Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:14, контрольная работа

Краткое описание

В развитии теории экономического анализа можно проследить пять основных этапов.
Первый этап связан с развитием идей детерминированного равновесия, наиболее полно сформулированных в работах К. Вальраса.
Второй этап связан с теорией сравнительной статики, которая предполагает возможности и достижения экономической системой общего равновесия, а также определяет условия частичных равновесий. Сравнительный статистический анализ является результатом трудов А. Маршалла, Д. Кейнса, В. Леонтьева.

Содержание

I.Этапы развития теории экономического анализа.
II. Полезность. Предпочтения. Спрос
III. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
IV.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

текст реферата.docx

— 86.57 Кб (Скачать файл)

Содержание.

I.Этапы развития теории экономического анализа.

II. Полезность. Предпочтения. Спрос

III. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.

IV.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В развитии теории экономического анализа можно проследить пять основных этапов.

Первый этап связан с развитием идей детерминированного равновесия, наиболее полно сформулированных в работах К. Вальраса.

Второй этап связан с теорией сравнительной статики, которая предполагает возможности и достижения экономической системой общего равновесия, а также определяет условия частичных равновесий. Сравнительный статистический анализ является результатом трудов А. Маршалла, Д. Кейнса, В. Леонтьева.

Третий этап представлен теориями, посвященными максимизации действий экономического объекта (У.Э. Джонсон, Е.Е. Слуцкий, Дж.Р. Хикс, Р. Дж.Аллен), в которых сформулировано наиболее важное условие равновесия как равенство предельных норм замещения соотношению цен соответствующих благ.

Четвертый этап связан с открытием принципа соответствия, введенного в аналитическую экономику П. Самуэльсоном.

Пятый, современный этап развития теории экономического анализа характеризуется использованием теории сравнительной динамики, отличительной чертой которой является то, что время входит в качестве независимой переменной в каждый исследуемый экономический процесс.

В современной теории экономического анализа можно выделить два различных  направления будущих исследований:

· на линейных участках кривых, характеризующих эволюционное совершенствование систем, целесообразным останется применение традиционных методов анализа и метода экстраполяции;

·  в окрестностях же точек перегиба и на логистических участках кривых следует применять основные теоремы экономической динамики, изложенные Р. Харродом.

В России развитие экономического анализа следует отнести к  началу ХХ столетия, когда появился ряд аналитических расчетов, связанных  с оценкой бухгалтерского баланса. Эта тенденция была продолжена в 20-е гг. ХХ столетия. В начале 30-х гг. появились первые книги по анализу хозяйственной деятельности предприятий (Д.П. Андрианов, М.И. Баканов, М.Ф. Дьячков, И.Е. Колосов, С.К. Татур ). Значительная работа по становлению и развитию экономического анализа была проделана Госбанком СССР, в результате которой стало возможным проведение комплексного анализа хозяйственной деятельности по единой методике. Значительное развитие получили работы по экономическому анализу в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы значительное внимание уделялось анализу технического потенциала предприятий, что привело к возникновению термина «технико-экономический анализ».

Проводившиеся экономические  преобразования (1965 и 1979 гг.) также способствовали развитию экономического анализа. В  современных условиях особенностью экономического анализа является существенное изменение его функций и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПОЛЕЗНОСТЬ. ПРЕДПОЧТЕНИЯ.СПРОС.

Рыночный спрос формируется  на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются  своими потребностями и наличными  средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.

Термин "полезность" был  введен английским философом И.Бентамом. "Под принципом пользы, - писал он, - понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью".1

Согласно Бентаму, максимизация полезности и является руководящим  психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье.

Приняв утилитаристскую  доктрину полезности, экономисты получили возможность создать теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о  сопоставимости полезности самых разнообразных  благ. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так  распределить свои средства на покупку  различных благ, чтобы максимизировать  ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется  своими личными вкусами и представлениями.

Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет  сугубо личностный, субъективный характер. Курящий оценивает полезность сигарет  весьма высоко, несмотря на то что курение  вредит его здоровью и он знает  об этом. Французский философ Э. де Кондильяк (1715-1780) писал: "Итак, в суждении о пользе вещей состоит их ценность, и по мере сего суждения она возвышается и понижается... Но вздумали почитать ценность качеством неотносительным, нераздельным с вещами и независимым от суждений, а сие сбивчивое понятие послужило лишь источником худых умствований".2

Очевидно также и то, что, для того чтобы максимизировать  ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии  каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы - количественный и порядковый.

В последней трети XIX в. У. Джевонс, К. Менгер,3 Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности, в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Ее разделял и А. Маршалл. Эта теория встретила серьезную критику. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную количественной порядковую теорию полезности, не предполагающую не только возможности и необходимости соизмерения полезности благ для объяснения поведения потребителей, но и вообще какого-либо упоминания о полезности. В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и поныне остается наиболее распространенной, несмотря на ряд появившихся позднее так называемых "новых теорий".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ (КАРДИНАЛИСТСКИЙ) ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛЕЗНОСТИ И СПРОСА.

