Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 00:12, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблем и рассмотрение перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
Исследование сущности и видов (форм) иностранных инвестиций;
Анализ динамики поступлений иностранных инвестиций, оценка инвестиционной деятельности в Республике Беларусь (РБ);
Определение проблем и перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь.
вкладов, вложений в акции и другие ценные бумаги, страховые полисы и др.
оборудования и другого имущества юридических и физических лиц в уставные фонды создаваемых предприятия, компаний, банков и т. п.
прав на интеллектуальную собственность, имущественных прав, научно-технической продукции и т. п. [12, c. 31]
Таким образом, для экономики нашей страны велика роль зарубежных инвестиций. Вкладывая капитал в другой стране, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции, которые для принимающей стороны являются иностранными инвестициями. Иными словами, под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими и физическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные ими хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
В отношении таких инвестиций можно отметить, что они способствуют
повышению технического и организационного уровня отечественного
производства в результате передачи опыта предпринимателей развитых стран. Иностранные инвестиции привлекаются в экономику страны с целью осуществления её структурной перестройки и обеспечение экономического роста. Использование иностранного капитала нацелено на развитие экспортного капитала страны, расширение производства импортозамещения, повышение уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции.
1.2 Инвестиционная политика в контексте международных тенденций
Иностранные инвестиции целесообразны в любой стране с рыночной экономикой. Особенно необходимы они развивающимся странам, вступившим на путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов (как, например, Республика Беларусь).
Используя передовые зарубежные технологии, научно-исследовательские разработки, современное оборудование, прогрессивный опыт ведения бизнеса, принимающая страна может модернизировать действующие предприятия, создавать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику. Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований [13, с. 32].
Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что иностранные инвестиции только тогда положительно влияют на темпы экономического роста, когда их объемы, структура и условия привлечения жестко регулируются и контролируются государством. Так, если наблюдается опережающий рост иностранных кредитных инвестиций (по сравнению с прямыми и портфельными), то вероятен рост внешнего долга, что может, в свою очередь, привести к подрыву экономической безопасности страны. Отношение валового внешнего долга (DDL) к валовому внутреннему продукту (ВВП), по рекомендациям Всемирного Банка, не должно превышать 50%, а отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг – традиционный и распространенный показатель кредитоспособности страны – 20% [9, с. 11].
Иностранные инвестиции могут стать катализатором ускоренного экономического и социального развития страны-реципиента. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие значительного экономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают иностранный капитал (Китай , Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехия и др.). Неоспорим вклад иностранного капитала в достижение высоких уровней экономического развития таких стран, как США, Франция, Германия, Италия, Швейцария и другие [13,с. 32].
Поскольку иностранные кредитные инвестиции являются срочными, возвратными и платными, то именно они оказывают существенное влияние на рост внешнего долга страны. Более того, иностранные кредитные инвестиции, направляемые в рамках межправительственных соглашений в страны с переходной экономикой, являются, как правило, связанными товарными кредитами, выдаваемыми под государственные гарантии страны-реципиента, и главным образом предназначены для стимулирования экспорта товаров и услуг страны-донора. В этой связи для стран с переходной экономикой наиболее предпочтительно увеличение удельного веса прямых инвестиций. Они, с одной стороны, более тесно связаны с развитием реального сектора экономики, с задействованием передовых технологий и современных методов менеджмента и маркетинга; с другой стороны, государство не несет по прямым инвестициям экономических и политических обязательств, так как они не ложатся бременем на внешний долг государства, обеспечивают интеграцию национальной экономики в мировую и служат фактором усиления рыночных отношений [9, с. 11].
Иностранные инвестиции способны оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на темпы экономического роста национальной экономики. Среди разнообразных кризисов, переживаемых современными переходными экономиками, инвестиционный кризис выделяется особо. Как правило, он выражается в снижении объема капитальных вложений в долгосрочные активы и, таким образом, в старении и выходе из строя основных фондов и утрате вследствие этого предприятиями и целыми отраслями не только конкурентоспособности, но и самой возможности своего существования. Снижение объема капитальных вложений может быть обусловлено многими причинами, например, низким уровнем национальных сбережений и, таким образом, отсутствием реальных источников капиталовложений, непредсказуемой денежно-кредитной и валютной политикой государства и т. п. В условиях, когда на капиталовложения из отечественных источников всерьез рассчитывать не приходится, иностранные инвестиции могут сыграть роль импульса экономического роста. Однако достичь эффекта от них можно только путем их эффективного регулирования со стороны государства [9, с. 6].
Как свидетельствует опыт экономик переходного периода, система государственного регулирования иностранных инвестиций должна быть определена до того, как будут приняты законодательные гарантии для иностранных инвесторов. В противном случае иностранные инвестиции будут направляться, например, в те сферы предпринимательской деятельности, которые дают быструю отдачу, но мало влияют на темпы экономического роста страны и даже подрывают ее экономическую устойчивость и безопасность. Ведущие мировые экспортеры инвестиционных ресурсов (страны, международные инвестиционные фонды, транснациональные банки и корпорации, частные корпоративные структуры) всегда заинтересованы в высокой прибыльности инвестиций. Поэтому они ищут возможности создания благоприятных условий прежде всего для себя как инвесторов, чтобы зарабатывать в развивающихся странах и странах с переходной экономикой больше прибыли.
