Капитальные вложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 11:08, реферат

Краткое описание

Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие «стратегия» по-разному, полагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции наиболее верный.
Термин «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду или strategos – искусство генерала) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

стратегический маркетинг.docx

— 60.39 Кб (Скачать файл)

Принцип единства и борьбы противоположностей — один из важнейших в философии — объясняет противоречивость исторического развития любой системы. Например, любой экономической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, поступательно-возвратный характер развития. Единство и борьба противоположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и  качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность  развития динамического процесса, а  его дискретность; не целостность, а  расчлененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения показателей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратегический маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособности. Новое качество ведет к снижению абсолютных и относительных затрат у потребителя, к снижению затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно привести к экономии времени, т.е. к снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводится анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и  качества связан диалектический закон "отрицание отрицания". Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание (рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурентоспособного. Например, в промышленно развитых странах ежегодно закрывается 8—12 % фирм, вместо них открываются новые, более рентабельные, прогрессивные. Продолжительность освоения и серийного выпуска промышленной продукции под давлением конкуренции в последние годы резко сократилась. Постоянно идет процесс воспроизводства более конкурентоспособных объектов. Например, в США за последние 15 лет продолжительность выпуска вычислительной техники сократилась в среднем в семь раз и составляет около года. В России за последние пять лет продолжительность выпуска продукции машиностроения сократилась примерно в два раза.

Кроме перечисленных принципов  диалектики, являющихся основой анализа, существуют специфические принципы анализа:

1) принцип единства анализа и  синтеза предполагает разложение  на составные части анализируемых  сложных явлений, предметов с  целью глубокого изучения их  свойств и в последующем рассмотрении  их в целом во взаимосвязи  и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего  звена (ранжирование факторов) предполагает  постановку целей и установление  способов достижения этой цели  с использованием методов факторного  анализа и структуризации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости  вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения  информации и условиям применения  объектов анализа и другим  условиям (см. п. 10.3);

4) принцип оперативности и своевременности  анализа направлен на сокращение  времени выполнения работ посредством  рациональной организации частичных  процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип количественной определенности  предполагает количественное выражение:  а) параметров и условий обеспечения  сопоставимости и оптимизации  альтернативных вариантов управленческого  решения; б) связей между компонентами  системы менеджмента; в) степени  неопределенности и риска при  принятии решения.

Схема проявления принципа единства анализа и синтеза показана на рис. 7.1.

 

 

Рис. 7.1. Схема проявления принципа единства анализа и синтеза

 

Допустим, мы построили дерево эффективности конкретного товара. Тогда на 0-м уровне будет показатель эффективности товара как отношение  совокупных затрат за его жизненный  цикл к полезному эффекту (отдаче) за этот же период. На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 — полезный эффект; 1.1 — показатели назначения товара; 1.2 — надежность; 1.3 — экологичность; 1.4 — эргономичность; 1.5 — технологичность; 1.6 — эстетичность (дизайн); 1.7 — стандартизация и унификация; 1.8 — патентная чистота и патентоспособность; 1.2.1 — безотказность; 1.2.2 — долговечность; 1.2.3 — ремонтопригодность; 1.2.4 — сохраняемость и т. д.).

Правая ветвь дерева эффективности  товара раскрывает затраты: на 1-м уровне — совокупные; на 2-м уровне: 2.1 —  на стратегический маркетинг; 2.2 — на НИОКР; 2.3 — на организационно-технологическую  подготовку производства нового товара; 2.4 — на производство товара; 2.5 —  на подготовку товара к функционированию или обращение; 2.6 — на эксплуатацию (использование) и ремонты (восстановление) товара за нормативный срок его службы; 2.7 — на утилизацию товара. На 3-м уровне приведем составляющие только по показателю 2.2 — затраты на НИОКР: 2.2.1 — на фундаментальные исследования; 2.2.2 — на прикладные исследования; 2.2.3 — на конструкторские работы; 2.2.4 — на опытно-экспериментальные и испытательные работы. По аналогичной схеме проводится структуризация остальных показателей на 3-м уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви "качество" это могут быть частные показатели качества, по ветви "затраты" — затраты по подразделениям и проблемам). На рис. 4.1 показатели 2-го и 3-го уровней схематично раскрыты полностью, однако цифрами для простоты обозначены только крайние показатели, например, 1.1 и 2.7.

После построения дерева эффективности  товара, т. е. после выполнения одного из первых этапов анализа, посредством  синтеза проверяется правильность структуризации показателей. Для этого  на белом листе перечисляются  вразброс (без привязки к ветви  дерева и уровню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без  номеров. Приведем фрагмент показателей  эффективности оборудования:

1) надежность;

2) затраты на прикладные исследования;

5) экологичность;

4) производительность;

5) затраты на патентный поиск;

6) технологичность;

7) совокупные затраты за жизненный  цикл товара;

8) сохраняемость свойств качества товара;

9) уровень вибрации;

10) полезный эффект и т. д.

