Кадровая политика ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта рассмотреть теоретические и прикладные основы управления персоналом ,а на примере ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ» сделать оценку кадровой политики компании и рассмотреть пути повышения эффективности УП на предприятии.

Содержание

Введение 3
I Глава I . Теоретические и прикладные основы управления персоналом предприятия
1.1 Сущность, принципы ,методы УП 4
1.2 Организация управления кадровым потенциалом предприятия 10
1.3 Новые аспекты теории и практики УП 15
II Глава II. Организация работы с персоналом на примере ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ»
2.1 Кадровая политика ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ» 21
2.2 Экономико-организационная характеристика Компании 23
2.3 Оценка кадровой политики ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ» 27
2.4 Пути повышения кадровой политики Компании 30
III Глава III. Совершенствование работы организации по улучшению использования персонала
3.1 Разработка мероприятий , направленных на совершенствование организации предприятия в частности УП 33
3.2 Повышение эффективности УП на предприятии 34
Заключение 36
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

КОТОВ КП Организация производства готовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в Японии получили большое распространение системы «пожизненного найма» и оплаты по старшинству: главная мотивационная роль первой заключается в гарантии стабильной занятости, независимо от конъюнктурных колебаний и прочих факторов, а второй – в гарантии возрастающей платы за долголетнюю преданность фирме.

Тщательно разработанные и гибко, своевременно пущенные в оборот методы трудовой мотивации способствовали расширению масштабов производства на японских предприятиях, повышению производительности труда и в конечном итоге созданию товарного и сервисного изобилия на рынке.

В американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управления ими взамен «персонала» и «управления персоналом». Большинство фирм отказались также от традиционных наименований кадровых подразделений в пользу «отделов (служб) человеческих ресурсов», ввели новую терминологию в служебные документы. Сегодня она используется и применительно к планированию потребности в трудовых ресурсах и комплектованию штата (планирование «человеческих ресурсов») и применительно к повышению квалификации и профессиональному развитию работников («развитие человеческих ресурсов»). Изменения отражают переосмысление роли и места человека на производстве, происходящее в управлении в эпоху НТР, принятие новых теоретических концепций в основу управления персоналом и, как следствие, внедрение многими фирмами ряда новшеств в формах и методах кадровой работы.

Отличие концепции «человеческих ресурсов» от концепций управления персоналом, лежащих в основе школ «научного управления» или «человеческих отношений», состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением рабочей силы, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и даже созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.

Концепция человеческих ресурсов является, прежде всего, практической концепцией, появившейся в ответ на изменения условий хозяйственной деятельности корпораций в производственной, технической, социально-экономической сферах. Проявлением этих изменений явилось повышение роли рабочей силы в производстве. Решающим фактором конкурентоспособности во многих отраслях стали обеспеченность квалифицированной рабочей силой (начиная с руководителей высшего звена и вплоть до операторов), уровень ее мотивации, организационные формы и другие обстоятельства, определяющие эффективность использования персонала.

Один из постулатов теории «человеческих ресурсов» является приложимость ценностных категорий и оценок к использованию рабочей силы. При этом, с одной стороны, применение «человеческих ресурсов» характеризуется определенными затратами нанимателя, помимо выплачиваемой заработной платы. К ним можно отнести затраты на отбор персонала, его обучение, социальное страхование и т.п. С другой стороны, человеческие ресурсы характеризуются способностью создавать доход, поступающий в распоряжение работодателя. Именно эта способность определяет «ценностной» аспект использования человеческих ресурсов. Величина дохода зависит от индивидуальной производительности труда, его продолжительности и эффективности. Понятно, что здоровый работник с высоким уровнем квалификации, обученности и мотивации приносит компании более высокий доход, которым определяется его «ценность» для фирмы. В экономических исследованиях американские ученые приходят к выводу, что рост валового национального продукта США в послевоенные годы был в первую очередь связан с «фактором труда», в меньшей степени – с так называемым «фактором капитала», тогда как «фактор земли» почти не участвовал в этом процессе. Влияние фактора труда характеризуется двумя моментами: количественными (увеличение численности рабочей силы) и качественными изменениями, в которых наиболее ощутимо влияние НТР на производство. Это влияние осуществляется через изменение технологии и организации производства, рост обученности работников, изменение их профессионально-квалификационной структуры.

Крупным новшеством в кадровой работе является так называемое «планирование человеческих ресурсов». Оно включает прогноз перспективных потребностей, разработку схем замещения по группе управляющих высшего звена, выявление недостающих «человеческих ресурсов», а также планирование мероприятий, обеспечивающих их восполнение.

