Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 00:14, контрольная работа

Краткое описание

В развитии теории экономического анализа можно проследить пять основных этапов.
Первый этап связан с развитием идей детерминированного равновесия, наиболее полно сформулированных в работах К. Вальраса.
Второй этап связан с теорией сравнительной статики, которая предполагает возможности и достижения экономической системой общего равновесия, а также определяет условия частичных равновесий. Сравнительный статистический анализ является результатом трудов А. Маршалла, Д. Кейнса, В. Леонтьева.

Содержание

I.Этапы развития теории экономического анализа.
II. Полезность. Предпочтения. Спрос
III. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
IV.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

текст реферата.docx

— 86.57 Кб (Скачать файл)

Согласно данному направлению  теории предельной полезности:

1) предельная полезность неизмерима;

2) субъект измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ;

3) субъект в состоянии измерить только порядок предпочтения наборов благ;

4) все наборы благ можно сгруппировать, распределив их по множествам на основе предельной полезности входящих в эти множества благ;

5) графически набор вариантов, обладающих равной предельной полезностью, изображается в виде набора кривых безразличия;

6) функция полезности заменяется индексными функциями;

7) теория предельной полезности предстает в целом как модель кривых безразличия.

Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:

гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.

гипотеза транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны.

гипотеза ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

гипотеза рефлексивности: A~A

гипотеза выпуклости

гипотеза безразличия

Именно ординалистское направление  теории предельной полезности ложится  в фундамент потребительского поведения.

Ординалисты (Дж. Хикс, В. Парето) объясняли поведения потребителя и потребительское равновесие при помощи бюджетных линий и кривых безразличия.

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного  дохода. Например, если продукт А стоит 1,5 доллара, а продукт В - 1 доллар, то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в таблице при денежном доходе, равном 12 долларов [8].

 

Таблица 2 - Суммарный расход на покупку продуктов А и В

Единицы продукта А

Единицы продукта В

Суммарный расход (долл.)

8

0

12(=12+0)

6

3

12(=9+3)

4

6

12(=6+6)

2

9

12(=3+9)

0

12

12(=0+12)


 

Изобразим на графике бюджетную  линию потребителя.

Рисунок 1 - Бюджетная линия

Бюджетная линия показывает все возможные комбинации каждой пары продуктов, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на продукты и данной величине его дохода.

Наклон бюджетной линии  зависит от отношения цены товара В к цене товара А, то есть крутизна наклона равна РВ/РА=1 долл./1,5 долл.=2/3. Это математический способ выражения того факта, что потребитель должен воздержаться от приобретения двух единиц товара А по цене 1,5 доллара каждая, чтобы получить 3 доллара, необходимых для покупки трёх единиц продукта В. Иными словами, при перемещении вниз по бюджетной линии следует отказаться от двух продуктов А для приобретения трёх продуктов В.

Рассмотрим свойства бюджетной  линии.

Расположение бюджетной  линии зависит от величины денежного  дохода. Увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной  линии вправо, уменьшение - влево [8].

Изменение цен продуктов  также приводит к перемещению  бюджетной линии. Снижение цен обоих  продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает бюджетную  линию вправо, рост цен на продукты А и В - влево. Возможны и другие варианты.

Бюджетные линии несут  объективную информацию о величине дохода и цен. Кривые безразличия  несут субъективную информацию о  предпочтениях потребителя. Другими  словами кривые безразличия демонстрируют  все возможные комбинации продуктов  А и В, дающие потребителю равный объём удовлетворения потребностей, или полезности.

Представим кривую безразличия  в виде таблицы и графика .

 Таблица 3 - Комбинации продуктов А и В

Комбинации

Единица продукта А

Единица продукта В

j

12

2

k

6

4

l

4

6

m

3

8


Любая комбинация представляет одинаковую совокупную полезность продуктов  А и В для потребителя.

 

Рисунок 2 - Кривая безразличия

 

Свойства кривой безразличия

Нисходящий вид кривой: потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта А, чтобы приобрести некоторое количество продукта В. Между  количествами А и В существует обратная связь. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет  нисходящий вид.

Выпуклость по отношению  к началу координат. Кривая безразличия  выпукла, если смотреть на неё от начала координат.

Наклон кривой безразличия  отражает величину предельной нормы  замещения (MRS), поскольку он показывает в какой степени (или в пределе) потребитель готов заместить  один продукт другим (продукт А  продуктом В), чтобы получить при  этом то же удовлетворение потребности [8].

Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о  том, что готовность потребителя  к замене продукта А продуктом  В уменьшается по мере перемещения  вниз по кривой. Или MRS снижается по мере продвижения вправо вдоль кривой безразличия.