Теперь мы должны каждому  показателю присвоить номер, принадлежащий  ему в дереве показателей по экономическому содержанию и логике. Так, "надежность" имеет номер 1.2, "затраты на прикладные исследования" — 2.2.2, "экологичность" — 1.3; "производительность" является одним из показателей назначения оборудования и этому показателю можно присвоить номер 1.1.1; "затраты на патентный поиск" являются частью затрат на фундаментальные исследования и этому показателю можно присвоить номер 2.2.1.2 (если 2.2.1 — затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 — анализ проблемы и разработка технического задания); "технологичность" — 1.5; "совокупные затраты за жизненный цикл" — 2; "сохраняемость свойств качества товара" — 1.2.4; "уровень вибрации" относится к частному показателю эргономичности (1.4), и ему можно присвоить номер 1.4.1, "полезный эффект" — 1.

После выполнения этой весьма трудной работы, требующей знания проблем эффективности, строится дерево показателей снизу, т.е. мы соединяем  ранее расчлененные элементы или  восходим "от корней" (с 4-го уровня) к его вершине. Дерево показателей, построенное на этапе анализа, мы не должны видеть (лучше, если анализ и  синтез проводят разные люди).

На следующем этапе  сопоставляем дерево показателей, построенное  на этапе анализа, с построенным на этапе синтеза. Следует добиваться их полного совпадения.

Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) как метод повышения  полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его  жизненный цикл в настоящее время  широко применяется в промышленно  развитых странах. Области применения ФСА: оптимизация конструкции машин  и оборудования, технологий, организационных  структур фирм и их подразделений, методов  организации производства. Этот метод  достаточно глубоко разработан, описан в литературе. Поэтому остановимся  только но основных особенностях ФСА.

Основные задачи ФСА:

• достижение оптимального соотношения между полезным эффектом объекта и совокупными затратами  за его жизненный цикл;

• нахождение совершенно новых  технических решений за счет применения функционального подхода;

• снижение расхода ресурсов разных видов по стадиям жизненного цикла объекта за счет ликвидации или сокращения вспомогательных и вредных (ненужных) функций объекта.

Основные принципы проведения ФСА:

• функционального подхода, т.е. рассмотрения объекта исследования с учетом тех функций, для выполнения которых он создается;

• стоимостной оценки, заключающийся в непрерывной экономической оценке возникающих технических решений;

• системного подхода к  объекту ФСА;

• комплексного подхода;

• динамического подхода;

• полного использования  достижений информатики и эвристики  и др.

Основные особенности проведения ФСА:

• объектами анализа могут  быть любая система (с любым количеством  элементов и связей), ее подсистемы или элементы, по которым можно  количественно выразить полезный эффект их функционирования по назначению;

• глобальным критерием  ФСА является максимум полезного  эффекта объекта на единицу совокупных затрат ресурсов за его жизненный  цикл;

• одновременно и с равной степенью детализации анализируется  оптимальность элементов полезного  эффекта и совокупных затрат по объекту;

• при проведении ФСА, прежде всего, устанавливаются целесообразность функций, которые должен выполнять  проектируемый объект в конкретных условиях, либо целесообразность, достаточность  и избыточность функций существующего  объекта. Не функции создаются или  уточняются для объекта, а, наоборот, выбирается или проектируется объект для выполнения необходимых функций  с минимальными затратами за его  жизненный цикл.

Организация работ по ФСА представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для подготовки и непосредственное проведение ФСА конкретных объектов, и включает:

а) подготовку к  внедрению метода, пропаганду его  возможностей для повышения эффективности производства;

6) обучение менеджеров  и специалистов основам метода;

в) подготовку специалистов для работы в координационной  группе по внедрению ФСА;

г) обеспечение работ по ФСА нормативно-методическими  документами;

д) формирование и функционирование рабочих органов  ФСА, интегрированных с существующими  службами фирмы;

е) создание экономических условий  для проведения работ по ФСА и  внедрения рекомендаций ФСА на основе их планирования, финансирования и  стимулирования.

Для организации и координации  работ по ФСА на фирме организуют координационный совет в составе  главных специалистов. Возглавляет  совет первый руководитель фирмы  или, в крайнем случае, его заместитель.

 

Список литературы

 

1. Баканов М.И., Шермент А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. — М.: "ДИС", 1999.

4. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

5. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. — М.: Дело, 1996.

6. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.

7. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. — СПб.: Наука, 1998.

8. Искусство администрирования: Практ. пособие / Под ред. Дебры Олкок / Пер. с англ. — М.: Изд-во "Финпресс", 1998.


Информация о работе Капитальные вложения