Инновационная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в раскрытии роли государственной поддержки инновационной деятельности, а также в анализе государственной инновационной политики зарубежных стран и России. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
изучение теоретических основ , инновационной политики;
изучение текущего состояния инновационного процесса и перспектив развития;
изучение основных проблем развития инновационной политики Российской Федерации;
изучение основных направлений и перспектив развития инновационной политики Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……………………....3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ .. .5
1.1.Понятие и сущность государственной инновационной политики…..….5
1.2.Принципы и формирование государственной инновационной политики…………………………………………………………………………..6
2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ……………………………………………….....11
2.1.Состояние инновационной базы Российской Федерации………………11
2.2.Сравнение Российских технологий с мировым уровнем……..………..13
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………….……………..19
4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………….……………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2014-1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Очень важна роль экономических критериев при отборе проектов, имеющих особо важное государственное значение. Финансовая поддержка этих проектов со стороны государства должна быть обусловлена софинансированием со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении "команд" исполнителей, способных далее самостоятельно организовывать и вести подобные проекты.

Не менее важно, чтобы эти проекты не только опирались на существующую инфраструктуру, но и создавали мотивацию для выращивания крупных корпоративных структур. Такие структуры в конечном счете должны стать базисом новой экономики России.

Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:

  • работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;

  • работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;

  • научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);

  • направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.

Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:

  • качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;

  • качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения; преодоление технического отставания страны;

достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для стабильного функционирования инновационной системы прежде всего необходимо сформировать законодательную базу. Потому что любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен в защищённости своих прав на изобретение и на получение соответствующего дохода от его использования третьими лицами.

Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

Пока у нас ещё остаётся определённый запас в ряде отраслей, особенно ВПК и по некоторым отдельным разработкам в области электроники и космоса. Однако в современном мире скорость с которой этот запас тает, внушает серьёзные опасения за отечественные перспективы. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Особенно это касается муниципалитетов. Несколько хуже у нас обстоят дела с привлечением крупного бизнеса в сферу инноваций.

Российская венчурная компания – это шаг правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство предлагает в управление свои деньги, то есть деньги налогоплательщиков конечно, при этом сохраняя права на плоды венчурных проектов. Дело ещё и в том, что  ранее было проблематично консолидировать инвестиционные усилия на заданном направлении, теперь же государство как бы говорит, - «Вот вам пожалуйста деньги, только разработайте то, что мне надо». Как минусы можно отметь не прозрачность распределения прибыли и рисков по проектам. А так же не проработанные методы контроля за направлениями расходования средств фондов.

Другое дело Банк Развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Важную роль в относительно быстром создании Банка сыграл президент Путин, своим указам лично давший импульс его рождению. Однако у Банка развития много задач и поддержка инновация не является непосредственно главной среди них. Однако условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ.

Технопарки, Наукограды и Академгородки пока не имеют серьезного влияния на  инновационные процессы в РФ в силу различных причин. Технопраки ещё не успели себя показать. Пока строятся и, надо сказать, весьма активно. Их роль в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки.

А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено  в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной.

Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционный климат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризации предприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний.

Результатами реализации инновационной и научно-технологической политики станут:

  • интеграция инновационных систем регионов в окружную и российскую инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

  • обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;

  • обеспечение инновационных секторов экономики высоко-профессиональными кадрами;

  • формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на инновационной экономике;

  • действенная защита частной, включая интеллектуальную, собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

  • развитие научно-производственной инновационной инфраструктуры: центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, особые экономические зоны (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и другие.

Обобщая результаты теоретического анализа и практического состояния инновационной политики зарубежных стран и России, можно сказать, что государственная инновационная политика это система согласованных законодательных, административных, финансово-экономических решений и действий, сбалансированных по ресурсам, позволяющих управлять развитием страны или ее отдельных регионов в соответствии со стратегическими целями и прогнозируемыми показателями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. - М.: Издательство "Академия Естествознания", 2011-300 с..
  2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2010 - 304 с.
  3. Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2009. - 512 с.
  4. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. - 482 с.
  5. Гринев В. Ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2011. - 152 с.
  6. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент. - М.: Проспект, 2009. - 128 с.
  7. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 295 с.
  8. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2009. - 367с.
  9. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. - М., 2010.
  10. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // "Инновации". – 2010.
  11. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, - ВК ЗАО “Экспоцентр”. – 2010.
  12. Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). – М.: ГРИФ, 2005.

 


Информация о работе Инновационная политика предприятия