Количественный подход к  анализу полезности основан на представлении  о возможности измерения различных  благ в гипотетических единицах полезности в  ютилах (от англ. utility -полезность).

В частности, предполагается: потребитель может сказать, что  ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок - 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты - 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина - 63 ютила и т.д.

Следует подчеркнуть, что  количественные оценки полезности того или иного товара или товарного  набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности  объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности - для другого. В приведенном выше примере речь идет, видимо, о заядлом курильщике, поскольку добавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарного набора. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный русский экономист  Н. X. Бунге предлагал использовать термин "годность" (Nutze - нем.). "Потребность в наркотических веществах, - писал он, - несомненна, но можно ли сказать, что опиум и гашиш полезны для курильщиков, - они только годны как вещество для опьянения".1

Итало-швейцарский экономист  и социолог В. Парето предлагал заменить термин "полезность" неологизмом  ophelimite, образованным им от греческого iojelimoz, означавшим соответствие между вещью и желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин "желаемость" (desirabilite - фр.), считая, что он "не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных".

В поддержку термина "желаемость" высказывался и известный американский экономист и статистик И. Фишер. "Полезность, - считал он, - является наследием Бентама и его теории удовольствия и страдания". Фишер указывал и на предпочтительность антонима "нежелательность" по сравнению с "бесполезностью". (Совсем неудачен употребляемый в нашей современной литературе антоним "антиполезность").

Тем не менее термин "полезность" пережил своих критиков и используется поныне.

Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель  может дать количественную оценку в  ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

TU = F(QA, QB, ..., QZ),       

где TU - общая полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, QZ - объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность – TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара – X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть  следующим образом:

где ΔTUx– приращение общей полезности; ΔQx - малое (единичное) приращение количества товара X.

 

Закон убывающей предельной полезности гласит: по мере увеличения количества потребляемого товара его  предельная полезность имеет тенденцию  к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена.

Согласно второму закону Госсена: при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной.

При устойчивой тенденции  падения предельной полезности увеличение числа покупок не приносит потребителю  дополнительного удовлетворения, поэтому  покупательский спрос на товар будет  уменьшаться.

Для реализации большего количества товара цены на них должны понижаться так, чтобы соответствовать падению  прироста удовлетворения потребителя. Данная тенденция помогает глубже познать  закон спроса.

Как известно, покупатель потребляет много продуктов и для каждого  из них вышеназванный закон действует. Совершенно очевидно, что потребитель  будет приобретать в первую очередь  те товары, которые обладают большей  полезностью, до тех пор, пока предельные полезности потребляемых им продуктов  не сравняются. Если хотя бы у одного товара предельная полезность будет  чуть выше предельных полезностей других товаров, потребитель будет отдавать предпочтение ему. Когда же предельные полезности всех потребляемых им товаров  сравняются, сложится как раз необходимая  ему одному структура расходов. Сам  же потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Значит, условием равновесия потребителя считается  равенство предельных полезностей  приобретаемых им продуктов. Правило  максимизации полезности в соответствии со сказанным заключается в таком  распределении денежного дохода потребителя, при котором последний  рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Вывести  потребителя из состояния равновесия смогут только изменения потребительских  предпочтений, цены на продукты и размеры  доходов.

Условие равновесия потребителя  может быть выражено следующим образом:

 где MU - предельная полезность отдельных товаров; Р - их цена.

Пример. Покупатель пришел в магазин, имея 350 руб. Предположим, что имеется два товара: Хи 7, цены которых соответственно 50 и 100 руб. Сколько единиц товара X и 7 купит покупатель? Иными словами, как он распределит свой бюджет на покупку этих товаров исходя из их полезности?

Оценим полезность товара X и 7 в баллах исходя из субъективных представлений, занесем данные в  соответствующие графы табл. 6.1 и  определим, какую полезность каждый из товаров принесет на 1 руб. затрат (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Выбор сочетания  товаров X и Y, максимизирующего полезность

 

Из данных таблицы вытекает, что максимальную полезность принесет комбинация из трех единиц товара X и  двух единиц товара Y. Любая другая комбинация товаров или не отвечает правилу  максимизации их полезности, или выходит  за рамки наших бюджетных возможностей.

 

IV.ПОРЯДКОВЫЙ (ОРДИНАЛИСТСКИЙ) ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛЕЗНОСТИ И СПРОСА.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности. Авторами теории можно считать английского экономиста и статистика Ф. Эджуорт, итало-швейцарского социолога и экономиста В. Парето, американского экономиста и статистика И. Фишера. Теория приобрела широкое распространение после систематизации, проведённой в 30-х гг. XX века в работах Р. Аллена и Д. Хикса.

В ординалистской теории экономистов интересует вопрос: «Какой набор товаров, А или В, предпочтительнее?». Используя полученную информацию, позволяющую определить порядковую полезность, можно однозначно определить основные характеристики рыночной кривой спроса.

Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Информация о работе Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса