Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 00:12, курсовая работа
Целью данной работы является выявление проблем и рассмотрение перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
Исследование сущности и видов (форм) иностранных инвестиций;
Анализ динамики поступлений иностранных инвестиций, оценка инвестиционной деятельности в Республике Беларусь (РБ);
Определение проблем и перспектив привлечения иностранных инвестиций в экономику Республику Беларусь.
3.1 Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь
Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В числе факторов, сдерживающих приток средств зарубежных инвесторов в экономику РБ, можно назвать:
Рассматривая проблемы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:
В соответствии с принятыми решениями и программами развития, приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т. е. определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т. д.).
Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т. д.).
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики [4, с. 16].
С целью привлечения инвестиций в экономику Беларуси разработана Национальная программа, согласно которой в среднесрочной перспективе на реконструкцию экономики и обеспечение стабильного экономического роста требуется порядка 50 млрд. дол. США. Однако данная программа выполнена менее, чем на 1%. В целом экономическая политика нашего государства нацелена на достижение большей открытости, устранение барьеров во внешнеэкономических отношениях. Несмотря на все это, Беларусь продолжает оставаться страной, куда не идут инвестиции. Какие же причины способствуют развитию инвестиционного кризиса в Республике Беларусь и, соответственно, определяют проблемы инвестирования из-за рубежа?
Прежде всего, следующие:
которыми продолжают связываться инвестиционные ожидания всех субъектов хозяйствования, включая приватизированные предприятия;
Инвестиционный рейтинг республики, по оценкам различных мировых финансовых изданий, низок. Среди факторов негативного состояния называют частые изменения законодательства. Сокращение объемов иностранных кредитных ресурсов во многом объясняют наличием просроченной задолженности по некоторым кредитным линиям и другим финансово-экономическим обязательствам, а также отсутствием высокорентабельных, валютоокупаемых инвестиционных проектов. Кроме того не отрегулированы взаимоотношения с международными финансовыми организациями. Их активность на территории Республики Беларусь сокращена. Отсутствие оптимизма при оценке инвестиционной активности иностранных инвесторов объясняется во многом временным приостановлением регистрации совместными иностранных предприятий, а также не всегда обоснованными частыми перерегистрациями действующих хозяйствующих субъектов.
Негативное влияние на приток иностранного капитала в Беларусь оказывают такие факторы, как периодически повторяющаяся политика множественности курсов белорусского рубля на валютном рынке, ограничения на проведение расчетных операций в национальной валюте, наличие обязательной продажи части валютной выручки, трудности в приобретении валюты для оплаты импорта и вывоза заработанной иностранными инвесторами прибыли. Многих инвесторов беспокоит наличие большого числа контролирующих органов, необходимость предоставления сложной отчетности, выбор форм и направлений инвестирования импортера капитала. Все это подрывает привлекательность Беларуси для иностранных инвестиций. Поэтому необходимо создавать положительный имидж Беларуси как надежного делового партнера и укреплять его, развивать инвестиционный потенциал республики, налаживать прямые контакты национальных организаций с иностранными инвесторами [10, с. 52].
3.2 Стратегия и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь
После приобретения самостоятельности экономика Республики Беларусь развивалась в основном за счет внутренних инвестиционных ресурсов. Однако намеченная широкомасштабная модернизация производственного потенциала, поддержание стабильной конкурентоспособности производимой продукции, развитие сферы услуг требуют значительного увеличения инвестиционного капитала.
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Белорусская экономика сегодня – это в достаточной степени подготовленная площадка для масштабного и осознанного привлечения иностранных инвестиций.
Сегодня в Беларуси работает более 5 тыс. организаций с иностранным капиталом. Наибольшим количеством организаций представлены Россия, Литва, Германия, Польша, Кипр, Великобритания. Это подтверждает, что цели, задачи и принципы, которые определяют экономику стран Евросоюза, все в большей степени становятся востребованными и для современной Беларуси.
Беларусь входит в единое экономическое пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и к огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют также положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации.
Иностранный капитал невозможно привлечь без интеграции в мировой инвестиционный процесс, поэтому Республика Беларусь тесно сотрудничает с международными финансовыми и инвестиционными организациями: Европейским банком реконструкции и развития, Международным банком реконструкции и развития, Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией, Агенством Мирового банка по содействию инвестициям, Международным агенством по гарантиям инвестиций и др. Активно развивается инвестиционное сотрудничество и с отдельными странами. С многими государствами подписаны межправительственные соглашения «О торгово-экономическом сотрудничестве», «Об избежании двойного налогообложения иностранных субъектов хозяйствования». Заключено свыше 50 двух- и многосторонних договоров «О взаимном содействии осуществлению и защите инвестиций» с правительствами других государств, в частности, с США, Германией, Великобританией, Францией, Швецией, Швейцарией, Италией, Чехией, Финляндией, Китаем, Турцией, Болгарией, Румынией и др. [13, с. 33-34].
Однако первоочередным фактором, определяющим и обеспечивающим инвестиционную привлекательность того или иного государства, является состояние инвестиционного законодательства. Нормативное поле, или «законодательный фон» - существенный элемент инвестиционного климата [3, с. 28]. Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 9 октября 2001 г., четко и однозначно определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в РБ и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории белорусского государства [4, с. 52]. Следует отметить последние изменения в инвестиционном законодательстве. С 7 ноября 2009 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь № 10, который позволяет инвестору заключить с нашим государством инвестиционный договор и установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала. Декретом предусмотрены дополнительные льготные условия осуществления инвестиционной деятельности и преференции в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, в которых заинтересовано государство, принят Указ Президента Республики Беларусь (от 6 августа 2009 г. №м413), которым введен институт инвестиционных агентов [22, с. 8].
Наше государство также не оставило иностранных инвесторов без помощи и создало Белорусское агенство содействия иностранным инвестициям (БАСИИ), которое оказывает поддержку зарубежным компаниям на этапе изучения рынка, в поиске партнера, подготовке учредительных документов, осуществлении мониторинга по продвижению того или иного проекта [3, с. 28].
Главная задача изменения законодательных актов состоит в том, чтобы за счет привлечения иностранного капитала создать дополнительные источники финансирования прогрессивных структурных преобразований в экономике республики, развития мощного экспортного потенциала, способствовать повышению технического уровня производства, уменьшению потребностей предприятий Беларуси в энергоносителях и сырье, ликвидации существующих диспозиций и дефицита на рынке республики.
В политике Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций необходимо сделать акцент на стимулирование создания филиалов ТНК в форме новых предприятий на конкурентной основе. Это позволит, во-первых, интегрировать экономику в международные производственные и распределительные цепи, во-вторых, обеспечить приток новых технологий и постоянную своевременную их модернизацию, и в-третьих, приход ТНК в каждую отрасль на конкурентной основе поможет избежать злоупотреблений монопольным положением.
Необходимо также определить приоритетные сферы иностранного инвестирования [7].
Инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвесторов должны соответствовать установленным требованиям. Важнейшие из них: создание новых рабочих; внедрение современных и перспективных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; ориентирование на использование сырьевой базы республики.
Также необходимо подготовить перечень предприятий, инвестирование в которые предполагает дополнительные налоговые, таможенные льготы и страховые гарантии. Законодательство должно предоставлять иностранным инвесторам право принимать участие в приватизации белорусских предприятий, покупать акции за валюту; свободно перевозить за рубеж прибыль, полученную от инвестиций в Беларуси. Иностранный капитал не подлежит национализации.
Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энергоемкости и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.
Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь