Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:01, курсовая работа
Сегодня, когда со всего света в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей, нужна информация и контроль.
Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются еще и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос, о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.
Введение 3
1 Сущность и значение качества продукции 4-5
Понятие качества продукции и роль стандартов в его обеспечении 5-7
Затраты на управление качеством и способы его измерения 7-17
2 Системы качества и способы его повышения 18
2.1 Основные этапы развития систем качества 18-30
2.2 Способы и методы повышения качества продукции 30-34
Заключение 35-37
Список литературы 38
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Атяшевский аграрный техникум»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Качество промышленной продукции. Сущность, значение, повышение качества продукции.
Автор курсового проекта: ____________
Специальность: «Экономика организации»
Руководитель работы:
Дата защиты курсового проекта:____________
Оценка: _________
Атяшево 2013
Содержание
Введение
1 Сущность и значение
качества продукции
2 Системы качества и
способы его повышения
2.1 Основные этапы развития
систем качества
2.2 Способы и методы
повышения качества продукции
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня, когда со всего света в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей, нужна информация и контроль.
Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются еще и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос, о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.
В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.
Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, Федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера и рабочего.
Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления. Качество продукции - важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и др.
1. Сущность и значение качества продукции
В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации».
Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.
Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции — это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.
Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория оно тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако нетождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.
Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.
Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.
Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.
Имидж высокого уровня — это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля — товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.
Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.
1.1 Понятие качества продукции и роль стандартов в его обеспечении
Что вкладывают в понятие "качество" специалисты Госстандарта России? Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг, оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства и не случайно производитель, рекламируя свою продукцию, в первую очередь, говорит о ее качестве. Именно качество - это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открываются двери к выходу из кризиса.
Качество - понятие многосложное, и его обеспечение требует максимальной консолидации научных сил объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов И при нынешней ситуации в России проблема качества только и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей и коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, каждого рабочего или исполнителя услуги.
Какая конкретная же роль отводится Госстандарту России для решения проблемы качества? Прежде всего, специалисты Госстандарта России совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы а условиях рыночной экономики в соответствии с правилами и нормами международной стандартизации. Новые правовые основы позволяют создавать стандарты на принципах всеобщей пользы с ориентацией на мировые достижения, с включением в эти стандарты обязательных (по требованиям безопасности) рекомендуемых норм и показателей. Стандартизация расценивается государством как средство управления качеством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей обеспечивающих выполнение требовании безопасности, защиту прав потребителей.
По прогнозам специалистов, в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.
Кроме стандартизации, существует также понятие метрология - наука об измерениях. Каким образом она гарантирует качество? От достоверности результатов измерения зависит достоверность определения показателей качества продукции и услуг. Недостоверные результаты измерений имеют отрицательные не только экономические но и социально политические последствия, поскольку подрывают доверие населения к отечественной технике и технологии к качеству потребляемых товаров снижают их конкурентоспособность на мировом рынке
Правовую основу для контроля качества создают чаконы "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации".
Осуществляемый территориальными органами Госстандарта государственный надзор и контроль также является одним из рычагов, влияющих на качество продукции. Деятельность в области государственного контроля должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите потребительского рынка от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.
Требуется уточнить сферы влияния и координации работ контрольных и надзорных органов, улучшить методы контроля расширить права и фор-мы государственной защиты должностных лиц, осуществляющих надзорные функции.
1.2 Затраты на управление
качеством и способы его
Обеспечение качества продукции связано с затратами.
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат.
Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 6.1 покажем цепочку формирования затрат и стоимости товара или услуги.
Рис. 6.1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции
Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.
Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.
В основном, на предприятии выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества: планирование выпуска изделий, конструирование изделия, подготовка производства, производство, производственный контроль, реализация и обслуживание, проверка качества в эксплуатации. При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения (см. табл. 6.1).
Таблица 6.1
Деятельность подразделений предприятия по управлению производственными затратами.
Функциональные мероприятия |
Исполняющие подразделения |
Операции по регулированию издержек |
Значимость |
1 |
2 |
3 |
4 |
Планирование продукции |
Планирование в масштабе всей корпорации |
1. Определение объема
целевых затрат на основе |
+ |
Отдел планирования продукции |
2. Выработка целевого объема капиталовложений. |
+ | |
Отдел инженерного обеспечения |
3. Распределение целевых
затрат между различными |
0 | |
Бухгалтерский отдел |
4. Распределение целевого объема капиталовложений между планирующими подразделениями. |
0 | |
Конструирование продукции |
Отдел планирования продукции |
1. Определение затрат на основе прототипа. |
+ |
2. Оценка возможностей достижения целевых затрат. |
+ | ||
Инженерные подразделения |
3. Принятие необходимых мер для уменьшения разницы между целевыми затратами и затратами, определенными по прототипу. |
- | |
Подготовка производства |
Отдел планирования продукции |
1. Определение затрат, учитывая подготовку линий, и плана капиталовложений. |
+ |
Инженерные подразделения |
2. Оценка возможностей достижения целевых затрат. |
+ | |
3. Принятие мер для
уменьшения отклонений от |
+ | ||
Инженерное обеспечение производства |
4. Определение объема
капиталовложений в |
0 | |
Отдел контроля продукции |
5. Оценка производственных планов, условий производства и принятии решений относительно изготовления или запуска частей. |
0 | |
Снабжение |
Отдел снабжения |
1. Оценка планов поставки и условий закупки. |
0 |
2. Установление контроля за ценами поставщиков (сравнение целевого и реального снижения затрат, анализ и принятие необходимых мер). |
0 | ||
3. Оценка возможностей
уменьшения цен поставщиков, оказание
помощи поставщикам в |
+ | ||
Производство и контроль |
Исполняющие подразделения |
1. Осуществление управления затратами через: а)планирование финансированных затрат (производственный отдел и администрация). |
0 |
Бухгалтерские отделы |
б)снижение затрат в первоначальных проектах (по каждому типу изделий и по каждому стоимостному фактору). |
0 | |
в)работа среди персонала по проведению мероприятий, направленных на снижение затрат. |
+ | ||
Сбыт и обслуживание |
Исполняющие подразделения |
1. Определение действительных затрат на новую продукцию путем всесторонней оценки. |
0 |
Бухгалтерские отделы |
2. Участие в анализе
и обслуживании проверок на
функциональных совещаниях по
управлению затратами и |
0 |