Наиболее значительные изменения происходят в отношении корпораций к тренировке профессиональных навыков и повышению квалификации работников. Общие затраты частного бизнеса на все виды обучения превысили 30 млрд. долл. в год. Например, в компаниях IBM и ATT они превысили 750 млн. долл. в каждой. Откровенно прагматическая концепция человеческих ресурсов требует, чтобы подход к каждому человеку в производстве и управлении определялся экономическими критериями: полные затраты, «вложенные в человека» за счет капитала фирмы (начиная от расходов по его найму, подготовке и переподготовке и кончая расходами по созданию надлежащих условий труда), должны неизменно окупаться и в долгосрочном аспекте приносить прибыль.

Важным отправным моментом теории «человеческих ресурсов» является посылка различий в «ценности» человеческих ресурсов. Речь идет о способности работника приносить большую или меньшую прибавочную стоимость в условиях фирмы. Различия в ценности определяются характером должности и индивидуальными различиями работников, занимающих одинаковую одноименную должность. Проведены специальные исследования выполненных Ф. Шмидтом, Д. Хантером и К. Пирлман, опытным путем выводилась денежная оценка различий в ценности работников как «разрыв между тем, что приносит компании лучший работник по сравнению со средним».

Американские ученые – социологи, экономисты – отмечают, что в ходе современного этапа НТР происходит резкое расширение возможностей работников влиять на результаты производственно-хозяйственной деятельности.

Частнокапиталистическая система хозяйствования усиливает разрыв между быстро изменяющимися потребностями производства и общим уровнем и характером профессиональной подготовки работников. НТР требует увеличения затрат фирм на обучение, профессиональную подготовку, систематическое повышение квалификации и переподготовку. Погоня многих корпораций за наиболее квалифицированной рабочей силой, обладающей практическим опытом, решает их частные проблемы, но усиливает общие диспропорции на рынке труда. Отражением этого обстоятельства является конкуренция за рабочую силу высокого качества. Переход к активным методам вербовки требует, однако, значительного увеличения бюджета кадровых служб. Расчеты по одной компании показали, что вербовка специалиста в колледже в среднем обходится фирме в 3 раза дороже по сравнению с обычными методами отбора из числа обратившихся на фирму. В корпорациях, которые идут на такие затраты, рабочая сила перестает быть «даровым» ресурсом. Поскольку в него инвестирован капитал, фирма становится заинтересованной в достаточно продолжительном и комплексном использовании этого специфического «ресурса». В практическом плане подобный подход связан с такими новыми моментами в кадровой работе, как составление прогнозов потребности по отдельным категориям персонала; специальный учет квалификации и профессиональных навыков с формированием банка данных; переход к активным методам вербовки и отбора персонала вне фирмы; значительное расширение масштабов применения внутрифирменного обучения персонала; использование ежегодной формализованной оценки результатов труда для обстоятельного выявления в интересах фирмы имеющегося потенциала каждого работника и т.д. В крупных корпорациях стали создаваться элементы внутрифирменной социальной инфраструктуры различного назначения – от кафетериев до врачебно-физкультурных диспансеров, появились программы по улучшению условий труда и более общие программы «повышения качества трудовой жизни». Ряд корпораций, заинтересованных в человеческих ресурсах высокого качества, в последние годы прилагает крупные усилия в изучении и разработке новых подходов к их планированию и использованию, новых форм организации управления. Так, 16 крупнейших корпораций совместно создали «Ассоциацию отслеживания внешней среды», которая по заданию финансирующих ее корпораций изучает влияние новой технологии, государственного регулирования и других внешних факторов на управление человеческими ресурсами.

Таким образом, изучая теоретические основы и опыт управления персонала за рубежом, мы можем добиться реальных успехов в нашей экономике на основе эффективного управления персоналом и постоянного его совершенствования.

Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общую мировую интеграцию.     

 

 

Глава II.  Организация работы с персоналом на примере ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ»

 

2.1. Кадровая политика  ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ»

   Кадровая политика  организации – это генеральное  направление кадровой работы, совокупность  принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание сплоченного квалифицированного и высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.

   Основной целью ОАО АК «Транснефть» в области управления персоналом является укомплектование системы магистральных нефтепроводов кадрами необходимого количества и качества, ориентированными на длительные трудовые отношения, а также повышение эффективности расходов на персонал.

В этой связи кадровая политика Компании направлена на решение следующих задач:

Обеспечение укомплектованности организаций системы ОАО «АК «Транснефть» высококвалифицированными кадрами и поддержание уровня их стабильности;

Совершенствование и повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с направлениями инновационного развития Компании;

Повышение эластичности систем материального и нематериального стимулирования с учетом региональных факторов и положения отдельных профессионально - квалификационных групп на рынке труда, обеспечение конкурентной системы оплаты труда;

Совершенствование системы управления производительностью труда.