 В т. k: ; в т. l: ; в т. m:

Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке  является отрицательной величиной, т.к. сокращению одного блага соответствует  увеличение другого.является положительной величиной, т.к. равна абсолютному значению тангенса угла наклона.

Количество продукта А  предназначенного к замещению продуктом  В уменьшается с 3 до 1/2. В результате получаем кривую с убывающим наклоном, т.е. выпуклую по отношению к началу координат [9].

Карта безразличия. Наша кривая безразличия соответствует некоторой  постоянной величине совокупной полезности, которая может изменяться. Поэтому  существует целая серия кривых безразличия, или карта безразличия.

Рисунок 3 - Карта безразличия.

 

Каждая кривая на рисунке  соответствует различной величине совокупной полезности: кривая I3, расположена  правее кривой I2, содержащей большую  полезность, чем кривая I2. Кривая I1, располагается левее кривой I2 и  кривой I3. Поэтому показывает меньшую  полезность. Это можно продемонстрировать проведя прямую от начала координат, точки пересечения которой с  кривыми безразличия соответствуют  большему количеству как продукта А, так и продукта В и, следовательно, большей величине совокупной полезности.

Совмещая линии потребительского бюджета и карт безразличия, найдём равновесие потребителя.

 

Рисунок 4 - Равновесное положение  потребителя.

 

Равновесное положение потребителя  достигается в точке Х, в которой  бюджетная линия касается кривой безразличия. В этом случае потребитель  имеющий доход в 12 долларов, купит 4 единицы продукта А и 6 единиц продукта В.

Точки Y и Z также показывают доступные данному потребителю  комбинации продуктов А и В, которые  соответствуют меньшим совокупным полезностям, о чём свидетельствует  факт их расположения на более низких кривых безразличия.

Точка W хотя и соответствует  большей сумме полезностей, чем  точка Х, но находится выше бюджетной  линии и, следовательно, недоступна для донного потребителя.

Таким образом, в точке  Х достигается наилучшая, или  оптимальная из доступных потребителю, комбинация продуктов А и В.

Заметим, что в точке  касания Х наклон кривой безразличия  совпадает с наклоном бюджетной  линии. Поскольку наклон кривой безразличия  отражает MRS, а наклон бюджетной линии  равен РВ/РА, оптимальное, равновесное  положение достигается при условии, что MRS=РВ/РА.

Итак, мы рассмотрели два  подхода, которые можно использовать для построения кривой спроса на тот  или иной продукт, когда известна его цена, доход и предпочтения потребителей.

Следует отметить, под спросом  обычно понимают платёжеспособную потребность. Это означает, что спрос на определённый продукт зависит от его цены, характера  данного продукта и дохода потребителя. Изменение данных параметров преобразует  структуру спроса потребителя. Закономерность здесь следующая: с ростом дохода потребителя уменьшается потребление  продовольственных товаров, особенно низшей категории и увеличивается  спрос на высококачественные услуги и товары длительного пользования .

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая  поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения  отдельных потребителей. Эти решения  продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного  эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй половине XIX в. Такие положения и выводы, как функция полезности, первый и второй законы Госсена, кривые безразличия, бюджетная линия и др., сейчас встречаются во всех курсах по экономической теории. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

Кардиналисты заметили, что если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нём. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромиссы, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в своё распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления.

Ординалисты - представители другого направления в теории потребительского поведения полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то её невозможно измерить, и вводят понятие "ординальной" (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причём каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение - доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах на эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т.е. величину спроса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика в 2-х томах.- М.: Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.

2. Козырев В.М. Основы современной экономики - М.: Финансы и статистика, 2009 г. - С. 140-145

3. Основы экономической теории. Курс лекций/ Под ред. Смирнова В.Т., Бондарева В.Ф., Романчина В.И. и др. - Учебное пособие. Орел: ОрелГТУ, 2002 - С. 115-123.

4.  Нордхаус В. Самуэльсон П. Экономика. - М: «Вильямс», 18-е издание, 2009. - С. 91-96

5. Материалы эл. сайта «Википедия»

6. Политическая экономия (экономическая теория)/ Под редакцией В.Д. Руднева - Издательство: Дашков и Ко, 2009 г. - 856 с.

7.  Экономическая теория: Учебник / Под редакцией В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой - М.: Юрайт, 2006. - 557 с.

8. Экономическая теория. Микроэкономика/ Под редакцией Г.П. Журавлева - Издательство: Дашков и Ко, 2011 г. - 936 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса