Коммерческая тайна и организация ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 18:20, реферат

Краткое описание

В рыночно-конкурентных условиях существует масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности.
Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Сущность и значение коммерческой информации…………………………..5
1.1. Понятие коммерческой тайны………………………………………...8
1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне………………………………………………………………………………..9
2. Защита коммерческой тайны…………………………………………………14
2.1. Организационно-технические мероприятия по обеспечению сохранности коммерческой тайны ……………………………..........................17
2.2. Ответственность за разглашение коммерческой тайны………………………………………………………………………….…..18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ком тайна.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

Далее, перед группой экспертов  необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

  1. выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент
  2. исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий
  3. определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Если с экономической  точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и  в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.

Так, для сведений научного характера - это, как правило:

  • идеи, изобретения, открытия
  • отдельные формулы
  • новые технические проекты
  • новые методы организации труда и производства
  • программное обеспечение ЭВМ
  • результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

  • конструкторская документация, чертежи, схемы, записи
  • описания технологических испытаний
  • «ноу-хау»
  • точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)
  • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.
  • используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

  • сведения о заключенных или планируемых контрактах
  • данные о поставщиках и клиентах
  • обзоры рынка, маркетинговые исследования
  • информация о конфиденциальных переговорах
  • калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли
  • планы развития предприятия и его инвестиций.

Если в выделении узловых  сведений возникают проблемы, то можно  изучить рассматриваемый вид  деятельности по отдельным технологическим  этапам, по логическому алгоритму  действий, по временным отрезкам.

При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен  гриф. Например, “коммерческая тайна”.

Руководитель составляет списки сотрудников, которые допущены к такой информации. Этот список гендиректор также утверждает своим распоряжением. В трудовые договоры со всеми работниками администрации следует добавить запись о неразглашении коммерческой тайны в течение всей работы на предприятии, а также после увольнения (обычно в течение трех лет).

Исключение сведений из категории  составляющих коммерческую тайну предприятия  производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась  или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление  нового образца, утечка информации к  конкуренту и т.п.).

 

 

 

 

2. ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ  ТАЙНЫ

Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные, т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может  быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению  его удовлетворения.

Принятие специальных  мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит, прежде всего, от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую  представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более  сложный объект защиты.

Специальные меры, которые  осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и  внутренние.

К внешним мероприятиям относятся  следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости  производится изучение связей сотрудников  частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие  интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они  к конкурирующей фирме или  к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий  правоохранительный орган. Тем самым  пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной  фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и  кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).

В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются  их анкетные данные, поведение по месту  жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные  и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился  ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь  с преступным миром). В ходе анализа  собранных материалов выясняется, нет  ли каких-либо в них противоречий.

Дополнительно может проводиться  тестирование лица для выяснения  моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей  фирме и причины ухода. После  этого делается вывод о пригодности  кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости  от поведения продолжают изучаться  и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может  специально направить своих людей  для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения  о нем ценных сведений.

Компьютеризация предпринимательских  структур, накопление с ее помощью  различной информации привлекает как  конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающие воспользоваться  этой информацией, находятся среди  обслуживающего персонала, а это  уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасности своевременно выявить среди обслуживающего персонала  тех сотрудников, которые вынашивают намерения использовать имеющиеся  в их распоряжении сведения для продажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получения выгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия, преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.

Субъектами компьютерных преступлений, как правило, являются высокообразованные специалисты, имеющие  доступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например, совершается мошенничество (снимаются  деньги со счетов клиентов вымышленным  лицом, занимаются спекуляцией, используя  банковский капитал, на валютных биржах, оплачивают собственные счета и  т. д.).

Развитию данного вида преступлений способствует также и  то, что фирмы и банки не стремятся  оглашать факты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такое положение, шантажируют  владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды и шифры, что может  повлечь миллионы расходов для их замены.

Предприятия, располагающие  ценной информацией, должны хранить  ее в специальных несгораемых  шкафах или сейфах, не допускать  утери ключей от них или передачи на хранение другим лицам, даже из числа  особо доверенных.

Некоторые фирмы, например, используют для хранения секретной  информации сейфы (шкафы), открываемые  с помощью специальной магнитной  карты или других сложных сигнальных электронных устройств. Следует  отметить, что и эта мера значительно  затрудняет к ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических и технических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.

Осуществление специальных  внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю  целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.

В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения  о сыскной и охранной частной  деятельности. Оценивая данный закон  с критических позиций, следует  указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых  и запрещаемых услуг, которые  могут оказывать субъекты негосударственной  детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники.

2.1. Организационно-технический  мероприятия по обеспечению сохранности  коммерческой тайны

Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга  сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности для предприятия, характера  и размера ущерба, который может  быть нанесен предприятию при  разглашении этих сведений. К решению  этой проблемы следует подходить  особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены  из внимания, то все принимаемые  меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приводят к неоправданным  экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

Эффективная защита коммерческой тайны  возможна при обязательном выполнении ряда условий:

- единство в решении производственных, коммерческих, финансовых и режимных вопросов;

- координация мер безопасности между всеми заинтересованными подразделениями предприятия;

- научная оценка информации и объектов, подлежащих классификации (защите). Разработка режимных мер до начала проведения режимных работ;

- персональная ответственность (в том числе и материальная) руководителей всех уровней, исполнителей, участвующих в закрытых работах, за обеспечение сохранности тайны и поддержание на должном уровне режима охраны проводимых работ.

- включение основных обязанностей рабочих, специалистов и администрации по соблюдению конкретных требований режима в коллективный договор, контракт, трудовое соглашение, правила трудового распорядка.

- организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны. Введение соответствующей маркировки документов и других носителей закрытых сведений;

- формирование списка лиц, уполномоченных руководителем предприятия (фирмы) классифицировать информацию и объекты, содержащие сведения, составляющие КТ;

- оптимальное ограничение числа лиц, допускаемых к КТ;

- наличие единого порядка доступа и оформления пропусков;

- выполнение требований по обеспечению сохранения КТ при проектировании и размещении специальных помещений; в процессе НИОКР, испытаний и производства изделий, сбыта, рекламы, подписания контрактов, при проведении особо важных совещаний, в ходе использования технических средств обработки, хранения и передачи информации и т.п.;

 

2.2. Ответственность  за разглашение коммерческой  тайны

За разглашение коммерческой тайны можно привлечь к гражданской, административной и уголовной ответственности. Если открыл коммерческую или служебную  тайну, нарушив условия трудового  договора, то виновный обязан возместить все убытки, причем не только те, что  вызвали реальный ущерб, но и упущенную  выгоду (ст. 15 ГК). Такая же участь постигнет  не только сотрудников, но также и  граждан и предприятия, которые  узнали информацию незаконно (п. 2 ст. 139 ГК).

Впрочем, это еще не самое  серьезное наказание. Если работник будет незаконно собирать засекреченные  сведения, то ему грозит штраф или  два года лишения свободы. Причем здесь достаточно уже того, что  он просто собирает эту информацию, и неважно разгласил он ее или нет. Если же он раскрыл и использовал эти сведения без согласия владельца из корысти или личной заинтересованности, а это причинило крупный ущерб компании, то работник может быть лишен свободы на срок до трех лет.

Информация о работе Коммерческая тайна и организация ее защиты