Разработка и реализация мероприятий в области управления персоналом ОАО «АК «Транснефть» направлены на достижение целей стратегического развития Компании с учетом реализации проектов по развитию системы магистрального трубопроводного транспорта Российской Федерации.

 

2.2. Экономико-организационная  характеристика Компании

    Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" учреждено в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 года № 810 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 года № 1403.

В структуру системы АК "Транснефть" входят 12 дочерних обществ, основным видом деятельности которых является транспортировка нефти и эксплуатация магистральных нефтепроводов. Сервисные организации обеспечивают магистральные нефтепроводы технологической связью, осуществляют ремонт подводных переходов, диагностику магистральных нефтепроводов, метрологическое обеспечение транспорта нефти, проектно-изыскательские работы. Компания и ее дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов, составляющей около 47 455 км.   В таблице №1(Приложение №1) приведены основные дочерние общества, консолидированные в промежуточной финансовой отчетности Группы, и зависимые общества, учтенные по методу долевого участия.

Кроме того, дочернее общество ОАО "АК "Транснефть" - ООО "ТрансПресс" издает профессиональный журнал "Трубопроводный транспорт нефти", ЗАО "СК "Транснефть" осуществляет страхование Компании, а также обеспечивает социальную поддержку работников через систему медицинского страхования и страхования от несчастных случаев на производстве, НПФ "Транснефть" обеспечивает социальную поддержку работников через систему негосударственного пенсионного обеспечения.

   Основные направления деятельности Компании:

·  перекачка, координация и управление транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам на нефтеперерабатывающие предприятия России и за ее пределы;

·  профилактические, диагностические и аварийно-восстановительные работы на нефтепроводах;

·  координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных нефтепроводов и других объектов нефтепроводного транспорта:

·  взаимодействие с нефтепроводными предприятиями других государств по вопросам транспортировки нефти в соответствии с межправительственными соглашениями;

·  координация деятельности организаций в решении задач научно-технического прогресса в трубопроводном транспорте нефти, во внедрении новых технологий и материалов:

·  привлечение инвестиций для развития производственной базы, расширения и реконструкции акционерных обществ, входящих в компанию;

·  организация работы по обеспечению охраны окружающей среды в районах объектов нефтепроводного транспорта.

Основным видом деятельности ОАО "АК "Транснефть" является оказание услуг в области транспортировки нефти, газа и продуктов их переработки по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и за ее пределами, диспетчеризация поставок нефти.

Кроме того, Компания оказывает услуги по хранению нефти, газа и продуктов их переработки в системе магистральных трубопроводов, компаундированию нефти, реализации нефти, агентские услуги по таможенному оформлению нефти.

В настоящее время указанные виды деятельности не являются лицензируемыми (в действующей редакции Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ).

В 2009 году ОАО "АК "Транснефть" заключило 147 договоров об оказании услуг по транспортировке нефти, из них:

- 131 договор об оказании услуг по транспортировке нефти с российскими грузоотправителями, включенными Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в "Учетную структуру нефтяных компаний и нефтедобывающих организаций";

- договоры с АО "КазТрансОйл", АМОК на основании Межправительственных соглашений с французской компанией "Тоталь Разведка Разработка Россия" в рамках Межправительственного соглашения о разделе продукции;

13 договоров подряда с  дочерними обществами, обеспечивающими  эксплуатацию (обслуживание) магистральных нефтепроводов.

   Помимо основной деятельности по транспортировке нефти по территории Российской Федерации ОАО "АК "Транснефть" обеспечивает планирование и управление транспортировкой нефти на территории стран СНГ и Балтии, контроль за размещением нефти и её сдачей на зарубежных прием сдаточных пунктах, организовывает сбор и обобщение информации.

Являясь агентом российских грузоотправителей по транспортировке нефти по территориям Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины, ОАО "АК "Транснефть" заключило договоры на оказание услуг по транспортировке нефти с Новополоцким РУПТН "Дружба", РУП "Гомельтранснефть "Дружба", ОАО "Укртранснафта", АО "КазТрансОйл", компаниями "Скилтон Лимитед", "Лайкастер Лимитед", "Интернэшнл Порт Сервисез Лимитед". Кроме того, в рамках договоров об оказании услуг по транспортировке нефти грузоотправителям оказывался комплекс услуг по перевалке в морском порту Южный и таможенному оформлению нефти на территории Украины (в направлении порта Южный), а также агентских услуг по таможенному оформлению нефти на территории Республики Казахстан, перемещаемой по нефтепроводу "ТОН-2".

Услуги по хранению нефти в резервуарных парках системы магистральных нефтепроводов оказывались нефтяным компаниям на основании отдельно заключенных договоров, для этих целей было заключено 134 договора об оказании услуг по хранению нефти.

Информация о работе Кадровая политика ОАО АК «ТРАНСНЕФТЬ»