.
Таким образом, исследование
"Инновационная активность крупного
бизнеса в России: механизмы, барьеры,
перспективы" наглядно демонстрирует необходимость совершенствования
нормативно-правовых актов, регулирующих
инновационную и инвестиционную деятельность
на федеральном и региональном уровне.
Деятельность, связанную
со стимулированием разработки технологических
инноваций, внедрением в реальном секторе отечественной
экономики и инвестиционной деятельностью
регулирует более 500 нормативно-правовых
актов.
В том числе, государственная
политика в области развития инновационной
системы в долгосрочной перспективе будет
реализовываться в соответствии с Концепцией долгосрочного
социального экономического развития
на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического
развития Приволжского федерального округа
на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного
прогноза научно-технологического развития
РФ на период до 2025 года, Прогнозу научно-технологического
развития Российской Федерации на долгосрочную
перспективу, Стратегией развития науки
и инноваций в Российской Федерации на
период до 2015 года, Комплексной программой
научно-технологического развития и технологической
модернизации экономики Российской Федерации
до 2015 года, Основными направлениями государственной
политики в области развития инновационной
системы.
Переход к рыночным отношениям
в Российской Федерации выявил серьезное
несоответствие законодательных норм
новым условиям управления в сфере науки,
техники и инновационной деятельности.
Отсутствие нормативно-правового
регулирования является одним из сдерживающих
факторов развития инновационной деятельности.
Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются
устранить этот недостаток путем принятия
региональных документов. Сложность разработки
нормативно-правовых актов по инновационной
деятельности состоит прежде всего в том,
что до настоящего времени основные понятия,
такие, как "инновация", "инновационная
деятельность", "государственная
инновационная политика" и другие, трактуются
неоднозначно.
Все эти и многие другие проблемы
призвана решать инновационная политика
государства, главной задачей которой
является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта
страны за счет освоения производства
новых видов продукции и технологий, а
также расширения рынков сбыта отечественных
товаров.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ
Согласно принятой концепции,
главной задачей государственной политики
в области развития науки и технологий
является переход нашей страны к инновационному
пути развития - на основе избранных приоритетов,
которые определены как с учетом общемировых тенденций развития
науки и технологий и имеющихся в России
заделов в научно-технической и образовательной
сферах, так и исходя из современных тенденций
развития рынков.
Базисом для создания национальной
инновационной системы является развитие
фундаментальных исследований и
системы образования в целом как приоритетов
социально-экономической политики государства,
а государственная инновационная политика
строится на принципе гармонизации интересов
государственного и частного секторов
экономики и реализуется независимо от
отраслевой принадлежности и формы собственности
предприятий и организаций.
Одним из важнейших направлений
создания инновационной инфраструктуры
в России является основание инновационных
центров, технологических парков и инкубаторов
малых фирм и других структур, которые
поддерживают деятельность наукоемких
инновационных предприятий и способствуют
передаче на рынок готовой научно-технической
продукции. В России действуют более 40
научных и технологических парков, в которые
входят свыше 80 инновационных фирм и 150
сервисных предприятий.
Созданы Ассоциация научных
технологических парков и инкубаторов
бизнеса, Союз инновационных предприятий,
Союз независимых инжиниринговых организаций
(фирм), Ассоциация управления проектами
и ряд других, объединившихся в Российский инновационный
союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных
предприятий, технологических центров
и технополисов. Основной целью своей
деятельности данные организации ставят
освоение и реализацию на внутреннем и
внешнем рынках конкурентоспособной продукции
и технологий на базе инноваций..
Исходя из современного состояния
научно-технической и производственно-технологической
сфер российской экономики, основными
направлениями государственной инновационной
политики являются:
развитие имеющихся структурных звеньев
российской национальной инновационной
системы и создание недостающих;
укрепление и гармонизация
связей между отдельными звеньями национальной
инновационной системы;
обеспечение необходимых
условий для деятельности как целостной
системы и реализации её конкурентных
преимуществ.
Реализация государственной
политики в области развития науки и технологий,
прежде всего, нацелена на эффективное
функционирование целостной, способной
к воспроизводству и саморазвитию национальной
инновационной системы, включающей как
научно-техническую, так и производственно-технологическую
сферы экономики, ориентированные на интенсивную
разработку и производство товаров и услуг,
конкурентоспособных на мировом рынке.
Для решения задач по реализации
государственной инновационной политики
Минпромнауки России в настоящее время
разрабатывает комплекс мероприятий,
нацеленных как на развитие инновационной
инфраструктуры, так и на поддержание
приоритетных направлений научно-технологической
сферы, создание особой, инновационно-ориентированной
среды во всех секторах российской экономики.
Одно из перспективных направлений
- развитие национальной венчурной индустрии.
Для расширения ресурсной базы венчурных
фондов готовятся нормативно-правовые
акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных
фондов, страховых компаний и коммерческих
банков. Будут разработаны и правила совместного
участия в венчурных фондах частных инвесторов
и государства (за счет средств из бюджетных
и внебюджетных источников). В настоящий
момент начато создание системы специализированных
центров по венчурному предпринимательству.
Они обеспечат информационную поддержку
и консультирование, подготовку специалистов
венчурных фондов и персонала инновационных
предприятий для совместной деятельности
с венчурными инвесторами.
Другим из основных направлений
инновационной политики является работа
с важнейшими инновационными проектами
государственного значения, призванными
решать задачи захвата различных секторов
национального и международного рынков
высокотехнологичной продукции.
Под важнейшим инновационным
проектом государственного значения понимается
комплекс взаимоувязанных по ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления
мероприятий, направленных на достижение
необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического
эффекта, имеющего значение на уровне
экономики в целом или крупных секторов
экономики; решение наиболее актуальных
задач в социальной сфере, в первую очередь,
связанных с повышением качества жизни
населения, включающий научные исследования,
опытно-конструкторские и технологические
разработки, освоение производства и вывод
продукции на рынок, на реализации которого
концентрируются ресурсы и который обеспечивается
государственной поддержкой.
Инновационные проекты государственной значимости представляют
собой новый для России инструмент государственной
инновационной и промышленной политики,
направленный на реализацию конкурентных
преимуществ науки и промышленности, связанных
с результатами исследований и разработок,
полученных в государственном и частном
секторе науки по заказу и при финансовом
участии государства.