Анализ переходных экономик показывает, что на начальном этапе реформ государство мало задумывается над сферой вложения привлекаемых иностранных инвестиций и их влиянием на национальную экономику. Кроме того, на данном этапе для иностранных инвесторов создаются более благоприятные условия, чем для отечественных. Это приводит к тому, что иностранные инвестиции направляются в наиболее доходные сферы, например, в приобретение государственных ценных бумаг, финансовый или банковский сектор[9, с. 7]. Через ценные бумаги осуществляется инвестиционный процесс, при котором инвестиции автоматически направляются в самые эффективные отрасли, их получают наиболее жизнеспособные рыночные структуры.
Рынок корпоративных ценных бумаг – это сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы. Именно он определяет размеры накоплений и инвестиций, служит средством поддержания пропорциональности в экономике и определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики. Стратегия же привлечения иностранных инвестиций в экономику любой страны должна базироваться прежде всего на взаимных интересах потенциальных иностранных инвесторов и национальной экономики [5, с. 215].
Определяющим критерием привлечения иностранного капитала является трансферт иностранных технологий или иных инновационных внешних факторов. Факт отнесения предприятия с долей иностранного капитала к разряду привлекающих положительно отражается на повышении его престижа и внутренней конкурентоспособности [5, с. 221].
Положительное влияние иностранных инвестиций на рост и состояние национальной экономики давно подтверждено практикой. С позиций Беларуси интересен опыт привлечения инвестиций некоторыми государствами Восточной Европы, также имеющими социалистическое прошлое и по размеру внутреннего рынка и ресурсообеспеченности сравнимыми с нашей страной. К ним можно отнести Чехию и Венгрию, достигших наибольшего успеха в привлечении в экономику инвестиционных потоков.
К факторам, столь благоприятно повлиявшим на приток инвестиций в Венгрию и Чехию, относят, прежде всего, непосредственную географическую близость к головному предприятию (как правило, в одной из стран Европейского союза) и относительно низкие затраты на оплату труда при сравнительно высоком уровне производительности. Беларуси присущи как первый, так и второй из перечисленных потенциальных факторов, или так называемых предпосылок инвестирования [3, с. 27].
На сегодняшний день необходима корректировка программ мероприятий по стимулированию и развитию инвестиционного сотрудничества в сферах промышленности и торговли. В западно-европейских кругах наша республика пока малоизвестна как деловой партнёр. Шансы и возможности совместной работы не изучены в полной мере и, соответственно, не исчерпаны. Немецкие специалисты предприятий, осуществивших капиталовложения в белорусскую экономику в форме прямых иностранных инвестиций и открывшие здесь производственные единицы, положительно отзываются о развитии взаимного сотрудничества с белорусскими предприятиями, высоком технологическим уровнем подготовки кадров и трудовой дисциплине.
Однако западным инвесторам все ещё не хватает на белорусском рынке надёжных институциональных рамок для развития сотрудничества. К ним, по результатам проведённых исследований, относятся, прежде всего, наращивание темпа реформ, дальнейшее развитие процесса приватизации, расширение пределов предпринимательской свободы и рамок хозяйственной деятельности, поддержка процесса развития малого и среднего бизнеса.
Таким образом, процесс глобализации мировой экономики и расширение Европейского союза на Восток увеличивает возможности углубления процессов интеграции и экономического сотрудничества Республики Беларусь с государствами ЕС. Целенаправленные мероприятия по улучшению институциональных рамок развития инвестиционной деятельности стабилизируют внешнеэкономический имидж республики и будут способствовать её скорейшей интеграции на мировую арену [11, с. 16].
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что иностранные инвестиции в национальных экономиках есть закономерное проявление международного движения капитала. Они необходимы в любом обществе с рыночной экономикой, где протекает нормальный инвестиционный процесс, требующий постоянного притока высокотехнологичных и высокотехничных инвестиций. В то же время иностранные инвестиции выступают лишь как дополнение к национальным источникам капитальных вложений и должны регулироваться государством с целью балансирования интересов иностранных инвесторов и национальной экономики.
2.1 Инвестиционный климат в Республике Беларусь
Готовность инвесторов вкладывать капитал в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Под инвестиционным климатом, как правило, понимается совокупность политических, экономических, правовых, административных условий, определяющих деятельность иностранного инвестора в конкретной стране, а также меры, предпринимаемые в ней для привлечения иностранного капитала.
Иностранный инвестор, выбирая государство для размещения капитала, ищет наиболее благоприятные условия, оценивает их с различных позиций и, в первую очередь, обращает внимание, насколько эти условия стабильны и как долго сохраняются [3, с. 26].
Привлекательным для иностранных инвесторов в Беларуси является:
единому таможенному пространству с Российской Федерацией, а в ближайшей перспективе – и единому экономическому пространству Беларуси, Казахстана, России и Украины);
собственности. Как показал опыт стран Центральной Европы, возможность участия в приватизации является одним из главных факторов, стимулирующих приток прямых иностранных инвестиций;
предприятий;
структурам различных форм собственности [13, с. 33].
Обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и барометром для иностранных инвесторов являются индекс инвестиционного климата или обратный ему – индекс риска. На Западе существуют специальные фирмы, которые определяют вышеназванные индексы и публикуют их в средствах массовой информации. К сожалению, приходится отмечать, что они присвоили Беларуси достаточно низкий индекс инвестиционной привлекательности.
Потребности Республики Беларусь в инвестициях очень значительны. Согласно статистическим данным к началу третьего тысячелетия износ основных средств составил более 60%, в том числе износ оборудования – более 80%. Ежегодно восстанавливается в промышленности не более 2,5% основных средств. По оценкам Министерства экономики РБ, на период с 2005-2015 гг. необходимо затратить 50 млрд. долл. США, чтобы разрешить проблему инвестиций, в том числе потребность в иностранных инвестициях на начало 2010 г. оценивалась в 15 млрд. долл. США [4, с. 51].
Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь